Все статьи

Семейные сценарии

05 окт. 2016
1030
Как передаются семейные сценарии? Этот вопрос, думаю, возникает у многих. А может быть мы совсем не связаны с тем, что было в наших семьях раньше и полностью свободны от сценариев предков?

Вот что говорят исследователи. Карл Юнг писал: "Тяжелейшее бремя ребенка - непрожитая жизнь родителей". Как это можно понимать? Родитель, который не реализовал в жизни свои мечты, влечения, не прожил какую - то важную часть самого себя, будет неосознанно ждать от ребенка "исправления" этого. Ребенок же вынужден нести этот груз ожиданий годами, а порой всю жизнь. Как часто мы встречаем родителей, которые сами так и не став кем - то, не занявшись чем - то, не нашедшим себя в чем - то "делают всё" для своих детей, чтобы у них было иначе. Ребёнок же вынужден нести эту родительскую ношу - их "непрожитую жизнь".
Зигмунд Фрейд писал про "тревожащую странность", которую может ощущать человек при столкновении с определенными обстоятельствами, людьми, явлениями в жизни, которые отсылают его к тому, что было "невысказанным и невыраженным" раньше, "эта бездна, черная дыра" соединяет нас с другими" - писал он. Его теория коллективной души была о том, что чувства передаются от поколения к поколению в привязке к той или иной ошибке предков, которая больше не держится в сознании. Кажется, что разница в описании трансгенерационного психологического наследия у двух психологов только в том, что Фрейд называл ошибкой то, что Юнг травмой или непрожитой жизнью родителей. Травмы и ошибки родителей сами являются типичными сценариями нашего коллективного бессознательного или коллективной души. То есть, прожить жизнь без ошибок и травм не возможно, они являются неизбежной реальностью и мы не выбираем - какой будет эта травма, как сильно она повлияет на нас, но можно пытаться созидать из этого опыта что - то новое, обогащая свою психику и жизнь. Не возможно полностью залечить травму, но можно научиться жить с ней более полноценно. А можно идти с "рюкзаком " своего наследия от предков, постоянно ощущая тяжесть, так и не открыв его, не воспользоваться его наполнением и может быть, что - то выбросить, положив своё.
А вот еще один взгляд на явление передачи сценариев от поколения к поколению. Наш современник врач - психиатр, психотерапевт, американец индийского происхождения Ашок Беди говорит об этой передаче - как о карме. "Жизнь предоставляет серию выборов. Выборы приводят к действиям. Действия ведут к последствиям. Действие и его последствие - это и есть карма". Выбор - наиболее "тонкое" место нашего пути. Мы почему - то выбираем сделать именно так, а не иначе. Выбираем определенных друзей, партнеров, профессию, имена для своих детей... И всё это не только наш личный выбор, но и неосознанный выбор, связанный с кармой нашей семьи.

Мне вспоминается яркий случай, приведенный А. Беди в своей книге "Избавление от семейной кармы" про приемную девочку, которую удочерила семья сразу после её рождения. У ребенка возникли серьезные психологические проблемы в подростковом возрасте. И в этот же период, она встретилась со своей биологической матерью. Способы решения проблем, поведение этой женщины оказались точно такими же как и у её ребенка, которого она никогда не воспитывала. Действительно, карма или сценарии прошлых поколений могут иметь место даже без непосредственного контакта. И такая закономерность еще раз говорит о том, что передача происходит не зависимо от нас. И то, что нам остается - иметь с ней дело в своей жизни.

А. Беди пишет, что энергетические поля, которые возникают в семье передаются от родителей детям. Родителями в семье создается некий психо - эмоциональный шаблон, который организует аналогичные эмоции и реакции у детей. Так устанавливается энергетическое поле, которому со временем не нужно материального воплощения и которое организовано по типу первичных семи чакр Кундалини. Какие - то из них сильнее, какие - то слабее, где - то много энергии, где - то мало. Задачей является гармонизация этих чакр, что в йоге происходит через духовные практики и работу с телом. Чакры можно сбалансировать, можно преодолеть через них семейную карму, хотя это и не простая задача.

Мы сами выбираем - иметь дело или нет с своей душой, со своей психикой, с семейным наследием и для этого у нас есть множество разных способов, систем, подходов. И кажется, что западным людям более понятен психотерапевтический подход - способ взаимодействия со своей душой с помощью другого (психотерапевта). Можно сказать, что взаимодействие с внутренним происходит через обращение во вне, Система йоги больше похожа на путь к себе через себя, через тело, духовные практики. Человеку нужен только он сам, чтобы решать внутренние задачи, сбалансировав энергию чакр, двигаясь к духовному росту.

Эти способы в итоге - про одно и тоже - про способ путешествия в глубины собственной души. И этот выбор доступен каждому из нас.

В Библии говорится "Родители съели зеленый виноград, а у детей появилась оскомина на зубах". Эта идея также про межпоколенческую связь, про то, что жизнь родителей сказывается на жизни детей. Изгнание из рая Адама и Евы в этом смысле может выглядеть как травма, ошибка, выбор, карма наших далеких предков, который до сих пор проживается нами. Эта травма выражается в том, что люди вынуждены искать потерянный рай снова и снова, пытаясь соединить в себе человеческое и божественное. И это, с одной стороны - испытание, с другой стороны - возможность соединит ь в себе разные полюса, найдя в этом процессе свой индивидуальный путь.

Исследовать сценарии, травмы, невысказанное, карму своей семьи нам нужно для того, чтобы идти дальше, а значит жить интереснее, более полноценно, обогащая свой личный опыт и одновременно дополняя опыт своей семьи. Ощущать себя самим собой, одновременно являясь частью своей семьи - это может быть результатом такой работы.