Все статьи

Характеристика стилей родительского воспитания

29 янв. 2016
1725
Известно, что каждый человек на земле является неповторимой личностью. Поэтому семья как объединение двух уникальных индивидов представляет собой непохожий ни на какой другой микромир, где жизнь строится по совместно выработанным супругами правилам. Наличие в семье детей вносит в систему взаимодействия супругов свои коррективы и способствует установлению новых взаимоотношений «родитель-ребенок». Заботясь о детях, родители определяют отношение к ним и выстраивают собственное поведение на основе своих правил и ценностей, а также в соответствии с моральными нормами социума. В свою очередь, в ребенке формируется определенное отношение к взрослым, которое выражается в его поведении. При ежедневном взаимодействии членов семьи друг с другом происходит взаимовлияние, способствующее дальнейшему развитию каждого индивида и семьи в целом. Таким образом, система родительско-детских отношений в каждом конкретном случае представляет собой уникальное образование. Соответственно, и отношения между родителями и детьми нельзя рассматривать с единственной позиции, - ведь они многогранны и неповторимы. Однако в любой семье можно наблюдать генеральную линию поведения родителей по отношению к детям, что позволяет говорить о таком явлении как стиль воспитания.

Стиль воспитания – это совокупность эмоционального отношения и поведения родителей по отношению к ребенку, выраженная в использовании определенных методов педагогического воздействия. Психологические исследования с целью классификации типов воспитания предпринимались как зарубежными (психоанализ Э. Эриксона и К. Хорни, теория привязанности Д. Боулби и М. Эйнсворт), так и отечественными учеными (Э. Г. Эйдемиллер, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская). Значительный вклад в развитие вопроса родительско-детских отношений в 1991 году внесла американский психолог Диана Баумринд, выделившая три стиля воспитания – попустительский, авторитарный и авторитетный (демократический) [1; 13]. Каждый стиль представляет собой систему взаимодействия таких элементов как коммуникативность, контроль, зрелость требований и образовательный эффект. В 1999 году благодаря исследователям Э. Маккоби и Д. Мартин работа Д. Баумринд получила развитие: они дополнили систему названных элементов уровнем требований и параметром принятия-отчуждения, обозначив четвертый стиль воспитания – индифферентный (пренебрегающий).
Рассмотрим каждый из них подробнее.

При авторитарном стиле воспитания любые решения принимаются родителями, в то время как ребенок во всем подчиняется им. Данный тип воспитания основан не на поощрении, а на наказании. Авторитарные родители сильно ограничивают самостоятельность ребенка и никогда не обосновывают перед ним свои требования, проводя их под жестким контролем с использованием выговоров, запретов, физиологических наказаний. В качестве примера авторитарного воспитания можно привести следующую ситуацию: отец приходит домой и говорит 7-летнему сыну о том, что в дни каникул мальчик поедет с ним к родственникам. «Но мы же договорились, что я проведу каникулы на даче у Миши! » «Я сказал, что ты едешь с нами, и точка», - хмурится отец. «Не хочу я ехать...» - тихо говорит мальчик, боязливо поглядывая на отца. «Ты еще смеешь мне перечить! А ну марш в угол! И на неделю забудь о мультфильмах! »

В семьях с индифферентным стилем воспитания родители не интересуются возможностями и потребностями ребенка и практически не принимают участия в его жизни. Зачастую поведение детей из такой семьи представляет собой одну из крайностей: либо они одиноки и замкнуты, либо агрессивны и неуправляемы. Исследования показывают, что дети, воспитанные индифферентными родителями, склонны к компенсирующему и антиобщественному поведению.

Попустительский стиль отношения к ребенку проявляется в том, что дети в такой семье практически не знают запретов и ограничений, а также не выполняют указаний родителей. Главной фигурой в семье с попустительским типом воспитания являются не родители, а ребенок. Причиной такой ситуации является неумение, неспособность или нежелание родителей руководить своими детьми. Либеральные родители стремятся во всем угодить своим детям, давая им только самое лучшее. Они с ранних детских лет уступают любым требованиям ребенка, потакают любым его прихотям, при этом не предъявляя к нему почти никаких требований. Сочетание низкого уровня ожиданий и отсутствия дисциплины приводит к тому, что, как правило, дети в подобной семье вырастают избалованными, безответственными, инфантильными и не умеющими работать. Иллюстрацией этого стиля воспитания может служить ситуация из жизни: по улице шла семья – отец, мать и дочь пяти лет. По очереди, обращаясь к девочке, родители предлагали ей разные варианты проведения выходных и буквально заглядывали в рот, с трепетом ожидая ответа. Когда все предложения были пренебрежительно отвергнуты, девочка сказала: «Лучше вы сами езжайте куда-нибудь, а я побуду дома – отдохну».

Авторитетный стиль воспитания характеризуется поощрением личной ответственности и самостоятельности детей в соответствии с их возможностями. Родители обучают детей осмысленному поведению, внимательно относятся к их потребностям и при необходимости помогают в различных жизненных ситуациях. Однако, при этом родители проявляют твердость в установленных семейных правилах, отстаивают справедливость и следят за последовательным соблюдением детьми определенной дисциплины. Все это формирует у ребенка адекватное, ответственное социальное поведение. Данный стиль воспитания признан в психологии оптимальным для формирования здоровой, всесторонне развитой и уверенной в себе личности.

Стоит отметить, что даже при желании родителей реализовать определенный стиль воспитания (как правило, это авторитетный стиль) это далеко не всегда возможно как в силу особенностей психических процессов и характера самих родителей, так и в силу специфики поведения ребенка. Дополнительные сложности возникают в случае, если в семье воспитывается несколько детей.

Таким образом, система родительско-детских отношений в каждом конкретном случае представляет собой уникальное образование. Это взаимодействие многогранно и неповторимо, как и каждый родитель и каждый ребенок в семье.