Все статьи

Сценарии жизнедеятельности: изменить или капитулировать?

05 окт. 2018
846
Цитата:
“Весь мир театр. Все люди в нем актеры. У них есть свои выходы, уходы. И каждый не одну играет роль.” В. Шекспир
Что такое «Жизненный сценарий»?
Жизненный сценарий человека – это сценарий жизни, то есть набор шаблонов поведения, которые заблаговременно прописаны в определенных ситуациях, по-другому Привычки.

Сценарий как сюжет книги или фильма – понятие комплексное и развернутое, но формируется еще в детском возрасте с помощью родителей. Но это еще не означает, что его нельзя менять, уже будучи взрослым. Понятие жизненного сценария было предложено известным психологом Эриком Берном. Психологический сценарий - это план действий жизненной драмы личности, в котором есть родительские предписания\запреты, установки. Он бывает одноименный, а бывает сложносочиненный, например, есть центральный сценарий жизни и он распространяется на все сферы жизни человека: здоровье, взаимоотношения, работа, любовь, деньги, секс. И бывают отдельно для каждой перечисленной области жизни свои сценарии, которые сцепляются между собой и как бы накручены на центральный.
И всегда эта сложносочиненная структура является прямым руководством к действию и исполняется каждой личностью неосознанно, хотя некоторые это смутно осознают. Одним словом, сценарий это есть результат программирования: родительского, кармического, родового, социального и тд.

Сценарий как сюжет может быть похож на трагикомедию, приключение, трагедию, драму, фарс, роман, комедию, пьесу, триллер, которая надоела актерам и зрителям.

Сейчас в основном принято считать, что сценарий жизни начинается с момента рождения человека.

Хотя в результате моей практической работы с клиентами все чаще приходится иметь дело с кармическими и родовыми сценариями. Влияние сценария на нашу жизнь тотально, потому, что это в высшей степени бессознательное образование. И без специального анализа человек совершенно не осознает, что слепо следуем этому сценарному плану. Как в любом сюжете фильма\книги, так и в сценарии есть: начало, середина и конец. И, конечно же, в сценарии каждого человека в зависимости от жанра его сценария, есть положительные и отрицательные герои.

Сценарий «записывается» в состоянии «Я» ребенка через эмоциональное восприятие окружающего его мира и его способа тестирования ситуаций: это взаимоотношения между родителем и ребенком, между родителями, между разными людьми. То есть записывается его личное понимание того, что и как делают эти люди по отношению к нему и между собой, причем на очень наивном и незрелом уровне восприятия. Сценарное решение представляет собой наилучшую стратегию ребенка с целью выживания в мире, который часто ему кажется «враждебным» и даже угрожающим его жизни.

Примерно к 5-7 годам ребенок уже «записал» себе до 80% своего сценария, хотя он уже формируется к 1,5 годам.

Вслушайтесь только: в возрасте до 7 лет сценарий сформирован на 80%!!!

А что понимает ребенок 5-7 лет? Как он это понимает? На каком уровне развития?
В этом возрасте нет целостного и зрелого мировоззрения, не сформированы многие части головного мозга, не сформированы психологические защиты и рефлексы, нет четкой картинки мира, очень ограничены знания и тд. И тп. Понимаете всю трагедию этого феномена – взрослые люди живут руководствуясь сценарными программами сформированными до 7 лет! А потом люди хотят, чтобы их воспринимали как взрослых, они пытаемся ими быть, но большинство так и остаются детьми до смерти. К тому, же, в том самом жизненном сценарии прописан и финал, то есть способ ухода из этого мира, так сказать «расплата».

А дальше к этому сценарию дописываются все новые странички, те самые не достающие 20%. По мере своего роста дети приучаются играть различные роли: героев, злодеев, жертв, спасителей, и тем самым притягивают неосознанно себе подобных. В младших классах осваивают роли отличников и двоечников и определяем свою профессиональную компетентность, в подростковом – свою роль в обществе: лидер или ведомый, в юношеском – свою способность любить, быть близким с другим человеком. Став взрослыми, исполняют свои сценарии в контексте того социального окружения, в котором живут и которое имеет как правило драматические формы. В структуру личного сценария каждого вкрапляются мозаикой элементы семейного, культурного, национального сценариев. Взаимодействие этих сценариев и определяет и влияет на жизненную драму каждой личности. Например, можно быть благополучником в любви и сексе, но полным неблагополучником во всем остальном (здоровье, взаимоотношения, работе и деньгах).

Примеры сценариев:

  • Семейный – мы, Петровы, москвичи в третьем поколении и нам не пристало...
  • Культурный – нам, интеллигентам, важно чтобы о нас ничего плохого не сказали...
  • Национальный – мы, арийцы, нация с чистой кровью и мы завоюем весь мир...
  • Родовой – в нашем роду по мужской линии всегда рождаются крупные мальчики
  • Кармический (самый загадочный) – жизнь это тяжелый труд; я беспомощная жертва; как бы ты не старался исход один – предательство.

Можно добавить еще то, что по качеству жизни сценарии делятся на:

· Благополучников или «победителей»

· Середняков: не выигрывающих, но и не проигрывающих

· Неблагополучников: проигрывающих или побежденных

Где «неблагополучники» и «середняки» как правило расплачиваются одиночеством, брошенностью, нищетой, истощением, болезнями, самоубийством - такова их «расплата».
Сценарии жизни для всех трех ее уровней могут существенно различаться. Можно даже предположить, что переход с уровня на уровень возможен только в случае изживания или завершения сценария. А самым лучшим сценарием является отсутствие любого жизненного сценария.

Как же формируется «сценарий»?
Большую роль в его формировании, конечно же, принимают наши родители, которые своими поведением и действиями формируют наши «макрокарты жизни» или известные базовые экзистенциальные позиции, которые являются основой для формирования личностного сценария.

По классификации Клода Штайнера:

Из вышесказанного следует, что благополучный сценарий могут обрести только те, кого родители безусловно любили и у которых есть базовое предписание «я просто буду жить и радоваться»-поз №1.

Что же делать: изменить или капитулировать?
Все вышесказанное говорит о том, что необходимо оптимизировать «макрокарты» человека. Именно это является почти основной фундаментальной работой психотерапевта в рамках Интегрального нейропрограммирования (ИНП). Путем ответов на незатейливые вопросы выясняем бескомпромиссные суждения о самом себе, о других, о мире, о боге, об отношениях, о любви, о сексе, о деньгах и тп.

Эти суждения и представляет собой основную негативную часть базового знания, одну из составляющих вашего сценария о самом себе. Одним словом, это набор негативных установок\ убеждений.

И вот этот базовый негативный набор фраз или суждений составляет основу думающей части вашего ума. И как тут не удивляться что человек живет как неудачник и его жизнь сложится самым неудачным образом, пока он не изменит свой «сценарий».

Вот вопросы, которые помогают прояснить ваши макрокарты:

· Какова ваша первая самая негативная мысль о себе? А о других людях?

· Какова ваша самая негативная мысль о других людях вашей мамы?

· Какова ваша негативная мысль о вас вашего папы?

· Какова ваша самая негативная мысль о других людях пришедшего из вашего детства из общения с родственниками и взрослыми?

· Какова ваша самая негативная мысль о вас из школы, где вы учились?

Попробуйте прямо сейчас сесть и написать ответы на эти вопросы, причем не думая долго, то есть записать первую пришедшую в голову мысль.

Исходя из всего вышесказанного получается, что замена вот этих негативных установок и приведет к смене базовой части сценарного плана. И зачастую бывает, что после трансформации негативных убеждений (сценарных процессов) жизнь человека меняется кардинально.

Виды сценариев?
Исходя из вышеприведенных «макрокарт» по классификации Клода Штайнера, паттерны сценарного процесса являются базовыми экзистенциональными позициями и задают фундамент не слишком удачного сценария жизни человека. И на этот кривой фундамент будет надстраиваться оставшаяся конструкция, отвечает двум основным вопросам:

  • Как вы будете реализовывать сценарий?
  • Что вы вложите в его содержание?

Существует семь базовых процессов сценария, совершенно независимых от пола, расы и вероисповедания:

1. «Пока не» или миф о Геракле

2. «После» или миф о Домокле

3. «Никогда» или миф Тантале

4. «Всегда» или миф об Арахне

5. «Почти -1» или миф о Сизифе -1

6. «Почти -2» или та же легенда о Сизифе, но в более негативном варианте

7. «Открытый конец» или миф о Филемоне и Баукисе

Все эти паттерны имеют мифологическое обоснование, достаточно заглянуть в мифы древней греции.
Хочется также отметить, что я пользуюсь в работе метафорическими картами и вот именно для выявления видов сценария использую свою авторскую колоду "Сценарии и запреты".

Способы переделки сценарного шаблона.
Вы не поверите, если я вам скажу, что способов много. НО (!) для начала нужно выявить свой сценарный паттерн, рассмотреть и понять, как он оказывает влияние на вашу жизнь, а затем его разрушить!

И если рассматривать комплексную работу, то необходимо:

  • Составив с собой контракт на новую жизнь, в котором, например, будет четко оговорено: как и что вы преть будете делать без сценарных установок. Например:

Если вашим основным сценарием является сценарий «Пока не», сломайте его, радуясь и получая удовольствие еще до завершения... Работы. Для человека со сценарием «После» выход из сценарного процесса заключается в том, чтобы жить и радоваться сегодня, предварительно решив, что и завтра он будет радоваться. Например, если вы на вечеринке, пейте в свое удовольствие, но не слишком много, чтобы завтра у вас не болела голова. Для слова паттерна «Никогда» решите, что вы действительно хотите, составьте список из пяти пунктов, которые можете осуществить для осуществления ваших желаний, а затем ежедневно выполняйте по одному пункту. Если вы проживаете тему «Всегда», осознайте, что вам не следует повторять одни и те же ошибки. Если хотите, то можете бросить не удовлетворяющую вас работу, изменить плохие взаимоотношения или найти новое место жительства. Из паттерна «Почти –тип 1» можно выйти, убеждаясь, что вы доводите свои дела до конца. Если вы убираете комнату, не оставляете ее неприбранной, если читаете книгу, читайте все главы. Для ломки паттерна «Почти – тип2» займитесь приятным занятием и радуйтесь любому достигнутому успеху. Составьте список ваших целей и при достижении вычеркивайте их. Не стремитесь к очередной цели, не добившись предыдущей. Если вы считаете, что вам передан сценарий с открытым концом, осознайте, что ваши родители, не ведая того, преподнесли вам подарок. Поскольку финальные страницы вашего первоначального сценария утеряны, вы можете свободно написать желаемую концовку. Каждый раз, когда вы поступаете вразрез с вашим сценарным паттерном, то ослабляете его для будущего, облегчая себе задачу выхода из старой «сценарной» темы.

  • Произвести замену всех негативных убеждений на позитивные.
  • Внедрить новые функциональные части.

Сразу оговорюсь, что это работа сложная, но вполне реально осуществимая при осознанном желании действительно в корне качественно изменить свою жизнь в лучшую сторону.