Все статьи

О значении привязанности, влиянии разлуки на психофизиологическое развитие ребенка

16 авг. 2017
2277
Любовь к себе, как и связь матери и ребенка, закладывается в глубоком детстве. Я бы сказала — во внутриутробном периоде. Находясь ещё в теле матери, ребёнок воспринимает её чувства, слышит всё, что происходит в её окружении и чувствует её отношение к себе: желанный он или нет. Я это знаю, потому что имею психотерапевтический опыт как клиента, так и психолога, погружения во внутриутробный период.

Когда ребёнок рождается, отношение к нему матери, наличие тёплой постоянной доверительной связи между ними, является гарантом развития правильного здорового отношения человека к себе в сознательном возрасте.
К сожалению, наша действительность лишает возможности почти всех людей вырасти здоровыми, цельными личностями, с самоценностью и любовью к себе. Матери вынуждены оставлять своих детей в яслях, детских садах, у бабушек, чтобы работать.

Даже те матери, которые не работают, а сидят с детьми до школьного возраста, не знают о том, что даже малейшая разлука с ребёнком может нанести его психике боль и вред, который отразится на всей его дальнейшей жизни. Например, мама выбежала на минутку в магазин, а ребёнок в этот момент мог испугаться чего-либо и сильно нуждаться в ней, в её утешении.

Или, была ситуация, когда мать, переодевшись с осеннего пальто в зимнее (примеряла в магазине, а ребёнок сидел в коляске, отвёрнут от мамы). И когда мама предстала перед ребёнком в новом пальто, он её не узнал и стал рыдать, испугавшись, что мамы нет. И это было несколько секунд, пока мама не поняла, в чём дело и быстро сбросила пальто.

И таких ситуаций, когда наши мамы уезжают сдавать сессию, выходят в магазин, долго работают или просто не обращают внимания, занятые своими делами (даже находясь физически рядом) очень много. И практически, каждый человек пережил этот травматичный опыт в своём детстве. На кого-то это больше повлияло, на кого-то — меньше.

Как это отражается на жизни человека, который имел такой опыт вынужденной разлуки с матерью?

  • Неуверенность. Неуверенность в себе, в том, что заслуживает/ достоин любви, хороших ситуаций в жизни, везения, удачи, богатства, успеха.
  • Отсутствие глубокой привязанности — доверия к любимому человеку. Однажды пережив предательство в самом ранимом возрасте, ещё неосознаваемом, когда не понимаешь причин — ребёнок не может принять этот опыт и простить. Эта рана остаётся на всю жизнь, затерявшись в дебрях подсознания, но, тем не менее, имея огромное влияние на жизнь человека. Такой человек, даже создав семью, не может выстроить глубокие доверительные отношения с супругом. Подсознательно будет ожидать «предательства» (бросят, изменят) или, чтобы избежать вероятной боли — сам будет стремиться уйти от своего партнёра — так возникают разводы, казалось бы, на ровном месте
  • Отсутствие самоценности и низкая самооценка. В результате, ощущая себя никому не нужным, ребёнок формирует понимание о самом себе: «я недостаточно хорош, чтобы меня любили». И если сам по себе ребёнок не достоин любви (как он думает, исходя из своего травматичного опыта), он будет эту любовь заслуживать — становясь быть в меру своих сил «хорошим», послушным. Так всю жизнь человек живёт не своею жизнью, не занимается тем, чем ему нравится, а лишь обслуживает своих близких — детей, супруга, родителей, коллег по работе, друзей, стараясь стать незаменимым, чтобы его любили за то, что он делает, а не за то, что он есть. Просто есть такой на Земле.

Когда связь между ребенком и матерью нарушается — в этом нет вины матери. Такова жизнь. У нее могут быть уважительные причины, как например, в фильме «Джон», который был снят в Великобритании в 1969г Джеймсом и Джойс Робертсон. Фильм рассказывает о значении привязанности, влиянии разлуки на психофизиологическое развитие ребенка. Исследования, сделанные на основе этого фильма, подтвердили взаимосвязь присутствия близкого человека на последующую жизнь детей.

Я хочу здесь рассказать, что показывается в этом фильме со своими комментариями.

«Джон». Великобритания, 1969 г.

https://youtu.be/yecDUs_9biE

Джону 1 г и 5 мес. Пока его мама будет находиться в роддоме, Джона отправят в Дом ребенка. Раньше он никогда не расставался с матерью. Сначала Джона показывают в его привычной обстановке – дома. Джон спокойный игривый ребенок. Он играет, ходит, где ему нравится, все трогает. На его лице улыбка. Видно, что мальчику комфортно, и он чувствует себя хорошо.

Первый день
Его пребывания в Доме ребенка. Мальчика показывают в детской кровати с высокими бортиками. (Его привезли ночью, когда у матери начались схватки). Сам он вылезти не может и вынужден ждать, пока к нему не подойдет воспитательница, после того, как она оденет всех детей. Воспитательница Мэри подходит к Джону и одевает его. Он рассматривает ее лицо.

За завтраком он видит другое новое лицо – воспитательницу Кристину. Мэри кормит в это время другого ребенка.

Дети за столом уже давно находятся в Доме ребенка и привыкли к этому. Они шумят за столом, стучат мисками по столу, отстаивают свои права – ведут себя агрессивно. Джон смотрит на все это с видом человека, который недоумевает, как он тут оказался, и ему явно не нравится эта нервозная обстановка. Дома у него такого не было – он привык к спокойному и доверительному общению с близкими людьми – мамой и папой. У этих детей такого опыта доверительного общения нет.

Джон играет с игрушками самостоятельно и наблюдает в стороне за детьми. Кажется, что он внутренне отстранен от своего положения. Мне представляется, что если бы в эту секунду пришел папа или мама – он бы кинулся на встречу к родителю и с радостью бы ушел домой – в привычную атмосферу душевного тепла.

Джон делает робкие попытки приблизиться к воспитательнице, но она не замечает этого и всё её внимание занимают дети, которые добиваются этого криком. Мальчик часто смотрит на дверь или ходит около неё.

После дневного сна пришел отец Джона. Джон несколько минут смотрел на него, прежде, чем ему улыбнуться.

После ухода отца, Джон спокойно продолжает играть с машинкой. В этот момент подходит девочка и отбирает машинку у Джона. Джон – домашний ребенок и не может противостоять такой агрессии. Прежде у него не было такого опыта. Он растерянно ходит за девочкой.

Вечером Джона купает ещё одна новая воспитательница, это уже четвертое новое лицо за его первый день. Воспитательницы в Доме ребенка не прикреплены к конкретному ребенку. Они каждый раз занимаются новой работой, которую необходимо выполнить. Таким образом, дети не могут привыкнуть к одним отношениям, чтобы выработалась привязанность.

Лишенные такого опыта – иметь прочные отношения – дети, чьи мамы вынуждены их оставлять в раннем возрасте, приучаются быть сами по себе, и потом, когда они вырастают во взрослых – им сложно строить семейные отношения из-за отсутствия такого опыта.

В этот первый день Джон, росший в семье – имеет небольшой опыт доверительных отношений. Он приветлив с каждой воспитательницей и позволяет им на время заменить ему маму.

Второй день
Джон бесцельно слоняется по комнате. Воспитательницы не замечают тихого и спокойного малыша. Они больше озабочены капризными детьми, умеющими добиваться их внимания криком.

Пришел папа Джона и взял его на руки. Джон увертывается и хочет сойти с рук. Ему снова понадобилось время, чтобы привыкнуть к отцу и начать с ним общаться.

Когда отец уходил, Джон вместо робкого и спокойного стал настойчивым. Он яростно боролся, чтобы уйти вместе с отцом, не хотел отпускать его. После его ухода Джон плакал и воспитательница взяла его на руки. Джон немного успокоился, но все время поглядывает на дверь. Придя в себя, он снова готов играть. После того, как Мэри уложила Джона в кровать, она пошла к другим детям. Джон стал плакать.

На
третий день
Джон ведет себя тихо, иногда робко плачет. Воспитательницы не замечают его, у них есть более беспокойные дети. Джон играет один, отвернувшись от группы.

Приходит новая смена воспитательниц и Джон играет с одной из них. Затем один более настойчивый мальчик забирает внимание воспитательницы, с которой играл Джон, на себя и Джон сдается.

Мальчик нуждается в ласке и заботе, нуждается в объятьях и внимании. Т. К. Внимание взрослых людей он не может завоевать, Джон подходит к большим мягким медведям и прижимается к ним. Таскает их с собой. Медведи большие, тяжелые и то, что Джон не может справиться с ними – легко раздражает его. Он стал сосать большой палец.

С приходом папы Джон оживает и немного играет. Ночью у Джона была рвота, но врач ничего не обнаружил.

На
четвертый день
Снова приходит воспитательница Мэри. Джон садится недалеко от нее и наблюдает, как она играет с другими малышами. У Джона, как у домашнего ребенка нет возможности конкурировать за её внимание с детьми, которые здесь выросли и он снова обращается к большому мягкому медведю.

За обедом он снова становится свидетелем шума – дети стучат кружками по столу. От переполнившего его отчаяния, Джон рыдает навзрыд. Когда воспитательница приходит кормить его – он отворачивается.

После обеда его поведение меняется. Вместо робкого, он становится решительным – отталкивает других детей и пробирается к Мэри. Он устроился между ног Мэри и накрылся мягким медведем. Вокруг тела воспитательницы укладываются малыши – видно, что им недостает человеческого внимания, тепла и ласки. Каждому хочется, что бы его приласкали, погладили. Вскоре Джона вытесняет более бойкий ребенок.

Джон почти весь день ничего не ел и отказывается от ужина. Его внутренние переживания выплескиваются безутешными рыданиями перед сном.

На
пятый день
Джон выглядит заплаканным несчастным ребенком. Он сидит отдельно от всех со своим мягким медведем. Позже он делает несколько попыток прижаться к телу Мэри и ему ненадолго удается это, но потом его вытесняет другой ребенок. Какое-то время Джон перестает бороться.

Затем снова подходит к Мэри, которая протягивает ему игрушку. Но Джон нуждается в утешении, и отказывается от игрушки. Он тихо слоняется по комнате, мрачный и погруженный в себя. И такое поведение остается незамеченным для воспитательниц, привыкших обращать внимание на детей шумных.

Джон уже не может выносить свое горе в одиночку и дает волю своему отчаянному плачу, после чего Мэри берет его на руки. И, даже находясь на руках у воспитательницы, Джон еще долгое время плачет и не может успокоиться. Кажется, что его отчаяние заполонило всю его маленькую Вселенную и покрылось безысходностью.

После того, как Джон получил индивидуальное внимание, он успокоился и начал оживленно общаться с Мэри, трогая носик, глазки воспитательницы, играя со своей игрушкой.

Когда воспитательница опускает Джона играть – он с рыданием идет за ней, и ей приходится снова взять его на руки. На попытки Мэри поиграть Джон не реагирует. Он боится вновь её потерять и переживает свои страдания от только что случившейся разлуки. Кажется, что должно пройти много времени, прежде чем Джон окончательно успокоится и сможет быть некоторое время автономным.

Потребность Джона в близости настолько велика, что Мэри долгое время носит его на руках, лишая возможности других детей быть с ней.

На
шестой день
Джон опять предоставлен самому себе. У Мэри выходной, а другие воспитательницы не замечают тяжелого психологического состояния Джона.

Джон плачет у двери, в которую входил его папа. Воспитательницы привыкли к постоянному плачу в Доме ребенка и не реагируют на плач Джона. Так плача, Джон ходит долгое время по комнате. На его лице уже закрепилась маска страдания и боли.

От завтрака Джон отказывался, резко протестуя, отодвигая от себя ложку с кашей. Это встревожила старшую воспитательницу, и она измерила температуру Джона. Температура была в норме.

Джон встречает отца у дверей и протягивает к нему руки. Его приход несколько оживил Джона. Не смотря на общение с отцом, в глазах Джона видна глубокая печаль и тоска.

Настала пора отцу Джона уходить. Он сидит на корточках недалеко от двери и общается с сыном. Джон несколько раз отходит от отца к двери и обратно, явно демонстрируя желание уйти вместе с ним. Несколько раз пытается открыть дверь и приносит отцу свои уличные ботинки. Отец не реагирует на это и Джон отворачивается от него, забирает свое домашнее одеяльце, с которым его привезли в этот Дом ребенка и подходит к Мэри. Потом отворачивается от всех.

Когда отец уходит, Джон не реагирует, лишь потом подходит к двери и возвращается к Мэри и кладет ей голову на колени, нуждаясь в утешении. Он все чаще и дольше сосет большой палец.

На
седьмой день
Джон как будто отрешен от всего: он не хочет играть, не хочет есть. Он всё время плачет около большого мягкого мишки. В его плаче уже нет протеста. Он плачет тихо и жалобно. Как воет одинокий волчонок. Он издали смотрит на воспитательницу, но уже не борется за нее.

На
восьмой день
Состояние Джона ухудшилось. Он подавлен и безразличен ко всему. Большую часть дня он лежит на полу со своим мягким медведем и сосет палец. Его взгляд направлен в никуда. Это депрессия.

Джон почти ничего не ест уже несколько дней и постоянно плачет. Это было замечено и, наконец, ему стали уделять больше внимания. Но всякий раз, когда он немного успокоится, воспитательница снова оставляет его, чтобы заняться другими детьми, что ещё больше расстраивает Джона: его бросают снова и снова, после того, как он успокоится и начинает надеяться на то, что эта близость будет нерушимой.

Он отгораживается от жизни больше, чем когда-либо. Когда открывается дверь, он уже не обращает внимание на вошедшего. Джон уже ничего не ждёт.

К обеду пришел папа. Уже проголодавшийся Джон не может покушать, т. к. сильно расстроен. Он плачет и не может проглотить еду. Ему дают кусочек сахар – Джон берёт и тянет его в рот. Но как только подносит сахар ко рту – начинает рыдать. Когда Джон успокоился, настало время отцу уходить.

Расстроенного Джона уже никто не мог успокоить. Даже Мэри. Джон припал к своему мягкому другу.

На
девятый день
Джон проснулся в слезах. Это последний его день без мамы. Его переживание разлуки усилилось от того, что никто не смог заменить ему маму. Джон все утро провел на руках у воспитательниц.

После десяти утра пришла мама Джона. Как только он ее увидел, он отвернулся, зарыдал и стал метаться на руках у воспитательницы. Он сворачивался клубком на её руках, и прятал лицо на её груди, пытаясь ещё закрыться одеялом. Настолько вид мамы был для него болезненным.

Ощущения последних девяти дней, которые принесли ему столько горя, одиночества, потерянности, страха, отчаяния и душевной боли выливались безудержными рыданиями. Джон мельком взглянет на мать и отворачивается.

У мамы растерянный вид. Она явно не ожидала такой реакции своего сына. Она берет его на руки и покачивает. Джон уже не плачет, но на его лице видны гримасы боли. Через какое-то время он вырывается из рук матери.

Для матери это был травматичный опыт. На ее лице также видна боль. Она пытается успокоить Джона, но он не дает ей приблизиться к себе, прячась на руках автора фильма, ведущей эти наблюдения.

Мать снова берет Джона на руки, но Джон отталкивает её. Наконец он прижимается и затихает. Чуть позже приходит отец. Джон вновь отстраняется от матери и отец берёт его на руки. И только на руках отца Джон впервые посмотрел матери в глаза. Он смотрел на неё как на чужого человека, на человека, который причинил ему боль. Раньше Джон безоглядно доверял маме. Оставшись без неё, он не смог найти ей замену. И когда она вернулась, Джон не смог принять её.

На этом фильм заканчивается.

Что будет дальше с Джоном?
То же, что с миллионами других детей. Мы практически все прошли через детский садик и пережили разлуку с мамой по несколько раз. Все мы пережили подобный опыт — кто-то в большей степени, кто-то — в меньшей. Но какова бы ни была степень – опыт предательства близкого человека есть у всех. Дети забывают его и привыкают к родителям снова. Научаются выстраивать доверительные отношения. Возможно, не такие глубокие.

Все мы как-то приспосабливаемся к новым обстоятельствам и стоим свою жизнь. Но если где-то глубоко внутри есть три пункта, о которых я написала в начале – это повод, чтобы изменить свою жизнь, исцелить детский опыт, начать жить радостно СВОЕЮ жизнью, наполненной истинной любовью к себе. Зачем? Чтобы ЖИТЬ.

_
Автор: Базылева Т. Г.