Все новости

4 мифа об отпуске. Отпуск как каторга

05 авг. 2019
464
Самое время поговорить о психологии отпуска. Почему он часто нас разочаровывает? Почему, вернувшись, у нас ощущение, что от отпуска нужно отдыхать? Почему мы с радостью возвращаемся к своей работе?

Миф первый. Рай можно найти на карте мира.
Мы долго и тщательно выбирали место для отдыха. Почему же часто это место нас разочаровывает?
Во-первых, потому что идеальная картинка скрывает мелкие недостатки, которые обнаруживаются по приезде. Идеальный номер не нов, не там расположен, не тот вид, не та мебель ну и т. п. Чем больше мы ждали от отпуска, тем больше у нас может быть разочарований. Чем больше времени мы выбирали, тем сильнее будем недовольны своим выбором (я потратил столько времени на этот выбор и все сделал не так). Во-вторых, наша психика устроена так, что намного легче фиксирует неприятное (в том числе и придуманное страшное), чем приятное. А значит, ваш чудесный отдых на Мальдивах отравят комары (возможные переносчики малярии) или страх быть съеденным акулой. Тогда, как и в обычной жизни, нужно включить специальную корректировку этого внутреннего критика-пессимиста. Как нынче говорят, попускаться или расслабляться и видеть плюсы, не фиксируясь на минусах. А еще нам важно понять, что, когда мы создаем идеальную картинку отпуска, мы творим кумира. Любой позитив прячет за собой тень, в любом месте мы найдем страдание. Рай не находится на карте мира, он внутри нас.

Миф номер два. Отдых в семье и в компании друзей - это лучший отдых.
Наконец у нас будет время на общение с семьей. Дети получат заботливых родителей, а у родителей, в свою очередь, все наладится. Ну и с друзьями, наконец, можно пообщаться, если едете отдыхать большой компанией. Канеман, исследуя эмпирику счастья, показал, что занятия с детьми у американцев находятся на третьем месте среди самых неприятных занятий, на первом месте - дорога на работу и сама работа. У французов все же работа по дому оттеснила детей на четвертое место по неприятности. Задайте вопрос себе: что вы предпочитаете - убирать квартиру или заставлять убирать свою комнату подростка, и вам будет понятны предпочтения американцев. Дети понимают отдых совсем не так, как ты. Они дружно воткнутся в сериал, приставку или смартфон, и любые твои попытки выгнать их из номера будут встречены дружным сопротивлением. Ты не сможешь до конца отдыха выключить в себе родителя и просто отдохнуть, тебе будет стыдно и жалко денег. Ведь так тупить в телефоне можно было и дома. А еще младший будет задирать старшего, а старший гневно отвечать младшему, превращая вас в рефери. Ну и конечно в этом бессилии будет трудно не сделать замечание супругу про его воспитательные методы и, матерно, отцовские способности.

Если работа создает нужную дистанцию между супругами, то отпуск заставляет нас находиться рядом почти все время, а это сильное испытание для отношений. Недостатки заметнее, есть, наконец, время высказать накопленные претензии. В итоге конфликты не ослабляются, а обостряются, накопленное раньше недовольство выплескивается или постоянно кипит раздражением и отстраненностью. Усиленное питание, свежий воздух, романтические и эротические виды предполагают секс. Но если взаимные обиды в нем не отыгрываются, то сексуальная фрустрация лишь усиливается. Значит, важно сразу включить любовь и выключить ожидания от другого, но как же это трудно. Компания друзей на отдыхе - это группа, а значит, запускается естественная групповая динамика с поиском лидера, козла отпущения, конкуренцией и т. п. Друзья - это наше зеркало, они подобраны под наш главный психологический комплекс, а значит, могут не только ослаблять, но и усиливать наши страдания. Кроме того, все меняются, и если эти изменения в друзьях не так заметны в обычное время, то на отдыхе мы ярче заметим, в какие разные стороны разошлись наши вкусы, ценности и предпочтения. У большинства из нас работа связана с коммуникацией. Некоторые проводят больше 10 разных встреч за день, и мы очень устаем от общения и ориентации на других. Значит компенсаторным отдыхом будет уединение или что-то типа випасаны. Там, где много природы, мало общения и разговоров.

Все это я пишу, чтобы облегчить страдания тех, кто не отдохнул в отпуске. Ведь на разочарование часто накладывается вина и ложное ощущение, что со мной что-то не то. Лучше понимать, какие общие законы функционирования нашей психики лежат за нашими переживаниями.
Но если вы смогли отлично отдохнуть, и все вышенаписанное к вам не относится, поздравляю, вы не попались в ловушку матрицы обычного отпускного страдания. Еще два мифа об отпуске в следующем посте.

А вам знакомы эти переживания? Какие у вас есть рецепты не попадать в ловушки отпускных страданий?

Для многих современных людей работа - это убежище и заповедник для их характера. Человек сознательно или чаще неосознанно ищет работу, где ему будет удобно и комфортно. То есть такую, где его характер будет принят, а возможно даже будет приносить пользу делу. Работодателю вовсе не нужно найти работника с идеальным характером, нет, его задача - использовать его психопатологию на максимум для пользы дела или своей пользы. Вот, например, если вы любите преувеличивать, искать внимания, манипулировать, используя слабости других для обретения этого внимания, из вас получится отличный продажник. Боитесь и не любите людей и предпочитаете иметь дело с неодушевленными формулами, для вас самое место в лаборатории. То, что кажется неприемлемым в одной субкультуре, в другой является достоинством. Более того, подобное притягивает подобное. И хотя вам кажется, что вас окружают совсем иные сослуживцы, во многом они похожи на вас.

Когда из этого заповедника своего характера вы попадаете в другую субкультуру, например, путешествие в незнакомой компании, вашему характеру хорошо не будет. Он проявит себя в полной мере, что полезно для рефлексии и последующей работы с психоаналитиком, но в текущий момент вызывает страдания и конфликты. Продажник кажется манипулирующим вниманием нарциссом, а успешный ученый - неадекватным социофобом.

Почему же тогда мы воспринимаем свою работу как что-то неприятное, тяжелое, замыкающее нас в тюрьму ограничений? Ведь, по довольно объемным измерениям Канемана, работа на втором месте по неприятным эмоциям после дороги на работу.

Ну, во-первых, наша психика, в целом, сдвинута в сторону негатива, и нам нужно делать специальную корректировку этого сдвига через расслабление и концентрацию на позитивном. А так как работа по-прежнему занимает большую часть нашего дневного функционирования, ей и достается большая часть этого негатива.

Во-вторых, магия фантазии от том, что хорошо там, где нас нет, делает другую работу-фантазию или отпуск-фантазию раем, еще сильнее обесценивая ад работы.

В-третьих волшебная сила проекции внутренних конфликтов во вне делает работу и сослуживцев проблемой. Нам приятнее видеть проблемы и недостатки во вне, а не внутри.

В-четвертых, матрица нашего ума, которая построила заповедник для своего характера, одновременно построила и тюрьму для нашего сознания. Работа - часто действительно наша тюрьма, но тюрьма добровольная, избавляющая нас от работы над собой и трансформативного путешествия героя.

Кажется, что если я окажусь на пляже я, наконец, расслаблюсь, потому что никто не будет меня напрягать. Кажется, что если я совершу восхождение на Элбрус или Калиманджаро, я стану героем. Действительно, пляж и свиноферма шведского стола дает возможность расслабиться. Но, по сути, это такое же добровольное и бессознательное бегство от свободы, как и позволение себя эксплуатировать на работе. А экстремальные походы - лишь временная игра в героя без настоящей трансформации характера и обретения своего предназначения. И пляж, и восхождение в формате отпусков лишь закрепляют рабочее рабство, создавая короткую передышку для выпуска пара раздражения и разочарования жизнью. Они работают как карнавальная культура средневековья, на время превращавшая низших в высших.

Часто психологи и клиенты сосредоточены на личной жизни и сильных чувствах, связанных с ней. Так, работа оказывается в тени, как что-то обыденное и неизбежное. Но нам необходимо подробно анализировать эту матрицу, этот заповедник характера, понимая, как он защищает наши комплексы и одновременно блокирует раскрытие и трансформацию души.

А что вы думаете о работе как каторге, о заповеднике характера и возможностях понимания этой психодинамики?