Все статьи

Пограничное расстройство личности. Люди с расщепленным Я

26 февр. 2017
4797

Затемненное лицо молодой женщины на картинке символизирует отсутствие целостного представления о себе. Вместо глаз у нее просветы, что говорит о внутренней пустоте, если рядом нет того, кто вызывает приятные эмоции. “Я существую, пока есть хороший ты. Если ты меня критикуешь, значит уничтожаешь”.

Около нее находятся изображения нечетких скелетообразных объектов, символизирующие негативное окружение первых лет, которое остается рядом с этим человеком и во взрослой жизни. Сильные страхи, сформированные еще тогда, в детстве, сегодня превращают восприятие реальности в нечто угрожающее и враждебное. Кто они такие эти люди с пограничным расстройством личности? Что означает этот термин? Как устроено их восприятие себя и реальности? Центральным конфликтом пограничной личностной организации является отсутствие целостного образа себя.

В их жизни постоянно присутствует противоречивая двойственность, которая является отражением их представлений о себе. Они импульсивны, не последовательны, испытывают очень яркие эмоции, проявляя их в демонстрации крайних реакций. В наиболее выраженных случаях они могут, например, осуждать беспорядочное половое поведение и проституцию, а при этом сами зарабатывать таким способом. Они разделяют людей, либо на очень хороших, либо на очень плохих.

Причем сегодня Вы можете быть идеалом, они будут восхищаться буквально каждым Вашим действием, выражать признание и соглашаться с Вашей точкой зрения, а завтра из одного неверного шага, Вы подвергнетесь жесткой критике и полному обесцениванию. Люди с пограничной личностной организацией не способны испытывать амбивалентные (двойственные) чувства к одному и тому же объекту. Они в своем восприятии разделяют человека на “хорошего и плохого полицейского”. Сегодня они общаются с хорошим вариантом человека, а завтра с плохим.

Так, как будто, это два разных человека и между ними существует огромная граница. Главным признаком пограничной личностной организации является не способность переживать отвержение. Избегание этого события любыми доступными способами. В случае отвержения, они теряются, мир в их понимании начинает рушиться и они не могут найти в нем опору.

Пограничная личность воспринимает переживание отвержения, как разрушение самой себя, как своего рода психологическую смерть. Избегание отвержения выражается, например, в таком поведение:

  • Резкий разрыв отношений, пока этого не успел сделать партнер при малейшем подозрении на отдаление
  • “цепляние” и подстройка, под партнёра. Полностью отказываясь от реализации себя
  • Избегание близких отношений

Жизнь в крайностях является лейтмотивом их жизни. Импульсивность, проблемы в межличностных взаимодействиях, непоследовательность в действиях есть результат основной драмы - невозможности переносить боль отвержения. Страх боли руководит их поступками, оставаясь в подсознании. Как развивалась эта двойственность восприятия пограничной личности? Почему им так сложно или даже почти, невозможно, переносить отвержение?

Формирование пограничного характера происходит в условиях “жесткого”, не поддерживающего окружения ранних лет. Сюда относится травмирующие события, такие как физическое или эмоциональное насилие, потеря близких и другие катастрофы. В таких условиях фаза отделения ребенка от матери происходит неправильным путем.

Это приводит к развитию разного вида страхов, которые не могут быть пережиты, и поэтому оказывают свое влияние уже во взрослой жизни.

Согласно Элиноре Гринберг есть три способа травматической сепарации ребенка:

  • Ребёнок теряет / отрывается от своих матери / отца до 3 - х летнего возраста. И, тогда, страх отвержения или брошенности будет преследовать этого человека в его дальнейшей жизни.
  • Мать / отец холодные и незаинтересованные. В этом случае развивается страх перед непризнанием и перед тем, что его не видят.
  • Мать / отец не разрешают выработать собственное «я» слишком близко держа от себя ребёнка или слишком его защищают. Страх быть «задушенным» или «поглощённым» приводит к избеганию близких отношений во взрослом возрасте.

Как справляется психика в таких условиях?

В этом возрасте у ребенка есть определенный набор защитных механизмов. Один из них называется расщепление. Маленький ребенок не может понять, что заботящиеся о нём люди обладают одновременно как хорошими, так и плохими для него качествами. Он воспринимает свой опыт контакта с окружающими, не как с единым постоянным объектом, обладающим разными качествами, а как с набором разделенных во времени разных взаимодействий, а то есть с хорошими или плохими взрослыми. Это помогает ему ориентироваться в этом мире. Позже у человека формируются более зрелые защитные механизмы, частично замещая ранние.

Однако, при ряде травматических событий, описанных выше, расщепление остается основным защитным механизмом, который формирует психику. Человек, как бы “застревает” в этом способе защиты. У такого человека в мировосприятии не образуется целостного образа людей, которые его окружают. Он становится способен взаимодействовать с миром только через отдельные части себя. Они также не могут быть собраны в единое целое, так как расщепление остается превалирующим защитным механизмом. Итак, в условиях негативного окружения у ребенка формируется сильный страх отвержения или поглощения по описанным выше схемам, который не дает возможность адекватно переживать отвержения уже и во взрослом возрасте.

Человеческая психика может только защищаться от этих переживаний с помощью расщепления. Личность такого человека сильно зависима от того, кто находится с ней рядом, так как разделена на части и ей нужен кто-то другой, чтобы окончательно не разрушиться и получить опору.

Йонтеф подчёркивает, что развитие константности объекта не завершено у клиентов с пограничным состоянием. Им, следовательно, трудно сохранить образ другого, когда они отделены от другого, также, как это бывает у маленьких детей. Расставание означает для них быть брошенными и угрозу дезинтеграции и психологической смерти. (Yontef: 463). Если близкий, эмоционально значимый человек, относится хорошо и одобряет, то тогда наш герой чувствует себя хорошо, живым и здоровым. Если этот близкий вдруг начинает критиковать или еще хуже отдаляться, то у нашего героя возникают ощущения паники от страха разрушения и потери себя. Они не могут справиться с этим переживанием, и, если никого нет рядом, то тогда, на помощь приходят алкоголь, наркотики, суицид и другие способы уничтожения боли. Эти люди живут все время в борьбе, с “демонами” из детства. Именно, поэтому, попадая в сложные ситуации, они демонстрируют одновременно с просьбой о помощи отвергающее помощь поведение, проявляя в этом свою двойственность.

“Я ненавижу тебя, но не бросай меня” - так очень точно охарактеризовал суть пограничного конфликта австрийский психолог Альфрид Лэнгле. Они боятся отвержения, но проявляют в своих реакциях то, что провоцирует это отвержение по отношению к ним у другого. Это усиливает агрессивную эмоциональную реакцию, которая является защитой от той самой страшной боли. Однако потребность в помощи и поддержки остается неудовлетворенной. О

Ни уходят в фантазии об идеальном мире и развитии событий, но неизбежно сталкиваясь с реальностью, испытывают сильное разочарование, которое им тоже сложно пережить. Это приводит к депрессии, суицидальным мыслям или пограничному поведению. Такие люди часто балансируют на грани жизни и смерти, реализуя принцип крайностей в организации своей личности.

Прекрасным примером пограничного расстройства личности является фильм “Прерванная жизнь". США, 1999. Само название уже характеризует суть патологии, которая формируется в условиях прерывания, а не нормальной сепарации (отделения) ребенка от матери. Молодая девушка Сьюзи попадает с психиатрическую клинику после попытки самоубийства. Там она знакомится с одной очень привлекательной пациенткой Лизой, которая проходит безрезультатное лечение уже в течение 8 лет. Лиза агрессивна, импульсивна, часто убегает из клиники, обманывает врачей и не принимает таблетки, оставляя их под языком. Она демонстрирует все виды сопротивления лечению.

Вместе с тем девушка харизматична, привлекательна, хитра и умна. Самый яркий момент пограничного конфликта разворачивается практически в самом конце фильма, когда Сьюзи выписывают из больницы после года лечения. Остается последняя ночь. Девушки во главе с Лизи, украли дневник Сьюзи и устроили его публичное чтение в подвале больницы без участия Сьюзи. Однако, Сьюзи просыпается, и заподозрив неладное спешит в подвал. Эту сцену можно рассматривать, как внутрипсихическую картину переживаний пограничного человека, где каждая из девушек представляет собой отдельные части личности. Атмосфера страха, тревожности и надрыва разворачивается среди стен подвала. Лиза совершает насилие, читая личные записи Сьюзи, что символизирует травматическое событие. Сьюзи просит ее остановиться, но та и не собирается.

Речь Лизы очень ярко демонстрирует пограничное разделение, где она выставляет себя “негодяйкой”, а Сьюзи “хорошей девочкой”. В какой - то момент Сьюзи убегает в страхе, поглощения агрессией Лизы. Лиза преследует ее, одновременно, громко заявляя о свободе. Вот так “больная” часть психики преследует “здоровую”, искажая реальность и, формируя ощущение враждебного окружения

Как происходит выздоровление?

Сьюзи останавливается, достигнув двери, и разворачивается к Лизе. Она произносит текст, который возвращает в реальность всех присутствующих девушек: “И может в том мире одни лжецы, невежество и тупость, но лучше я буду в том хреновом мире, чем тут с вами”. Переживание боли дает человеку свободу и возможность принять этот мир, таким, какой он есть, отказавшись от идеализации реальности.

Идеальная страна “Оз” существует только в психиатрической больнице. Лиза впервые плачет от боли отвержения, однако, именно, это дает ей возможность сформировать целостный образ себя и научится жить в реальном мире. Психотерапия людей с пограничной личностной организацией или расстройством направлена на работу с травмой, которая мешает формированию целостного образа себя. Этот выход в реальность часто сопровождается болезненными ощущениями.

Однако, проходя только через такой опыт, человек обретает истинную свободу. Интеграции различных частей Эго дает возможность улучшить межличностное взаимодействие, в которых у таких людей часто возникают проблемы и наладить адекватную социальную жизнь.