Все статьи

Предпосылки формирования личностных качеств

15 февр. 2016
1157
О формировании предпосылок, необходимых для достижения всестороннего развития, можно говорить только применительно к личности ребенка – то есть к развивающейся (формирующейся) личности. Затрагивая вопрос о предпосылках развития личностных качеств, мы должны понимать, что каждый отдельно взятый индивид представляет собой уникальную личность со своим неповторимым внутренним миром, в котором все жизненные понятия, ценности и установки находятся друг с другом в тесной взаимосвязи и являются результатом действия на индивида различных по характеру и степени влияния факторов.

Важно отметить, что воздействие данных факторов ребенок начинает испытывать с самого рождения. По словам Мухиной, существует четыре основных реальности существования человека: природная реальность, реальность социального пространства, реальность предметного мира и реальность образно-знаковых систем. Таким образом, природа и общество с его вещественными (разнообразные предметы) и символико-языковыми (письменная и устная речь) образованиями занимают центральное место в развитии личностных качеств.
Что касается природы, то она оказывает на человека двустороннее влияние. С одной стороны, это природная реальность, в которой каждый из нас развивается с самого рождения, а с другой стороны – гены, переданные нам от обоих родителей. Своеобразие полученных человеком генов в их совокупности можно назвать биологическими предпосылками развития личностных качеств. Роль данного фактора сложно переоценить: например, в отличие от человека с атлетическим телосложением, «пикник» может постоянно переживать из-за своей полноты, и вероятно, неудачные попытки похудеть приведут его к стеснительности, замкнутости и затяжной депрессии, итогом которой станет отказ от общения и активного образа жизни, что, конечно же, сильно изменит все сферы жизнедеятельности «пикника». Таким образом, каждый полученный человеком ген напрямую влияет на формирование его личностных качеств.

Если далее развивать тему биологических предпосылок, то можно поговорить о важности такого явления как изучение и усвоение ребенком своего внешнего образа. Еще в раннем возрасте малыш, отождествляя свое изображение в зеркале с самим собой, начинает понимать неповторимость черт своего лица и стремится получить максимум от владения им (корчит рожицы, показывает язык, растягивает щечки руками). Затем наступает стадия изучения и экспериментов над собственным телом: ребенок овладевает прямохождением (что значительно расширяет его возможности в ознакомлении с окружающими предметами) и начинает принимать разные интересные позы (свешивается вниз головой, смотрит на «перевернутый» мир через расставленные ноги, выгибается в «колесо»). Также в дошкольном возрасте происходит телесная дифференциация, когда про ребенка уже четко можно сказать – является он право- или левоориентированным. Известно, что левое полушарие мозга отвечает за рациональное восприятие действительности (его функции – это интеллект, сознательное мышление, последовательность, анализ, логика, способности к науке, словесное мышление и письменная речь), а правое полушарие генерирует разнообразные творческие идеи и способствует развитию «шестого чувства» - интуиции (функции - воображение, сенсорика, трехмерные формы, творчество (музыка, искусство), эмоциональность и целостность). Это означает, что, зная направленность человека, мы с большой долей вероятности можем констатировать наличие в нем определенных личностных качеств и прогнозировать его поведение в различных ситуациях.

С общественным фактором дела обстоят несколько сложнее. Нужно помнить о том, что под социальными условиями развития личности мы прежде всего понимаем фундаментальную ячейку структуры общества, - то есть семью. Сегодня уже не только психологи, но и все остальные люди понимают, что основы развития гармоничной (или дисгармоничной – у всех по-разному) личности закладывается именно в семье, где каждый из нас проходит через определенное воспитание и обучение. Одной из главных составляющих данного фактора является процесс самопознания, который включает в себя усвоение и осознавание своего имени (идентификация с определенной культурой), телесную и духовную индивидуальность (с данным явлением неразрывно связан кризис трех лет, когда ребенок начинает осознавать свое «Я» и себя как источник воли), половую принадлежность (как правило, к четырем годам дети четко знают разницу между мальчиками и девочками), ориентацию на индивидуальный жизненный путь (большая часть данного процесса закладывается в семье) и ценностные ориентации на жизнедеятельность в социуме (усвоение общественных норм, морали и права). Отдельно стоит выделить такой фактор развития как притязание на признание, реализующееся в семейном кругу (если ребенок не оценивается родителями как "хороший", он чувствует стыд и свою неполноценность, в результате чего возникает заниженная самооценка и дальнейшие трудности в достижении жизненного успеха). Из вышесказанного видно, какую серьезную роль в развитии личности играет взрослый, являющийся не только конкретным примером для подражания, но и выступающий посредником между ребенком и окружающим миром. В связи с этим неудивительно, что, к примеру, у родителей-пьяниц, как правило, вырастают недоверчивые и агрессивные дети с низким уровнем интеллекта и минимальными культурными запросами, в то время как дети из психологически благополучных семей в основной своей массе являются коммуникабельными, доброжелательными, позитивно настроенными и гармонично развитыми как в физическом, так и в интеллектуальном плане. В качестве примеров положительного и отрицательного влияния семейного воспитания на всю дальнейшую жизнь индивида можно привести следующие: среди моих клиентов был девятиклассник Иван, обладающий нарциссическим типом личности. Он вырос в полной семье, где между родителями было согласие и взаимопонимание. В основном Ваню воспитывала домохозяйка-мама (пример скромной и душевной пушкинской Татьяны), и через полгода наших встреч она помогла мальчику перебороть свою леность и завышенную самооценку, постоянно ставя перед ним труднодостижимые, но реальные цели. В результате в пятнадцать лет Иван уже не только выполнял серьезные бытовые поручения, но и стал старостой класса, четко определился с будущей профессией и начал упорно готовиться к вступительным экзаменам. Через несколько лет он исполнил свою мечту, поступив в ПМГМУ им. Сеченова, и стал старательно учиться на медика. Несомненно, приобретенные Ваней в семье навыки трудового упорства в достижении поставленных целей и связанное с этим формирование адекватной самооценки будут помогать ему всю дальнейшую жизнь. И другой пример: мать-одиночка, воспитывающая любознательную и жизнерадостную дочку Елену, так и не смогла пережить уход мужа, и когда девочке исполнилось два годика, начала выпивать. За несколько лет она превратилась в алкоголичку, ежедневно срывающуюся на своем ребенке. В результате психологическая травма девочки расширилась до такой глубины, что она не просто превратилась в подавленного хмурого ребенка, живущего в постоянном страхе побоев, но совершенно перестала общаться с людьми, уходя в мир своих фантазий. У меня мама с дочкой оказались уже на той стадии, когда первой требовалась госпитализация, а второй – глубокая психокоррекция. Сейчас Елена – постоянная пациентка психиатрической клиники, ее дочка живет с бабушкой, учится во 2 классе, неплохо ладит со сверстниками, но все еще побаивается учителей: «потому что вдруг ударят, если правильно не отвечу». Вот так по-разному сложились две судьбы, в становлении которых первостепенную роль сыграла семья.

Подводя итог нашему разговору о предпосылках формирования личностных качеств, еще раз отметим биологические и социальные факторы, их взаимопроникающее влияние, а также фактор внутренней позиции индивида, формирующейся в семье.