Все статьи

Лайфхак о смысле жизни или Немного экзистенциальной терапии

03 мар. 2018
960
Просто и без дураков. Смысл жизни обретёте, но...

***
С чем связана принципиальная невозможность для огромного количества людей ответить на вопрос о смысле жизни? Своей собственной, или жизни вообще?
С ошибкой в постановке вопроса.

Слово "смысл" можно вообще понимать многими разными способами: Выготский сказал бы, что за этим знаком много значений... Однако при постановке вопроса "В чём смысл жизни?" под смыслом почему-то всегда понимается детерминированный результат

"Вася, в магазин сбегаешь?" - "А смысл?..." - "Водки купишь!"

Смысл похода в магазин, таким образом - в покупке водки, и это выглядит совершенно логичным. В данном случае покупка водки является детерминированным результатом, - то есть результатом неизбежным, заранее очевидным, обусловленным, прямо вытекающим из факта наличия магазина и факта наличия в нём винного отдела.

Наличие предполагаемого результата позволяет использовать его в качестве смысла. Есть детерминированный результат действия - появляется и смысл для выполнения действия.

Но вот моё поколение "Пи" застало 90-е, когда никакой водки в магазинах не было, хотя сами магазины и винные отделы в них были. Результатом на тот момент являлось получение искомого по талону или в "шинке", но и то - результатом не детерминированным, не жёстко обусловленным, а предполагаемым. В этой ситуации диалог выглядел примерно так: "Вася, в магазин сбегаешь?" - "А смысл?..." - "Водки возьмёшь!" - "А талон есть?" - "Нет" - "Ну и смысла нет!"

Таким образом, если результат из детерминированного переходит в область предполагаемого, а тем более маловероятного, и уж, в пределе, невозможного, - то использовать результат в качестве обоснования смысла предстоящего действия становится невозможным.

От алкогольных примеров к жизнеутверждающим.

"Вася, не хочешь с ней познакомиться?" - "С этой, рыженькой? А смысл?..." - "Ну как... А вдруг?" - "Не-а... Маловероятно..."

Результат не детерминирован, и не отличается высокой вероятностью - действие смысла не имеет.

Таким образом, все попытки определить "Смысл жизни" в качестве детерминированного результата обречены на провал. Ибо ни одного гарантированного результата в жизни нет. Даже если принять (немного умных слов) философскую концепцию детерминизма как истинную и отталкиваться в своих рассуждениях от неё, то придётся признать, что детерминированность мира вообще - то есть наличие жёстких причинно-следственных связей и обусловленных результатов - не имеет никакого значения для отдельного индивидуума. Для Васи, например.

Ибо Вася, в отличие от Господа Бога, Вселенной, Мирового Разума, ненужное вычеркнуть, этих причинно-следственных связей не видит и принципов детерминирования не понимает, - а значит, всё то, что глобально теоретически разумно и "имеет смысл", для конкретного Васи не существует.

Так что Смысла Жизни именно в виде результата не существует даже в жёстко детерминированном мире - таком, например, как любое религиозное учение с загробным царством в качестве бонуса.

Попытка найти Смысл Жизни в виде результата, приравнивание вопроса "В чём смысл жизни?" к вопросу "Как придти к такому-то результату?" обречена на провал именно потому, что в самом вопросе содержится непреодолимая логическая петля, вроде хеллеровской уловки-22.

Если принять как данность, что ни одно Ваше жизненное действие, Вами совершённое, не обеспечивает Вам гарантированного результата, то любое Ваше действие является бессмысленным. И вся Ваша жизнь становится бессмысленной.

Те, кто поумнее, сие понимают и мучаются. Другие продолжают формулировать бодрые ответы вроде "Смысл жизни в детях", "Смысл жизни в спасении души", "Смысл жизни в работе", "Смысл жизни в любви", несмотря на то, что ни один из искомых результатов, заключённых в этих ответах, не является гарантированным и обусловленным. Короче, его можно за всю жизнь и не получить, - что сплошь и рядом и происходит.

Что же делают оставшиеся, ни те, и не другие?

Эти оставшиеся, будучи самыми хитрыми, заменяют "смысл" как детерминированный результат его антитезой - то есть противоположностью.

Ладно, говорят они, пусть ни одно наше жизненное действие, нами совершённое, не обеспечивает нам гарантированного результата. Пусть любое наше действие является бессмысленным с позиций ранее изложенного подхода. Но вся наша жизнь становится бессмысленной только и исключительно с позиций ранее изложенного подхода.

А вот при противоположном подходе наша жизнь приобретает все смысловые краски.

При отказе от гарантированного результата смысл не исчезает, не уходит в никуда ("ничто из пустоты появится не может, и ничего в пустоту не может обратиться").

Смыслом становится само действие, порождающее единицу информации, порождающее выбор.

"Вася, в магазин сбегаешь? - "Сбегаю!" И Вася идёт в магазин.

Оторвав задницу от дивана, Вася совершил выбор и породил новую единицу информации: "Вася, идущий в магазин" (одновременно породив миллиарды ей сопутствующих, вроде "Идущие вместе с Васей", "Ждущие из магазина", "Магазин в ожидании Васи", "Пустующий диван" и так далее. Более того: это его выбор породил и отрицательную Вселенную, в полном соответствии с трактовкой Эверетта о мультиверсуме. То есть Вселенная, где Вася НЕ пошёл в магазин и продолжает лежать на диване, теперь тоже существует, но, так сказать, со знаком минус).

То есть Вася породил Смысл, создал новую Вселенную (и даже сразу две, как мы увидели). Совершённый им выбор, равно и его действие, и есть Смысл - только это "смысл" в совершенно другой трактовке, чем привыкли понимать наши давно и прочно ездящие по одним и тем же рельсам мозги. Это Смысл в виде Информации, в виде преодоления энтропии: осушение болота, выход из застоя, упорядочение хаоса.

Смыслы Вашей Жизни не определены заранее, не обусловлены, они не ждут Вас в готовом и упакованном виде (помните Остапа Бендера: "Вас ждёт счастье, Балаганов? Где-то на дороге? А может, оно ещё и крылышками машет от нетерпения: "Где это адмирал Балаганов? Почему его так долго нет?"). В противном случае вся Ваша жизнь превращается в натужный поиск этих внешних смыслов, затем проверку их на подлинность ("а Вы точно те, за кого себя выдаёте?"), а затем в попытку подогнать под них свою жизнь. То есть подогнать решение задачи под заранее выбранный ответ: при том, что этот ответ неизвестно кем, когда и зачем сформулирован.

Вы сами, - каждым своим жизненным выбором, каждым своим действием, поступком, шагом, решением, словом, делом - создаёте эти Смыслы, снова и снова. Вы множите информацию о мире и информацию о себе. Только в такой постановке вопроса Жизнь обретает Смысл.

Не сделанный шаг - бессмысленен. Не сделанный выбор - бессмысленен. Не сказанное слово - бессмысленно. Не совершённый поступок - бессмысленен.

Но слово произнесённое и поступок совершённый и являются теми Смыслами, которыми Вы наполняете и собственную Жизнь, и мир вокруг Вас.

А теперь - в магазин.