Все статьи

Личностные изменения женщины в период ожидания ребенка

18 апр. 2017
746
В данном случае, личностные изменения касаются в равной степени и отца и матери. Перед человеком открывается новая сфера жизни. И первое, о чем мы говорим - эта сфера жизни должна быть как-то мотивирована. И первое, что происходит - рождение новых мотивов.

Появление новых мотивов
  • Мотив любви и заботы (потребность любить и заботиться);
  • Самоценность ребенка;
  • Самореализация и творчество в материнстве;

Может материнство удовлетворять какую-то потребность само по себе. У нас есть потребность заботы о близком, это отражает зрелого человека, если он получает удовольствие и стремится не только, чтобы о нем заботились, но и удовольствие от заботы о человеке. Ребенок, удовлетворяя потребность уже здесь-и-сейчас (не «сейчас мы помучаемся, а потом будет выигрыш!»). Это человечек, который постоянно меняется и мы можем его бесконечно познавать.
Неадекватные мотивы:
  • Соответствие социальным ожиданиям;
  • Избегание одиночества в старости;
  • Создание близких отношений, появление любящего человека;
  • Ребенок - предмет гордости;
  • Ребенок - средство реализации материальных потребностей;
  • Ребенок - средство повышения собственного статуса;


Почему «неадекватные»? Потому что сам ребенок в данном случае никак не отзывается. Бесплодие может быть часто вызвано неадекватным мотивом. Да, наша деятельность полимотивирована и речь идет о совокупности. Ситуация неблагоприятна, если иерархию возглавляет неадекватный мотив.

Рождение новых смыслов
  • В иерархической мотивационной структуре новые отношения приобретают новые личностные смыслы (А. Н. Леонтьев);
  • Материнство приобретает различную смысловую окраску.
  • В условиях многовершинности мотивационной структуры встает задача на конфликтный смысл (В. В. Столин);

Равнозначные, рядоположенные ценности могут образоваться в нашей ценностной структуре («и это важно и это также важно»). И что же делать? Между моими ценностными вершинками может образоваться конфликт. Ощущение ценностного конфликта проявляется в чем? У нас появляется неоднозначное отношение к событиям и поступкам («С одной стороны это так, а вот с другой стороны - так»). И здесь это сплошь и рядом: с одной стороны, материнство это важно и я стремлюсь, а с другой стороны - на работе тоже происходит масса важного. Столин говорит, чт хорошо, когда есть действие. Плохо, когда и думать об этом человек не хочет. Тогда дилемма остается и встанет перед человеком чуть позднее. И если во время беременности еще можно сочетать движения к направлению той или другой ценности, то после рождения ребенка это уже не получится.

Забота о другом активизирует движение от самоценности к ценности другого, что становится средством решения задачи на смыслопорождение (В. Франкл);

Франкл говорит о том, что новый смысл может быть связан только в связи с другим человеком. Внутри самого себя этот смысл найти невозможно. Франкл помогал людям, которые лежали в клинике с ампутированными конечностями. Всегда можно найти того, кому этот человек будет нужен. И умудрялись замкнуть калеку на помощь другому человеку и он возрождался к жизни. Если человек входит во вкус жизни, удовлетворяя не свои потребности, а потребности другого человека, это личностно более зрелый человек. И получается, что ситуация рождения ребенка создает ситуацию встать еще на одну ступеньку личностного роста.

Активное взаимодействие с другим человеком преобразует субъекта, так как стролкновение с иным смысловым миром обогащает смысловую сферу личности (А. В. Петровский - концепция отраженной субъективности);

Петровский считает, что личность - процесс отражения в другом человеке. Похоже на то, что предмет не существует, если ее бытие не оставляет следа в окружающей среде. Если говорить не просто о предмете, а о личности, то речь идет о том, что личность состоялась тогда, когда она отразилась в других людях. Если есть человек, для которого эта личность небезразлична, который к ней как-то мысленно обращается и с ней считается. И он говорит о том, что есть великие и сильные личности, сила которых в том, насколько широко они отражены в других людях. Отразиться может и негативно.

У Петровского есть разговор о том, как же происходит этот процесс отраженности. Он предлагает этапы:
  • Сначала в нашей жизни возникает просто другой человек. Он пока еще никак в нас не отразился, мы можем жить и работать рядом с ним, он нас не сильно затрагивает.
  • Потом, в отсутствие этого человека, мы начинаем вдруг его вспоминать, думая: «А он бы был против! А в этой ситуации он сказал бы так!» Мы начинаем обращаться к нему, как к внутреннему оппоненту. Это может быть ситуативно: поспорил-поспорил и потом забыл. Но может быть такое, что он постоянно рождает какую-то борьбу.
  • Если систематически, то через некоторое время этот человек станет частицей моего «Я» и тут мы имеем процесс отраженной субъектности.

Ребенок также входит в сознание сначала как просто другой, который интересен. Потом я о нем постоянно думаю. А потом - этот человек становится частицей меня. И я становлюсь богаче и приобретаю еще какую-то грань.

Изменение самосознания

Формирование новой идентичности - Я-мать (Т. В. Леус - включение материнского образа в Я-концепцию. Механизм идентификации со своей матерью. Важно позитивное отношение к ней.)

Женщина становится матерью. То есть, она приобщается к особой социальной группе матерей. И когда она становится матерью, она неизбежно соотносит себя с другими женщинами, которые матери, проверяя и понимая, насколько она матерью стала. Кто же та женщина, с которой она соотносит себя чаще всего? Собственная мать. И становясь матерью, неизбежно это соотнесение. В этом процессе очень важно, какие отношения сложились в современной жизни между матерью и дочерью. Если отношения близкие, доверительные, если мать являет собой позитивный образец для женщины, ей легко идентифицироваться с тем, кого я принимаю в качестве позитивного образца. А если между матерью и дочерью сложились негативные, дисгармоничные отношения? Если мать не является позитивным персонажем для женщины? Что делать? Я должна идентифицироваться? Но этот образ я отвергаю. Что делать? Я не могу принять новую идентичность. Оказывается, негативное отношение к матери замедляет процесс формирования женской и материнской идентичности. Поэтому, в психологической работе, эта линия тоже должна присутствовать.

Может произойти прямо противоположное движение. Беременная женщина - особая позиция: она ощущает дополнительное внимание, о ней заботятся. Это очень приятно. А если у этого человека в свое время был дефицит внимания и тут ситуация беременности преображает жизнь? Это очень приятно. И тогда происходит удивительная вещь: женщина стремится зафиксировать эту позицию: она не становится матерью, а возвращается к ребенку. И могут прослеживаться регрессивные тенденции. Куда пойдет траектория развития - мы не знаем.