КонсультацииОтношения родителей и детей

Дочери 11 лет, стала вести себя бестактно, играет на нервах. Как нам поступать?

491
01 дек. 2021
Валентина
Дочке 11 лет. На неё стало поступать очень много жалоб. Она может незнакомому человеку сказать «ты умственно отсталая», обозвать толстой, оскорбить, унизить. Из школы были жалобы, от репетиторов, от тренеров. Ведёт себя бестактно, говорит, что думает, не беспокоясь о последствиях. Знаю, вы скажете, что это в семье такие отношения. Но у нас обычные отношения, с мужем мы друг другу не хамим. Детей тоже воспитываем, как все. Есть ещё младшая дочка, скоро 4 года, её старшая тоже всегда готова обозвать или стукнуть. Любит играть на нервах у преподавателей, у меня, приведу пример - стучит ручкой по парте и ждёт реакции. Знает, что я теперь не могу, когда хрустят пальцами, и специально около меня это делает. Не по одному разу, словно ждёт взрыва. И когда ей объясняешь, что так нельзя, закатывает глаза, мол, надоели вы мне с нравоучениями. Я устала ждать плохих новостей, вздрагиваю при сообщениях, полученных на телефон. Пока мне удаётся её защищать, но я вижу, что этот человек скорее всего всю жизнь будет наступать на любимые грабли. Позволить ей это делать? С уважением, Елена

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
01 дек. 2021

Елена, здравствуйте! Если Вам подходят условия консультации, я готова обсудить эту ситуацию!

01 дек. 2021
Валентина

Да, Ольга, спасибо, я согласна.

02 дек. 2021

Елена, как давно это началось? Как думаете зачем она так себя ведет?

02 дек. 2021
Валентина

В целом я думаю, это подростковый кризис, отягощённый её импульсивным темпераментом. Ребёнок растёт, видит свои физиологические изменения, кроме того, произошёл переход от начальной школы к средней, нагрузки на интеллект стало больше, домашние задания стали объемнее; вместе с тем над детьми в классе уже нет такого строгого надзора, какой соблюдала первая учительница.

С другой стороны я не могу понять, откуда это вечное желание оскорбить человека, даже незнакомого...

02 дек. 2021
Валентина

Началось это ещё в прошлом учебном году, а в этом усилилось десятикратно.

02 дек. 2021
Валентина

На вопрос ЗАЧЕМ я ответить не могу, моего внимания ей скорее всего хватает, я её отвожу в школу, забираю от репетитора и везу на тренировку. Вечером помогаю делать д/з, ну в крайнем случае просто напоминаю, а делает сама. Всегда интересуюсь, как прошёл день/тренировка/занятие... Она чаще всего говорит, что все нормально, а потом оказывается, что вот тут косяк и вот там. Говорят мне об этом всегда посторонние люди, и мне очень обидно и стыдно. Я учила её всегда решать дела со сверстниками самой, и она редко жалуется, а на неё все жалуются. Может, это тенденция такая, не отвечать на оскорбления, а сказать учителю. Может, я неправильно воспитываю? Опять же не понимаю, почему она решила, что может говорить в глаза все, что думает. Я думала, где же могла проколоться, и да, признаю, что за рулем я ругаюсь на хамство других водителей на дорогах. Она все это слышит. Но это ведь немного из другой оперы...

02 дек. 2021
С другой стороны я не могу понять, откуда это вечное желание оскорбить человека, даже незнакомого...

Да, на ребенка нагрузка усилилась и в том числе эмоциональная. Чтобы справится с ней нужен выход. Она выбрала агрессивное поведение.

за рулем я ругаюсь на хамство других водителей на дорогах.

И она видит как Вы справляетесь с негативными эмоциями и напряжением, и берет пример с Вас. У Вас есть другая модель того как Вы преодолеваете агрессию, решаете свои проблемы, чтобы она могла увидеть ее? Дети не ориентируются на слова, они ориентируются на пример.

Но это ведь немного из другой оперы...

Для Вас из другой оперы, так как Вы знаете причину. Для нее - это разрешенный способ реагирования и он помогает облегчить ее состояние, иначе она бы им не пользовалась.

Я её отвожу в школу, забираю от репетитора и везу на тренировку. Вечером помогаю делать д/з, ну в крайнем случае просто напоминаю, а делает сама. Всегда интересуюсь, как прошёл день/тренировка/занятие...

Эти действия, необходимы, но это не про внимание, а про обязанности. Внимание ребенок получает, когда он с родителем в неформальной обстановке и есть возможность пообщаться. В неформальной обстановке может расслабиться, открыться и почувствовать эмоциональный контакт с Вами, поделиться переживаниями. И важно, чтобы ее принимали и понимали, что она смогла бы выговориться о том, что злит, что пугает, что вызывает напряжение. Как Вы вместе проводите досуг? Беседуете по душам? Делится она с Вами своими страхами? Делилась ли раньше своими переживаниями

Говорят мне об этом всегда посторонние люди, и мне очень обидно и стыдно.

Почему Вам стыдно? На что обижаетесь? Что говорите дочери?

04 дек. 2021
Валентина

Беседуем, но очень часто это сводится к нравоучениям, потому что в процессе досуга она обижает младшую сестру или ведёт себя как клоун. Страхами делится, да, и я стараюсь её успокоить, дать понять, что у неё есть поддержка и защита в любом случае. Но страхи она озвучивает редко и жалуется редко, привыкла все решать сама. Я никогда не учила её жаловаться ради разборок с чужими родителями, в крайнем случае (редко) она говорила о проблемах в общении воспитателю/учителю. Поэтому чаще дети родителям жаловались на неё, а не она мне на кого-то.

Стыдно за то, что я, получается, взращиваю монстра. Обидно, что все, чему учила её в детстве, никуда не пригодилось, ютуб и тикток убили ту улыбчивую девочку, верившую в добро. Нет, она никогда не жила в мире розовых пони, но и грубиянкой не считалась. А сейчас - как говорится, иногда лучше жевать, чем говорить.

04 дек. 2021

Елена, я понимаю, что внешнее влияние очень велико, но если Вы хотите помочь своей дочери, то нужно не искать причину снаружи, не тик -ток ее учит ругаться, этому она учится у Вас, наблюдая за Вами.

Беседуем, но очень часто это сводится к нравоучениям, потому что в процессе досуга она обижает младшую сестру или ведёт себя как клоун

Нравоучение не помогает, так как человек чувствует себя плохим и продолжает вести себя плохо, в этом возрасте назло. Помогает понимание, терпеливый разговор.

Поэтому чаще дети родителям жаловались на неё, а не она мне на кого-то.
никогда не учила её жаловаться ради разборок с чужими родителями, в крайнем случае (редко) она говорила о проблемах в общении воспитателю/учителю.

Как думает, что она чувствует, когда остается наедине со своей проблемой, а других детей защищают родители?

Елена, я хочу, чтобы Вы правильно меня поняли, я не осуждаю Вас, просто хочу, чтобы Вы встали на сторону ребенка. Не искали виноватых: тик-ток или ютуб. А были с дочерью в тех конфликтах, в которые она попадает. Дети становятся старше и проблемы тоже становятся серьезнее, вероятно Ваша дочь не справляется и вынуждена огрызаться.

Ту улыбчивую девочку, верившую в добро

Эта девочка все еще с Вами, просто ей нужна поддержка и защита. Кто Вас поддерживал в жизни, кто поддерживает сейчас? Вы знаете как поддержать Вашу дочь?

04 дек. 2021
Валентина

Почему вы считаете, что других детей защищают родители, а её нет? Я тоже должна жаловаться другим мамам? Но когда жалуются на моего ребёнка, неужели я не должна разобрать с ней эту ситуацию и указать на ошибки, если она не права? У нас есть такая мама, которая никого не слышит, только свою дочь, и только её дочь всегда права и вообще ангел на земле.

Я написала, что мы беседуем, подробно разбираем каждый случай.

Она не остаётся наедине с проблемой, поверьте.

04 дек. 2021
Но когда жалуются на моего ребёнка, неужели я не должна разобрать с ней эту ситуацию и указать на ошибки, если она не права?

Обязательно должны, кроме Вас этого никто не может сделать так, чтобы она смогла услышать. Вы делаете все, что можете. Помогает ли ей то, что Вы ей указываете на ошибки?

Вы сами писали, что она была улыбчивой и верившей в добро девочкой. Мне видится, что агрессия-это способ защитить себя. В начале Вы спрашивали, нужно ли ей это позволять. Можно прежде чем позволять попробовать понять, что происходит в душе у ребенка. Она может и сама не знать, поэтому ей сложно понять себя. В этом помогают проективные методики.

Если Вы хотите понять, что у нее происходит попросите ее нарисовать "Несуществующее животное" и "Агрессивное несуществующее животное", на каждом рисунке нужно написать имя животного, чем питается, где живет, одинокое или с кем-то живет, что любит, есть ли враги. Хотите пришлите мне.

Эти методики помогают понять какие внутренние защиты, страхи есть у ребенка, на что он опирается. Можете ей сказать, что есть методика, которая может многое о ней рассказать интересного, и что Вы рисунки покажете психологу, а он может рассказать много интересного о ней, может что-то она уже знает, а может и что-то. Подростки нуждаются в том, чтобы понимать и изучать себя.

Если она нарисует напишите мне, я Вам напишу электронный адрес, по которому можно выслать рисунок.

04 дек. 2021
Валентина

Доброй ночи! Ольга, не знаю, помогают или не помогают ей мои разборы, но факт, что периодически она агрессивно ведёт себя по отношению к учителям и детям. Спасибо за предложение порисовать, сейчас она в процессе, даже увлеклась, я сказала бы:) Да, я прошу ваш электронный адрес, вышлю сразу же!

05 дек. 2021

Елена, здравствуйте! Рисунок получила, спасибо, отвечу вечером!

06 дек. 2021

Елена, посмотрела рисунок "Несуществующего животного". Типично для подросткового возраста: интерес к развитию, тела, акцентуация на половых признаках (заострение этой темы, попытка преодолеть смущение, стыд, при этом нормативный интерес и обесценивание).

У девочки живое воображение, творческая направленность. Много энергии, нестандартное мышление, потребность во внимании и самовыражении, через эпатажность (легкое шокирование, ломку стереотипов),

Наличие такого количества ушей может свидетельствовать о значимости мнения окружающих, как вышестоящих (родители, учителя), так и сверстников. Есть признаки тревоги и страха перед агрессией других (возможно она и пытается защищаться показывая свою агрессию). Она знает, что нельзя себя агрессивно вести (обычное животное скорее обтекаемое, мягкое, беспомощное, так она может себя чувствовать внутри), но агрессии в ней много - это видно по агрессивному животному.

Присутствует высокая неудовлетворенная потребность в общении, что тоже нормально для подростка.

Присутствует потребность в опоре, возможно есть ощущение своей недостаточной умелости в социальных отношениях, видно из отсутствия устойчивой опоры в лапах у обоих животных.

Наличие рта рядом с ушами может свидетельствовать о том, что она стремится говорить так чтобы услышать мнение о себе, настороженность, подозрительность.

Стратегии взаимодействия в состоянии покоя избегание или приспособление, в состоянии агрессии - соревнование.

В агрессивном состоянии есть ужас, в состоянии покоя тревога, она сейчас в очень сильном напряжении.

Названия мест обитания животных могут натолкнуть на мысль, что у нее есть внутренний конфликт, возможно, связанный с тем какое место она сейчас занимает среди сверстников и взрослых, само название говорит о том, что ей некомфортно и неприятно.

Отсутствие врагов-боязнь агрессии.

Много друзей - потребность в общении.

Большой размер животного - страх агрессии со стороны окружающих.

Елена мой рекомендации:

  1. Удовлетворите интерес девочки в адекватной информации по поводу тех изменений, которые происходят в организме подростка девочки. Это может быть литература, написанная специально для девочек, можете сами поговорить с ней.
  2. Если есть возможность, найдите для нее психотерапевтическую группу для подростков. В таких группах психолог помогает детям узнать себя и сформировать новые навыки поведения и общения, что может придать уверенности. Также можно обратиться к детскому психологу с теми же задачами.
  3. Обсудите с дочерью, что ее пугает. Она любит рисовать. Попросите ее нарисовать страхи, рассказать о них. Принимайте любой ответ, даже, если он шокирует. Предложите изменить рисунок так, чтобы страх ушел.
  4. Обсудите то, что агрессия, страх и злость - это нужные эмоции и что они нужны для того, чтобы защищать и помогать. Но если их не правильно проявлять, то можно навредить и себе и другим. Разберите какие другие варианты, кроме оскорбления можно использовать, чтобы проявить агрессию: взять листок бумаги и написать все ругательства, а потом выбросить в мусорное ведро, или нарисовать эмоцию.
  5. Предложите ей вести дневник, где можно записывать мысли и чувства. Хорошо, если Вы вместе с ней выберите его и, и на нем будет замочек.
  6. Предложите ей завести сундучок, куда она в течение недели будет в виде записочек бросать плохие и хорошие события, случившиеся с ней. А в конце недели, Вы вместе можете доставать их и безоценочно читать. Плохое убирать, а хорошее оставлять.
  7. Внимание бывает негативное, позитивное и нейтральное. Дети больше всего бояться нейтрального отношения и стремятся получать позитивное внимание, но если негативное внимание получают чаще (в виде критики и нотаций), то и поведение закрепляется то, которое чаще вызывает внимание. Соответственно, подкрепляйте то поведение, какое хотите сформировать. Ведет себя плохо отметьте его, своим мнением, " Мне кажется - это не правильно оскорблять других", но без нотации. Сделала что-то правильно, хорошо, похвалите, дайте много внимания.
  8. Если получилось провести неделю без оскорблений и скандалов, отметьте это каким -нибудь приятным совместным делом.
07 дек. 2021
Валентина

Большое спасибо, Ольга. К психологу мы с ней одно время ходили, но к спортивному, т.к. в секции перестали получаться некоторые элементы (страх травмы).

Психотерапевтические группы для подростков... Есть ли такое в нашем маленьком городе, не уверена, но поищу.

Дневник она заводила, и не один, но интерес к этому быстро пропадает. Плюс нет времени. Школа, репетитор, тренировка, домашнее задание, а там уже и спать пора.

Обсудить страхи предлагала, говорит, что ничего не боится. Может, не хочет свою уязвимость показывать мне.

Конечно, постараюсь побольше проявлять к ней позитивного внимания, хотя я думала, что и его достаточно.

09 дек. 2021
К психологу мы с ней одно время ходили, но к спортивному, т.к. в секции перестали получаться некоторые элементы (страх травмы).

Работа с психологом помогла? Если помогла, значит есть вероятность, что ребенок отзывается на психотерапию. Психолог работает с запросом. Сейчас у Вас другой запрос.

Дневник она заводила, и не один, но интерес к этому быстро пропадает.

Вы можете просто рекомендовать ей. Много писать не надо, основные итоги дня. Это помогает снять напряжение.

Обсудить страхи предлагала, говорит, что ничего не боится. Может, не хочет свою уязвимость показывать мне.

Причиной может быть избегание напрямую говорить, так как это неприятные переживания, легче сказать, что страха нет. И чтобы ей было легче Вам открыться, Вам можно рассказать о своих страхах, какие были у Вас в школе.

Это поможет ей почувствовать, что она не одна

Постараюсь побольше проявлять к ней позитивного внимания, хотя я думала, что и его достаточно.

Здесь нужно опираться на ребенка. Одному ребенку может хватать, а кому-то нужно больше. Обратите внимания, чтобы позитивного внимания было больше, чем критики и нотаций (а со временем лучше уходить от такого способа влияния и переходить на обсуждение, рассматривание возможных вариантов решения).

Елена, срок консультации истек! Я желаю Вам и Вашей дочери терпения, и веры в то, что все получится!

Завершите, пожалуйста, консультацию!

09 дек. 2021
Валентина

Спасибо!!!

Отзыв о консультации

Консультация помогла понять чувства и мои, и ребёнка, сподвигла посетить школьного психолога. Я надеюсь, мы сообща сдвинем дело с мёртвой точки. Спасибо!

Валентина