Все статьи

Как отличить рациональную вину от иррациональной (невротической)

30 окт. 2019
1988
Вина – это чувство, которое возникает в ответ на нарушение собственных или общественных ценностей, которые были интернализированы внутрь человека.
Если стыд это неудача бытия, то вина это провал на уровне действия.
Вина, конечно, имеет и позитивные функции, я чувствую вину, если я лгу, благодаря этому я могу стать более праведным и почувствовать к себе уважение. Вину можно искупить, возместить ущерб или извиниться.

Можно выделить: рациональную и иррациональную вину.
Рациональная вина сигнализирует о том, что человеку необходимо изменить свое поведение. Она говорит индивиду ты согрешил. Рациональное чувство вины ведет к рациональной моральной гордости. Рациональное чувство вины помогает индивиду исправлять свои ошибки, поступать морально, проявлять инициативу. Рациональное чувство вины говорит человеку, где он нарушил свои ценностные ориентиры. Поэтому важно регулярно исследовать свои ценности.

Иррациональная вина ведет к подавлению человека неопределенными обвинениями, не связанными с актуальным поведением. Цель рациональной вины – просто наказать свою жертву и предупредить любые намеки на агрессию. В то время как рациональная вина служит восстановлению равновесия между индивидом и обществом.

Пример: Клиентка рассказывает о своем взаимодействии с отцом, начиная с детства. Отец бил ее, сестру, мать, имел постоянных любовниц, которые угрожали клиентке, имел внебрачных детей. Унижал ее и мать, внушая им что они ничто и без него никому не нужны и умрут. По описанию клиентки ею не интересуется, равнодушен, холоден, все ее попытки прояснять отношения либо игнорирует, либо грубо обрывает. Зарабатывает хорошо, но клиентке денег не дает. Всегда говорил, что в семье остался из-за них с сестрой.

Ситуация сейчас: отец периодически звонит клиентке и рассказывает о своей жизни, о том как он хорошо зарабатывает, о том, как его все достали. Рассказы сопровождаются матами, срывами, истериками. Клиентка говорит, что ею в этих разговорах он не интересуется. Когда она пытается что-то прояснить, отец кидает трубку. Эти разговоры ей невыносимы. Спрашиваю: «Зачем терпишь? Почему не прекращаешь разговор?»
Отвечает: «Вина! Отец! С отцом так нельзя». Берет на себя роль «сливного ведра», потому что если отец будет копить в себе негатив, то у него ухудшится здоровье. За виной - страх потери отца. Спрашиваю: «Как ты его можешь потерять?» Отвечает: «Он перестанет со мной общаться».

Общение, которое есть, клиентку не устраивает. Но она надеется, что все-таки ей удастся донести до отца свою нуждаемость в теплоте и защите.
В ответ на неуважительное отношение отца, даже за мысль о попытке проявить агрессию и поставить границу, у клиентки появляется вина.

Так же вина перед матерью. Установка: «если я не буду центром ее жизни, она останется одна». Мать в детстве винила, что вот если бы они были хорошими, отец бы не изменял.
Частый симптом иррациональной вины – это ответственность за чувства других людей, их жизнь и здоровье.

Мы видим, как взрослые не справляясь с жизнью и собственной ответственностью за свои выборы, действия и поступки, не выдерживая напряжения и давления вины – стабилизируют свое состояние за счет детей.

Чувство иррациональной (невротической) вины развивается в детстве. Это время, когда ответственность легко перепутывается. Дети часто приходят к убеждению, что являются причиной проблем, над которыми они не властны. И здесь появляется ответственность за чужие чувства.
Затем ребенок может принять решение исправлять эти ошибки, чрезмерно наказывая себя или принять решение никогда больше не приносить никому вреда. Так становятся уступчивыми, покладистыми и удобными. Одновременно тревожными и пугливыми, т. к. есть постоянный страх, что на них за что-то разгневаются и отвергнут.

Рациональное чувство вины – это реакция на реальный вред нанесенный человеку, иррациональная вина – на надуманный. Рациональная вина – реалистичная реакция на вред, в действительности нанесенный другим, она пропорциональна реальной величине ущерба и уменьшается, когда человек прекращает свое приводящее к вине поведение и исправляет ошибки.

Иррациональная вина – безгранична. Индивиды с иррациональным чувством вины уверены, что почти все, что они делают, недостойно с моральной точки зрения.
Люди, переживающие умеренную вину осознают не только свои моральные недостатки, но и свои достоинства, свои сильные стороны. Они понимают, что не являются святыми, ни грешниками, а только ошибающимися человеческими существами, которые стараются быть честными с собой и с другими.

Рациональная вина позволяет с ней встретиться. Важно, чтобы виновный индивид не перекладывал ответственность на других или на судьбу, это помогает уменьшать боль, но рано или поздно, чтобы завершить процесс возмещения ответственность надо взять на себя за свои поступки. Мы можем делать любые выборы, главное, чтобы мы осознавали последствия этих выборов и нашу способность нести за эти выборы ответственность.

Рациональная вина говорит: «Я знаю, что повредил вам, и искренне сожалею об этом. Позвольте мне сделать то, что в моих силах, чтобы это исправить. Пожалуйста, простите меня».

Стыдящиеся индивиды боятся быть покинутыми. Виноватые больше боятся остракизма - того, что их отвергнут те, кого они любят и в ком нуждаются. Можно сказать, что стыдящийся человек ожидает, что другой встанет и выйдет из комнаты, тогда как виноватый - что это его вышвырнут прочь.

Рациональная вина - это чувство дискомфорта, сопровождающее действительное нарушение и пропорциональное последнему. Другими словами, человек чувствует рациональную вину, потому что реально попрал свои собственные ценности и нанес ущерб другим.

Иррациональная вина - это такой же дискомфорт, который случается, даже когда индивид не совершал ошибок и никакого вреда не причинил. Человек может чувствовать иррациональную вину, даже когда не в силах определить источник этой боли; в противоположность этому, происхождение чувства рациональной вины всегда может быть сознательно установлено.

Вывод: Чрезмерно виноватые люди часто чувствуют себя сокрушенными и подавленными своей порочностью. Те же, кто недостаточно осознает вину, считают себя сверхлюдьми, более одаренными или непорочными, чем другие. Оба эти состояния резко контрастируют с ощущением рациональной вины, при котором индивиды считают себя в сущности хорошими, но способными на неудачные поступки или агрессию. И провалы и успехи таких людей находятся в пределах человеческого: они временны, изменчивы и нормальны.