Все статьи

Ваш подросший ангел

25 февр. 2018
944
Ваш маленький ангел вырос, и теперь вы можете чувствовать себя разочарованным и беспомощным родителем подростка. К сожалению, не существует правил навигации на этом маршруте к взрослой жизни. Цель статьи - показать, в каких ситуациях вы можете что-то сделать, а когда лучше и вовсе не вмешиваться.

Довольно часто к психологу на консультацию приходят родители подростков. Многие говорят о том, что раньше они прекрасно общались со своими детьми, было понимание, а теперь ребенка как подменили. Родители жалуются на изменения в поведении ребенка, которое стало им непонятно, жалуются на то, что дети игнорируют просьбы, стали странно одеваться, говорить, появились увлечения, которые пугают родителей.
Приведу в качестве примера, некоторые запросы на консультации родителей подростков:
  • «Меня как будто нет, дочь меня не слышит и никогда не делает то, о чем я ее прошу»,
  • «Сын сбрил волосы по бокам и сзади, заплетает их в хвост, как девочка!...»,
  • «Через месяц сыну будет 15 лет. Он замкнулся в себе, перестал посещать школу, делает все, что только хочет, по дому не помогает, на замечания не реагирует, в личной беседе между нами, если такая удаётся, он обещает, что все изменится, все будет хорошо, но на следующее же утро все повторяется. В школу не просыпается, игнорирует, а иногда и хамит, весь день не выходит из квартиры и "торчит" в ноутбуке...»,
  • «Моему сыну 12 лет. С каждым днём наши отношения все больше портятся, и я уже не знаю, что мне делать и как с ним говорить. Ощущение, что он просто не хочет слышать меня. Он стал часто мне хамить, говорить, что я его достала и прочее. В школе на него жалуются все учителя из-за его поведения. Когда я пытаюсь с ним поговорить, он слушает, но ничего не меняется, поведение только хуже становится. Когда уже не выдерживаю и начинаю кричать, он обижается и говорит, что плохая я и дело не в нем, а во мне».

Чувства обеспокоенных родителей понятны и объяснимы. Это чувство глубокого разочарования и беспомощности. Родители хотят, чтобы поведение ребенка было другим, но они не имеют ни малейшего представления о том, каким образом можно что-либо изменить.

Когда поведение ребенка выходит из-под контроля, то большинство родителей считают именно подростка источником всех бед и несчастий, который как будто одномоментно обрушились на голову всей семьи. В этот непростой период, для ребенка очень важна поддержка, принятие и помощь родителей в экспериментировании со своей возрастающей независимостью. Несмотря на то, что сверстники оказывают достаточно сильное влияние в вопросах социального поведения, моды, мировосприятия, родителям крайне важно оставаться в круге доверия ребенка, быть авторитетом в ключевых сферах жизни: здоровье, образование, нравственность и т. д. Родители играют жизненно важную роль, помогая ребенку чувствовать себя уверенно, комфортно и спокойно.

Карта помощи родителям подростков
[/CENTER]
1. Ребенок слишком эмоционален. Часто проявляет агрессию и негативизм. Не может себя контролировать

Причины изменений в поведении. Как проявляется:
Причины:
Мозг подростков созревает неравномерно. Это приводит к неусидчивости, эмоциональной неустойчивости, гиперактивности (когда возбудимость превышает норму), внимание становится непродолжительным. Их поведение может быть рискованным, но в то же время они способны совершать резкие скачки в мышлении и быстро приспосабливаться к различным обстоятельствам. Ребенку трудно воспринимать информацию с первого раза. Замедляется реакция и подросток не сразу может отвечать на заданные вопросы, не сразу начинает выполнять просьбы и требования. Детям подросткового возраста очень трудно контролировать свои эмоции как положительные, так и отрицательные.

Происходит перестройка памяти. Постепенно ребенок переходит к использованию логической, произвольной и опосредованной памяти. Развитие механической памяти замедляется. Проявляется в жалобах на плохую память. Меняется отношение между памятью и мышлением. Для подростка вспомнить - значит мыслить.

В чем проявляется:
В поведении подростков отмечаются демонстративность, внешнее бунтарство, стремление освободиться из-под контроля взрослых. Они могут демонстративно нарушать правила поведения, не вполне корректным образом обсуждать слова или поведение людей, отстаивать свою точку зрения, даже если не совсем уверены в ее правильности. Возникает потребность в доверительном общении. Подростки хотят быть услышанными, им необходимо, чтобы их мнение уважали. Они очень переживают, когда их перебивают, не дослушав.

Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку и себе:
  • Запаситесь терпением. С пониманием относитесь к ребенку и происходящему. Не стоит торопить ребенка сделать что-то быстрее или ответить вам сиюминутно. Необходимо давать время на раздумье и не оскорбляйте ребенка и не раздражайтесь.
  • Отнеситесь к проявлению эмоций с пониманием. В конфликтных ситуациях переключайте внимание на что-либо другое.


2. Склонность к риску, опасному поведению

Причины изменений в поведении. Как проявляется:
Причины:
Зоны мозга, ответственные за оценку потенциального наказания, у подростков менее активны и наоборот, они куда более восприимчивы к возможности победы (например, преодоления себя) - что бы это ни значило в той или иной конкретной ситуации. Это говорит о том, что система наказаний не будет эффективным сдерживающим фактором для подростков. Подростки слабее, чем взрослые, чувствуют страх и сильнее реагируют на внешние угрозы. Так как подростки отличаются повышенной эмоциональностью, им кажется, что они могут справиться с любой проблемой. Но на деле это не всегда так, потому что они еще не умеют адекватно оценивать свои силы, не думают о собственной безопасности.

Факторы риска: низкое ожидание успеха в жизни (выученная беспомощность), низкая самооценка, предыдущие попытки измениться к лучшему не принесли результатов, низкая успеваемость в школе.

В чем проявляется:
Может проявляться как в положительном, так и в отрицательном риске.
Положительный риск:
  • Социальный (вступление в группы, клубы, организация собственных социальных объединений)
  • Эмоциональный (признания в любви, приглашения на свидания, разделение своих чувств с друзьями);
  • Физический (занятия экстремальным спортом с учетом безопасности); - академический (выбор занятий и заданий повышенной сложности);
  • Атлетический (умение играть в команде, побеждать в соревнованиях, принимать поражение и т. п.)
  • Внеклассная деятельность (участие в кружках, научных клубах, помощь учителям и одноклассникам в учебе);
  • участие в волонтерской деятельности;
  • работа с младшими по возрасту детьми и помощь им в обучении

Отрицательный риск.
Поведение, включающее опасные для жизни и здоровья виды деятельности. Это употребление наркотиков, алкоголя, нарушение закона, пищевые расстройства, незащищенный секс. В этом случае подростки могут искать или создавать ситуации явной угрозы для жизни: балансировать на краю крыши, перебегать рельсы перед близко идущим поездом и т. п. В этом случае подростки быстро перестают удовлетворяться недавней степенью риска и пытаются вести себя более рискованно, чем до этого: выпивать больше, пробовать разные наркотики, сочетать психоактивные вещества, вести беспорядочную половую жизнь. И даже негативные последствия такого поведения их не останавливает.

Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку и себе:
  • Необходимо ориентировать детей на получение знаний. При этом целью должна быть не столько хорошая оценка, как знания сами по себе.
  • Поощрять ситуации, когда ребенок хочет самостоятельно «позитивно рискнуть».
  • Обучите ребёнка позитивному риску, в том числе и физическому.
  • Говорите с подростком его эмоциях, помогайте в вопросах, связанных со сложными ситуациями.
  • Если ребенок не склонен раскрываться полностью (а он и не должен этого делать), необходимо научить его искать помощи у авторитетов, осуществлять поиск ответов на вопросы в Интернете (компьютером пользоваться умеют практически все подростки, а вот использовать его себе на пользу, способны далеко не все).
  • Ребенок должен научиться рисковать в пределах безопасных границ, приобретать важные для жизни навыки и уметь справляться с жизненными и психологическими проблемами.


3. Повышенное внимание к своей внешности. Желание выделяться.

Причины изменений в поведении. Как проявляется:
Причины:
У детей его возраста повышенная чувствительность к оценке их внешности как близкими, так и посторонними. Им часто кажется, что все смотрят на них как на чучело. Так называемый переходный возраст - это самоуверенность и резкие суждения об окружающих и их поведении – с одной стороны, неуверенность в себе и самокритика – с другой. Желание быть как все, быть частью группы – с одной стороны, страстное желание выделиться из толпы – с другой.
Вдобавок у подростков часто бывают смены настроения – спасибо за это революции гормонов: радость сменяется апатией, человеколюбие – странной жестокостью, стремление быть в группе – желанием закрыться в своей комнате и не видеть вообще ничего.

В чем проявляется:
Появление чувствительности к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей связано с развитием в этом возрасте самосознания. Подростки становятся более обидчивыми. Они хотят выглядеть лучше всех и производить хорошее впечатление. Для них лучше промолчать, чем сказать и ошибиться. Появление чувствительности к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей связано с развитием в этом возрасте самосознания. Подростки становятся более обидчивыми. Они хотят выглядеть лучше всех и производить хорошее впечатление. Для них лучше промолчать, чем сказать и ошибиться.

Подростки стремятся быть принятыми сверстниками, обладающими, по их мнению, более значимыми качествами. Чтобы добиться этого, они подчас приукрашивают свои «подвиги», причем это может относиться как к положительным, так и к отрицательным поступкам; появляется стремление к эпатажности, «странной» внешности (разноцветные волосы, своеобразный стиль в одежде, пирсинг, татуировки, пищевые пристрастия и т. д.). Подростки могут не высказывать свою точку зрения, если она расходится с мнением группы и болезненно воспринимают потерю авторитета в группе.

Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку и себе:
  • Старайтесь избегать прямых оценок, говорите с подростками, используя «Я-высказывание» (о себе, о своих переживаниях, о чувствах, которые вызывают те или иные его поступки.)
  • Принимайте своего ребенка таким, какой он есть (безусловное принятие).
  • Важно поддерживать их инициативу, даже если это кажется не совсем актуальным и нужным.

Прежде всего, родителям стоит четко разделить все способы самовыражения подростка на опасные и безопасные.

Безопасные: Тату и пирсинг; Одежда и прическа; Музыка; Спорт, танцы, паркур, туризм; Приобщение к субкультуре неэкстремального толка.

Опасные: Привычки, вызывающие зависимость: курение, алкоголь, психотропные препараты, азартные игры; Экстремальные субкультуры: радикальные группировки с элементами жестокости; культ суицида и пр. Некоторые пищевые пристрастия – чрезмерное увлечение диетами, приводящее к заболеваниям. Беспорядочная половая жизнь, незащищенные контакты.

Здесь нужно четко разделять: пирсинг, правильно сделанный, безвреден, как бы он ни выглядел, татуировку, если уж совсем надоест, можно и свести, тотального вреда здоровью она не нанесет. А вот употребление психотропных препаратов может навсегда изменить жизнь не в лучшую сторону. Суицидальные наклонности опасны для жизни.

На этом этапе жизни особенно актуальной становится задача сохранения жизни и здоровья ребенка. И справиться с ней тем легче, чем ближе и доверительнее были отношения в семье до наступления переломного момента.

  • Надо принять активное участие в исследовании особенностей внешности вместе с подростком, в разумных пределах поэкспериментировать (длина и цвет причёски, непривычная для родителей одежда и т. д.). Не воевать и запрещать, а помочь с выбором стиля.
  • Крайне важна поддержка близких. С подростками можно и нужно разговаривать. Хотя иногда кажется, что он как будто бы не слышит. Человеку в этом возрасте очень важно быть наравне со взрослыми. Поэтому в разговорах нужно, по возможности, избегать наставнического тона. Говорить на равных, открыто, по душам, искренне интересоваться жизнью подростка, его интересами, страхами и радостями. Попробуйте понять и почувствовать, что в душе у вашего ребенка.


Есть несколько очень важных моментов, на которые я хотела бы обратить внимание родителей подростков:
  • Дети с высокой самооценкой намного меньше подвержены влиянию со стороны сверстников.
  • Если родители научатся понимать причины «трудного поведения» подростка, они смогут эффективнее справляются с возникающими сложностями.
  • Задача родителей заключается в том, чтобы поддерживать и сохранять связь с подростком – каким бы плохим ни было его поведение.
  • Чтобы ребенок не говорил или не делал, возможно, именно в этот момент, он нуждается в родителях дольше, чем когда-либо. Очень важно постараться не допустить, чтобы ребенок отстранился от родителей.
  • Очень важно научиться замечать положительные качества ребенка, даже если кажется, что их совсем нет или все они спрятаны за отрицательными.
  • Лучше поднять ребенка до своего уровня, чем поставить его на место.
  • Всегда начинайте разговор в той манере и тем тоном, в котором бы вы хотели его продолжать.
  • Расскажите подростку, что вы от него хотите.
  • Хвалите ребенка как можно больше за то, что у него получается лучше всего.
  • Не теряйте веры и расскажите подростку, что ваши истинные чувства к нему не изменились, даже если вы очевидно недовольны его поведением.
  • Найдите способы заинтересовать вашего ребенка и выделить время, когда вы оба могли бы конструктивно высказаться и выслушать друг друга.
  • Дайте ему возможность рассказывать о своих проблемах. Если ваш ребенок решил поговорить с вами и поделиться проблемами – оставьте все дела и слушайте его внимательно.
  • Помогите ему найти свои способы решения проблем.


_
Список использованной литературы:
  • Т. Карнилова, Е. Григоренко, С. Смирнов "Подростки групп риска". Изд. "Питер"
  • Л. М. Залунина "Подростки. Ответы для родителей и профессионалов". Изд "Питер"
  • С. Брайерс, С. Бэвейсток "Как сохранить спокойствие, общаясь с детьми-подростками". Изд. "Питер"
  • Гюру Эйестад, "Самооценка у детей и подростков"