Все статьи

Зарисовки на тему мужской полигамности с точки зрения юнгианского анализа

19 дек. 2015
1530

В каждом мужчине можно увидеть что-то женское, так же как и в каждой женщине присутствуют мужские черты. Иногда эти аспекты почти неуловимы, а бывает, что они начинают нелепо и чересчур выпирать. Мы можем вдруг услышать внутри себя голоса – логичные, здравые, помогающие или приказывающие, обвиняющие, а может чуткие, заботливые, понимающие, открывающие новые возможности или критикующие, капризные и сварливые.

Умеем ли мы их слушать и слышать? Как поступаем с их наставлениями? Возможно, иногда эти внутренние монологи превращаются в диалоги? Не побоюсь здесь ошибиться, но многие из нас, а лучше сказать все, рано или поздно начинают распознавать внутри себя этих персонажей. Кто-то может придумывать им имена, и, конечно же, после долгого знакомства с ними, мы определенно можем указать на пол нашего советчика.

Учитывая выборку услышавших или почувствовавших присутствие этих субъектов, становится понятно, что речь идет о чем-то очень древнем, архаичном, что присутствует в нас давно и очень прочно заняло свою территорию.

В концепции Юнга эти архаичные объекты и есть архетипы Анимы (лат. Душа) и Анимуса (дух). Так с чем мы имеем дело? Анима и Анимус – это бессознательные представления, выступающие в образах женского начала в мужчине и мужского начала в женщине. Эти образы наследственно запечатлеваются и передаются поколениями предков. Для ребенка в первые годы жизни Анима сливается с всесильной матерью, а Анимус – с могущественным отцом.

С наступлением половой зрелости происходит идентификация с родителями. У мужчины появляется архетип женщины, а у женщины - архетип мужчины. Ранее скрытые под маской родительского образа Анима и Анимус обретают самостоятельное значение. Вместе с тем, бессознательное влияние родительских образов оказывается столь действенным, что оно нередко предопределяет последующий выбор любимого человека.

Поэтому, по Юнгу очень важно дифференцировать себя от них, не допустить подчинения им, чтобы достичь собственной индивидуации, то есть стать тем, кем я являюсь на самом деле, отличающимся от других, но сохранившим отношения с ними. А чтобы достичь собственной индивидуации нужно непременно два условия: во-первых, желание этой индивидуации, а во-вторых, страдание.

Почему страдание? Потому что страдание непременно возникнет во время столкновения с собственным бессознательным, Тенью, ведь потому Тень и называется Тенью, что туда, как на помойку выброшено все страшное, больное, ненужное, по нашему мнению, барахло, которое мешает нам жить. И поэтому очень часто, столкнувшись с первой болью от неизвестного, мы прекращаем свои поиски.

Но если все-таки мы набираемся смелости и поворачиваемся к нашей Тени лицом с намерением разгрести эту свалку, тогда Анима и Анимус, которые пока являются частью нашей Тени, могут стать для нас проводниками в это темное царство. Через них, как по каналам, потечет к нам энергия, высвобождаемая из бессознательного.

Вы спросите, как? Нужно познакомится с ними, осознать их, понять, про что они хотят вам сказать. Эта тема настолько большая и грандиозная, что описать здесь все возможные варианты событий я не берусь. Однако, в последнее время несколько раз в моем окружении прозвучала тема трудности выбора мужчиной спутницы жизни. Не могу не ухватиться за эту возможность и попробовать поразмышлять, причем здесь Анима?

По мнению Юнга, Анима и Анимус обладают ярко выраженными гендерными различиями. То есть в отличие от многоликого Анимуса, наделенного полигамным мужским сознанием, а это представление о том, что мужчины могут иметь много связей, одновременно или последовательно, очень популярно во все времена и во всех слоях общества, Анима очень цельная. Ведь так исторически и социокультурно сложилось, что женщина моногамна, хотя вернее сказать, общество всячески культивирует идею о том, что женщина должна быть целомудренна. Представьте себе еще довольно внушительную цепочку матерей, с которых рисовались образы Анимы в течение многих сотен лет.

Таким обрахом, Анима будет обладать вполне определенными чертами, свойствами, характеристиками, она будет настолько конкретна и точна для каждого определенного мужчины, что при желании или умении, он может нарисовать ее точный портрет, о чем мы знаем из творчества многих авторов-мужчин. Это означает, что у каждого мужчины внутри существует довольно четкий образ женщины его мечты, хоть он и бессознательный, но очень влияющий. Имея такой конкретный женский образ внутри, мужчине становится очень трудно сделать свой выбор в пользу какой-то одной определенной, вполне себе земной женщины, да и вообще, задача становится практически невыполнимой – найти такую избранницу, в которой, как в одном флаконе, сразу будут совмещены все ингредиенты.

Вот и продолжается этот бесконечный поиск идеала, на который иногда даже не очень-то и влияет наличие семьи, жены и детей, приобретенных как-то походя, под влиянием культуры или давлением родственников.

Некоторые мужчины вполне комфортно ощущают себя в этом водовороте жизни. Но для многих все-таки наступает время встречи с собой. Причины могут быть разные-с таким количеством связей легко попасть в неприятные ситуации, которые будут постоянно отнимать энергию, отвлекать от чего-то важного, да и кризис середины жизни никто не отменял. Тогда и приходит понимание, что "верхи не могут (ум, сознание, реальность), а низы не хотят (сердце, чувства, бессознательное)" жить по-старому. Но даже и в этой ситуации не все принимают решение разобраться в своей жизни. Для некоторых круговорот событий, еще большая загруженность жизни экстримом, впечатлениями, путешествиями, развлечениями становится на время суррогатом, заменяющим подлинное Я.

Получается, что Анима, которая здесь явно представлена в негативном образе, захвачивает и порабощает Эго. Для мужчин такая Анима часто Ведьма, разрушающая его текущее состояние, роковая женщина. Попавший под власть негативной Анимы мужчина будет включать защиты. Он или будет компенсировать свою Теневую женщину сверхмужественностью, проявляя власть в отношениях, подавлять своих избранниц и тем самым отталкивая их каждый раз, либо наоборот, имея внутри представление о собственной нехорошести, стремиться любой ценой сохранить отношения, подстраиваясь и мимикрируя под партнершу. Оба этих сценария безусловно ведут к потере себя, собственной целостности, а значит к депрессии из-за непрожитой жизни.

Но согласитесь, есть и другой вариант. Как часто мы сейчас слышим от подруг и знакомых, что муж якобы залег на диван, ничего не хочет делать, очень раздражителен и все это без особо видимой причины. Здесь тоже может быть масса причин, но нам важно исключить из этого списка одну очень уважительную. Знакомство и принятие собственной Анимы для мужчин начинается с "погружения во внутреннее болото, подземную реку, колодец".

Это все символы Анимы. Вода-женская стихия, плохо доступная мужчинам. И в этот момент очень актуализируются для мужчин сны с водами. Это попытка погрузиться в женскую материю, найти контакт с внутренними водами, женской энергией, контакт с чувствами. Внешне это выглядит как серфинг по сайтам, лежание на диване и перещёлкивание каналов тв, игра в компьютерные игры без фанатизма, чтобы убить время и занять голову.

Для женщины важно находится в поле доступности для мужчины в этот момент, ни в коем случае не вторгаясь в границы своего партнера. Набраться терпения и ждать окончания этот беременности с неопределенным сроком. Эти кажущиеся минуты слабости для мужчины помогают ему вернуть утраченную связь с душой - Анимой, которая впоследствии станет проводницей, совместно с Анимусом, в мир бессознательного, полный энергии.

Осознание собственной Анимы, растождествление ее с Эго, дает силы, чтобы выдерживать близость с другим, видеть в нем не проекцию собственной Анимы, а личность, непохожую на меня, но уникальную и достойную того, чтобы быть узнанной и принятой.

Статья, нашей коллеги Анны Михальченко