Все статьи

Теория конвергенции двух факторов В. Штерна

11 июн. 2017
2642
ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ ДВУХ ФАКТОРОВ ВИЛЬЯМА ШТЕРНАЛогический ход, который был сделан - ход на сближение этих подходов, наследственности и среды. Это две диаметральные противоположности: только наследственность и только среда. Достаточно быстро возникла идея о том, что не надо отказываться. О том, что оба этих фактора влияют на развитие человека. Это связано с именем Вильяма Штерна. Вильям Штерн предлагает так называемую теорию конвергенции двух факторов и вроде бы дает ответ на все времена. Он предлагает следующую формулу: развитие есть результат влияние двух факторов: X элементов наследственности* Y элементов среды. Вроде бы пойди поспорь. Очень важно посмотреть на то, чем занимался Уильям Штерн, ведь каждая концепция рождается на основе эмпирического опыта, опирающегося на род занятий. Штерн занимался вопросом исследования развития способностей. Мы знаем, что взрослый человек обладает способностями - то есть некоторым режимом благоприятствования для освоения каких-либо видов деятельности (например, мне легче осваивать математику, чем русский язык). Эти способности описаны. Штерн использует так называемый биографический метод: он прослеживает судьбу этой способности в предыдущих поколениях. Если прослеживается -мы будем говорить в большей степени о наследственной детерминанте, если нет - о средовой. Это 20е годы XX века и тогда к статистической точности исследований предъявляли не такие большие требования. Если бы у Штерна спросили о статистической достоверности, он бы наверное развел руками. В то время достаточно было несколько убедительных примеров для того, чтобы показать некоторую закономерность. Например, давайте рассмотрим Моцартов, Бахов, поколениям известных математиков. Штерн обращался не только к позитивным примерам, но и к негативным, проводя исследования в тюрьмах и предполагая, что может быть есть какая-то особая склонность к правонарушениям. И тот же самый вопрос: а в роду у правонарушителей были прецеденты? Есть ли в этом какая-то семейная преемственность? Оказывается да - чаще попадают в тюрьму и совершают правонарушения люди, предки которых нарушали закон. В итоге, Штерн делает в своей концепции развития способностей, все равно отдает приоритет наследственности. Он говорит о том, что в каждом человеке, как зернышко, есть задаток. Есть способность, а есть задатки - то есть неразвитая способность, предрасположенность к формированию именно этой способности, а не какой-то другой. Но так как это задаток, дальнейшая история с ним может быть разной: посадили мы это зернышко в землю, но вдруг случился град и растение стало чахлым, хоть у него и был огромный потенциал. То есть, средовые условия, в этом становлении способностей, тоже очень важны. Но Штерн говорит о среде только как о возможности помешать, воспрепятствовать, не дать раскрыться потенциалу. Может ли развиться способность если нет задатка? Штерн считает, что не может. Даже в очень благоприятных условиях способность появиться не может потому что нет задатка. А может быть, что задаток есть, например музыкальный, а ребенок живет в такой среде, где нет возможности нанять учителя и купить инструмент? Может. Отсюда огромный практический выход: какую проблему, какую головную боль мы получили на все времена? Это до сих пор одна из очень неприятных тематик в консультативной практике. Если это так, чем психолог может помочь ребенку? Единственная возможность - ранняя диагностика способностей. То есть мы не должны помешать. Мы должны создать благоприятные условия для человека, у которого есть задаток. Поэтому в данном случае, дело психолога - ранняя диагностика способностей. Это один из наших современных запросов. Надо не упустить то, что есть. Родители не хотят тратить деньги зря и водить ребенка во все кружки, они хотят чтобы психолог определил, какие у ребенка способности, чтобы развивать их. Штерну было хорошо, потому что в те времена не было диагностической базы. Теперь, уже для ребенка трех лет, мы можем сказать, что его познавательная активность / чувство ритма / что-то еще лучше и выше чем у других детей. То есть психолог может выявить сильные стороны ребенка. Но что будет, если мы скажем об этом родителю? Что дальше ждет такого ребенка? Родители, таким образом, используют психолога для того, чтобы определить жизненный путь ребенка. Одна проблема, а кто спросил ребенка, хочет ли он этим заниматься? В подавляющем количестве случаев, мнения ребенка никто не спрашивает. Вторая проблема - сужение способностей ребенка: родитель призывает ребенка не заниматься другим направлением потому что он там будет неудачным и неуспешным.