Все статьи

О влиянии телепередач и компьютерных игр на психику ребенка

12 окт. 2016
1236
Запрос: Мой ребенок (4 г.) очень много смотрит мультиков, ТВ, играет в компьютерные игры и развивающие программы. Современная цивилизация предполагает владение современной техникой. Однако я замечаю, что наряду с пользой это несет вред. Очень много информации, но как она усваивается, я не знаю. Мне кажется, ребенок что - то упускает в своей жизни, она вся в экране. Сколько ребенок может смотреть передач и вообще проводить время у экрана? Какие передачи и программы полезны? Как вырастить ребенка современным, но здоровым и развитым?

Все мы знаем, что детство является периодом наиболее интенсивного развития человека, главной предпосылкой которого служит особая пластичность детского мозга, обеспечивающая (наряду с другими особенностями) поступательное психическое развитие ребенка. В разном возрасте ребенком управляют определенные движущие силы развития, которые будут различаться на каждом конкретном этапе взросления.
Так, главной потребностью младенца является получение новых впечатлений. Эта «ненасытимая» потребность ярко проявляется в поведении малыша, когда он прислушивается к любому звуку и старается разглядеть как можно больше окружающих предметов, отдавая явное предпочтение человеческому (в частности – маминому) лицу. Чуть позже потребность в новых впечатлениях трансформируется в познавательную потребность, которая уже сопровождает человека всю жизнь. Именно поэтому важно создать малышу такие условия развития, при которых вокруг будет большое количество разных по форме, цвету и содержанию предметов и звуков. Удовлетворяя потребность младенца в новых впечатлениях, родители находятся в постоянном физическом и эмоциональном контакте с ним, что является основой для формирования доверия – важнейшей психической составляющей данного этапа взросления. Имея доверие к ближайшему окружению, ребенок со временем переносит его на весь окружающий мир, выстраивая гармоничные социальные отношения. Но что происходит, когда мы включаем телевизор в присутствии малыша? В первые недели жизни приглушенный звук телевизора лишь убаюкивает его, но уже в 2 - 3 месяца младенец поворачивает голову к светящемуся экрану, а еще два месяца спустя, реагирует на знакомую заставку. Исследователи продемонстрировали детям 4 месяцев два мультфильма: в первом случае звук был наложен синхронно, а во втором - нет. И малыши были гораздо более заинтересованы «правильным» мультиком. На вопрос о том, как воздействуют движущиеся картинки на младенца, однозначно ответить нельзя, поскольку исследований в данной области крайне мало.

В дошкольном возрасте в психике ребенка происходят глобальные изменения, способствующие его дальнейшему взрослению. В период с 6 месяцев до 1, 5 лет ребенку трудно долго удерживать внимание на чем - то одном. Тем не менее, эти моменты он использует с максимальной пользой: к примеру, может научиться правильно пользоваться игрушкой, увиденной сутки назад по телевизору в руках у незнакомого человека. Поэтому в плане имитации новых навыков просмотр телевизора будет играть положительную роль. Однако важно помнить, что до того, как ребенок начнет говорить, смотреть телевизор для него означает - слышать и видеть что - то, недоступное пониманию. И все - таки при этом малыш переживает все увиденное эмоционально, поэтому факт влияния на него увиденного не подлежит сомнению. В 1, 5 – 3 года существует такая опасность, что у ребенка разовьется необоснованное чувство страха или сложатся ошибочные представления о мире, поскольку в этом возрасте дети еще не обладают интеллектуальными и эмоциональными средствами, чтобы объяснить то, что происходит на экране. Малыша, который смотрит мультфильм или играет в компьютерную игру, переполняют эмоции и чувства, но ему катастрофически не хватает слов, чтобы их выразить. Единственный выход для родителей - озвучить то, что он интуитивно чувствует. «Сейчас пингвиненка Лоло и его друзей преследуют браконьеры. Но ты же помнишь, что героям удастся убежать от этих плохих людей, и они снова окажутся в родном поселке с мамой и папой». Ребенок подражает, показывает пальчиком, потом повторяет слова и запоминает их. Только при условии повторений и комментариев родителей приобретенный опыт и его контекст запоминаются и обретают смысл. Важно отметить, что лишь к 3 - 4 годам ребенок приходит к пониманию разницы между воображаемым и реальным. Он уже знает, что мультфильм или игра - это неправда, и с удовольствием исследует фентезийный мир, который будет подпитывать его мечты и проявляться в играх. Таким образом, как говорит ученый Пиаже, в дошкольном возрасте ребенок живет одновременно в двух мирах – в своем, детском мире игры и мире взрослой реальности. Конечно, дети еще не полностью воссоздают цепь событий: то, что они видят, иногда путается с их собственными желаниями и личным опытом. Но в этом возрасте ребенок уже понимает, что он – отдельное существо, и осознает свое отличие от остальных, а значит, может имитировать кого - то другого. При этом для ребенка большое значение имеет переживание эмоций, с которыми он пока не сталкивался в реальной жизни. Именно поэтому важно не показывать ему телесюжеты или игры, провоцирующие такие негативные эмоции как злоба, страх, агрессия.

Главный процесс психического развития дошкольника - это общеизвестный кризис трех лет, направленный на обретение ребенком автономности. Здесь наряду с потребностью познавать появляется острая потребность в общении со взрослым, а также потребность в действии, удовлетворяя которые ребенок получает представление о четких границах дозволенного (по реакции взрослых на проявления кризиса трехлеток – негативизм, упрямство, строптивость, своеволие), овладевает новыми навыками и осознает свои возможности. Этот непростой этап взросления запускает в психике ребенка процесс формирования основных новообразований дошкольного возраста: памяти, воображения, произвольного поведения и личного самосознания, которые развиваются в ходе сюжетно - ролевой игры. Познавательная сфера дошкольника на данном этапе выражается в развитии таких процессов как анимизм (одушевление всего неживого) и артификализм (рассмотрение природных явлений как результат сознательной деятельности людей), которые обязательно присутствуют в детских играх. Исследователь Эльконин считал, что в дошкольном возрасте ролевая игра, в которой дети воспроизводят (или моделируют) различные социальные роли и отношения между людьми и природными процессами, является ведущим типом деятельности, поскольку в ней происходит ориентация в самых общих и самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности в окружающем мире. Заменяя игру просмотром телевизионных передач или компьютерными играми, мы тормозим гармоничное развитие вышеназванных психических новообразований дошкольника, поскольку детское воображение в большей степени оказывается захваченным телеисториями.

Также важно отметить, что основой формирования общих умственных способностей дошкольника является овладение наглядным моделированием, происходящее через подражание. Особый акцент на роли подражания делал американский психолог А. Бандура, который считал, что дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Одно из проявлений имитации – идентификация, то есть процесс, в котором человек заимствует не только действия, но и мысли и чувства другого человека, выступающего в роли модели. Имитация приводит к тому, что ребёнок может вообразить себя на месте модели и испытать сочувствие к этому человеку. А если в качестве модели выбирается постоянно наблюдаемый посредством телевизора или компьютера отрицательный герой? Тогда логично встает вопрос о том, насколько успешно дети смогут приспосабливаться к жизненным ситуациям, воспринимать роли матери и отца, строить взаимоотношения с друзьями и межличностные связи вообще.

В рамках заданной темы стоит сказать несколько слов и о взаимодействии детей друг с другом. Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит ряд этапов: так, в 2-4 года сверстник является партнёром по эмоционально - практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребёнок видит в основном себя. В 4-6 лет возникает потребность в ситуативно - деловом сотрудничестве со сверстником, - при этом содержанием общения становится совместная игровая деятельность, и вместе с тем возникает потребность в признании и уважении сверстника. В период 6-7 лет общение становится внеситуативно - деловым, у детей складываются устойчивые избирательные предпочтения. Но если ребенок часами сидит у экрана (смотрит или играет в игры), то увиденное будет восприниматься им как реальное, а в окружающем мире он будет ориентироваться плохо. Отсюда – чувство неуверенности в себе и постоянного страха в любых жизненных ситуациях, неуспеваемость в занятиях, непонимание сверстников, возникновение агрессивного поведения (к сверстникам: «Оставьте меня в покое! » или «Все вы поступаете плохо, и я буду наказывать вас! » и к родителям: «Не хочу убираться в комнате – лучше съем эту шоколадку», «Не выключай телевизор/компьютер – я еще не все посмотрел/не доиграл! ») и как результат – уход с головой все в то же виртуальное пространство, которое, в отличие от реального мира, не требует от ребенка быть вежливым, аккуратным, ответственным, активным. Ведь здесь все так просто и ясно: сиди и воспринимай!

Сегодня ученые всего мира единодушны: бесконтрольный просмотр телепередач и занятие компьютерными играми наносит вред, прежде всего, нейронам развивающегося детского мозга, отрицательно сказывается на здоровье и поведении детей. Телевизор и компьютер вводят ребенка в состояние, близкое к гипнотическому трансу, вот почему дети часто словно прилипают к экрану. Как только телевизор включается, бета - волны мозга, характерные для состояния бодрствования, уступают место медленным альфа - волнам. В результате внимание становится расфокусированным, зрение и слух словно отключаются, притупляется критическое восприятие происходящего, снижаются познавательные способности. Кроме того, у детей, злоупотребляющих просмотром телепередач и компьютерными играми, более активным становится правое полушарие мозга, отвечающее за эмоциональные реакции, и завораживающий эффект телевидения усиливается. Здесь также стоит сказать об отрицательном влиянии рекламы, буквально заполонившей все телепространство. В результате исследований было установлено, что примерно половина опрошенных дошкольников и треть школьников младших классов доверяют содержанию рекламы и используют рекламу в качестве культурного эталона потребления. Наибольшей популярностью среди детей пользуются реклама продуктов питания, напитков, игрушек (в том числе компьютерных игр и разнообразных гаджетов), косметики, бытовой техники, спортивные сюжеты, реклама с участием животных. А теперь вспомните рекламируемые продукты: стоит ли удивляться, что на смену «поколению Pepsi» придет какое - нибудь «поколение Pop - Shop», которое будет потреблять невероятное количество товаров, не выходя из дома. И это всего лишь одна сторона проблемы, связанной с бесконтрольным просмотром телепередач и компьютерных игр детьми. Исследования, изучающие механизмы подражания и воспроизведения детьми и подростками увиденного на телеэкране, проводились в основном в школе социального научения А. Бандурой и его последователями. На данный момент ответ на вопрос о восприятии ребенком современной информационной среды является неоднозначным, поскольку системное изучение данного феномена в науке пока отсутствует. Однако, отдельные ученые периодически проводят тематические исследования, результаты которых показывают:

§ Телевизор/компьютер тормозит развитие детского мышления, воображения, фантазии, поскольку предлагает уже готовые к потреблению визуальные продукты;

§ Телевизор/компьютер мешает детям сосредоточиться, из - за чего снижается способность к обучению;

§ Бесконтрольный просмотр телепередач и занятие виртуальными играми нарушают сон ребенка (возникают трудности при засыпании, частые ночные пробуждения);

§ Сидение перед телевизором/компьютером – это снижение физической активности и, как следствие, появление ожирения у ребенка;

§ Телевизор (триллеры, боевики и подобное) и компьютер (игры со стрельбой, убийствами) развивают в ребенке склонность к насилию. «Экранную сцену насилия мозг интерпретирует так же, как реальную: мы чувствуем тревогу, неуверенность, страх, а лимбическая система (регулирующая эмоции) включает рефлексы бегства или активности (агрессии). Но если просмотр жестоких сцен становится регулярным, чувствительность к ним теряется. Так постепенно ребенок привыкает к насилию и научается сам хладнокровно его воспроизводить».

§ Телевидение и компьютеризация меняют детское мировосприятие в негативную сторону, поскольку «из - за острого чувства тревоги, которое вызывают сцены насилия, индивидуальное, личностное мышление заменяется групповым. Со всеми последствиями: стадный инстинкт, культ лидера, деперсонализация, активизация бессознательных инстинктов. Тревога порождает и страх перед взрослым миром, где каждый спешит проявить жестокость по отношению к окружающим, пока его не опередили».

§ Бесконтрольное взаимодействие с телевидением и компьютерными играми препятствует нормальной адаптации ребенка в реальной жизни (он хуже справляется с неожиданными ситуациями, так как не учитывает необратимости последствий своих поступков).

В качестве основных общих рекомендаций на тему просмотра телепередач детьми можно использовать материал книги «Сделать счастливыми наших детей. Дошкольники 3–6 лет»:

«1. Никакого телевизора до 1 года и не более 1 часа в день до окончания подросткового возраста. Такой жесткий режим рекомендует Американская академия педиатрии. Категорически не допускается телевизор в комнате

Ребенка, независимо от возраста.

2. Не включайте телевизор до ухода в школу. Дети перевозбуждаются от раннего телепросмотра и умственно раскисают чуть ли не на все утро.

3. Следите за тем, какие передачи смотрит ребенок и сколько времени проводит перед экраном. По данным разных исследований, дети, которые смотрят только образовательные программы, легче адаптируются в

Социуме, лучше успевают в школе и обладают более богатым словарным запасом. Так что все зависит от родителей — от их ответственности и авторитета.

4. Убеждайте личным примером. Родители, которые сами проводят много времени у телевизора, вряд ли сумеют отучить от него ребенка. А сделать это необходимо, особенно в младшем возрасте — не только из - за вредного

Воздействия на мозг, но и потому, что привычки усваиваются рано.

5. Отдавая предпочтение дискуссии, тем не менее твердо говорите «нет». Например, следует помнить, что сцены насилия и жестокости в выпусках новостей и документальных сюжетах более травматичны, чем в игровых фильмах. Подростки, разумеется, будут требовать, чтобы родители им доверяли. Но доверять можно при условии, что ребенок соблюдает оговоренные ограничения.

6. Наблюдайте за тем, что взволновало ребенка, и говорите с ним об этом. Лучшее противоядие — воспитывать в ребенке правильное восприятие экранных изображений, посвящая его в технические подробности. Понимание, как создается телекартинка, позволяет при необходимости защититься от нее».

Что касается компьютерных игр, то здесь психологи рекомендуют пользоваться «Правилом 3-6 - 9-12»:

- до 3 лет никакого компьютера;

- до 6 лет никаких приставок;

- до 9 лет никакого Интернета;

- до 12 лет пользоваться Интернетом вместе со взрослым.

При этом важно дозировать время у компьютера, которое до 7 лет должно составлять разово не более 15 минут и не больше 4 раз в день (исключение можно сделать тогда, когда игра длится дольше, но разрешить играть в нее нужно будет 2-3 раза в неделю).

Конечно, полностью устранить телевизор или компьютер из жизни современного человека практически невозможно, поэтому первостепенной задачей родителей является демонстрация собственного примера в отношении экранной техники, предоставление разумно дозированного и тщательно отобранного теле - и игрового материала, а также установление с ребенком уважительных и доверительных отношений, способствующих пониманию ребенком того факта, что, накладывая запрет на определенные телепередачи и игры, родители помогают ему уберечься от негативного влияния современной цивилизации и вырасти психологически гармоничным человеком.