Все статьи

Жизнь, как ЕГЭ или жизнь в удовольствие

17 мая 2021
2903

Недавно в разговоре с таксистом я услышала новый для меня термин "поколение ЕГЭ". Как-то интуитивно он очень уложился на то, что я наблюдаю сейчас среди молодёжи. Многие из тех, кто заканчивает сейчас школу и поступает в университет, обнаруживают, что жизнь предъявляет к ним совершенно другие требования, чем те, в которых они находились в течении последних 10 лет. В итоге молодые люди оказываются неприспособленными к реальности, в которой они оказываются, быстро теряют ориентиры и окончательно запутываются в том, куда им дальше идти и что делать.

КАК ПОСТРОЕН ЕДИНЫЙ ГОС. ЭКЗАМЕН И КАК ЭТО ПРО НАШУ ЖИЗНЬ?

1) Есть набор заданий, на которые нужно дать однозначные ответы или выбрать из предложенных вариантов (ошибки и интерпретации, которые в этих заданиях используются - это уже совершенно другая больная для учителей тема). Соответственно, нужно просто знать точные определения, формулы и ключевые фразы. В итоге совершенно не развивается способность мыслить логически, находить решения самостоятельно, "Нужно сделать то, чего от тебя ждут", единственный выбор, который даётся - это "из предложенных вариантов".

Успех определяется "правильно заполненными галочками" на "бланке жизни" - тело должно выглядеть определённым образом, как на картинке блогеров, нужно вовремя найти парня или девушку, нужно создать свой бизнес, поступить в престижный институт, сделать карьеру, родить ребёнка и т.д. Если что-то из этого не сделал - всё, ты неудачник, "не сдал", пролетел в жизни.

2) ЕГЭ невозможно пересдать, если только на следующий год. Любые помарки или исправления = ошибки и за них снимают баллы. Нужно всё делать сразу идеально, потому что второго шанса не будет. Либо ты идеален, либо никто. Чёрное и белое.

Если не поступил в нужный ВУЗ - значит, неудачник. Если поступил, но не доучился - это провал. Если не приняли на работу в одном месте - значит, нигде не примут. Если парень бросит - других больше не будет, если немного приболел - значит, умрёшь, если до 25 лет никого не найдёшь - вечно останешься одиноким... Список можно продолжать бесконечно. Всё сводится к одному: "ошибки в жизни недопустимы".

Общество очень даже поддерживает такой порядок. Родители с удовольствием решают за ребёнка, чем ему хотеть заниматься и что ему должно быть интересно (а то ведь будет часами в компьютере сидеть). Со всех устройств идёт реклама, навязывающая нам наши будущие потребности. Соцсети переполнены историями успеха и красивыми картинками. Мы должны желать того, чего от нас ожидают другие и в быстрые сроки этого достигать.

Проблема в том, что когда молодой человек наконец вырывается из этого "пространства желающих за него", выходит во взрослую жизнь, он сталкивается с внутренней пустотой. Его собственная способность чего-то хотеть оказывается не развитой, а все попытки чего-то достичь быстро обесцениваются и превращаются в "ничто".

ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ? КАК ВЫБРАТЬСЯ ИЗ "МАТРИЦЫ ЕГЭ" И НАЧАТЬ ЖИТЬ?

"Хотение" появляется в пространстве внутренней тишины, не тогда, когда предлагается выбор из нескольких вариантов, а когда можно спросить себя: "нужно мне это вообще или нет? " и посмотреть что на этот вопрос откликается внутри.

Есть простое упражнение на "хотение" - найти в интернете разные картинки с тем, что вообще есть интересного в мире - путешествия, счастливые семьи, красивые дома, благотворительность, интересные книжки, разведение цветов, помощь животным, покорение вершин, создание картинок для игр и т.д., распечатать эти фотографии и развесить на стене. Затем просто подходить к каждой и внимательно прислушиваться к себе - тянет или не тянет, теплеет внутри или нет, есть интерес или равнодушие, а может какие-то другие эмоции и переживания?

Другое упражнение - можно каждый вечер выписывать сделанные за день дела и возле каждого ставить "плюсик" или "минус" в зависимости от того, принесло ли оно удовольствие или оно потребовало внутренних усилий. Это тоже очень помогает в осознавании своих "хотелок" и того, что ежедневно забирает эмоциональные силы.

Что касается страха перед ошибками и неудачами, то в настоящей жизни они вполне допустимы. Есть в ней и второй и третий и четвёртый шанс. Люди находят личное счастье и в 30 и в 40 лет и даже в 50. Если не получаются отношения с одним, то мир предоставляет ещё как минимум 1-2 миллиарда человек, с которыми отношения могут сложиться. Можно начать своё дело и в 40 и в 60 лет, можно проиграть все деньги, влезть в долги, а потом выбраться из них. Можно потерять девушку, а потом через 5-10 лет снова возобновить с ней отношения. Можно переболеть раком и жить долго и счастливо ещё несколько десятков лет. Можно болеть психическими заболеваниями и иметь семью и работу, быть социально активным. Можно пить и принимать наркотики несколько лет, а потом решить завязать с этим и прожить всю оставшуюся жизнь ведя активным образ жизни. Выход есть, второй шанс есть. Ошибаться можно, если брать ответственность за свои ошибки.

Конечно, после ошибки не всё сложится сразу, где-то нужна будет поддержка близких или друзей, а то и специалиста, которые могли бы верить, направить и просто быть рядом. Об этом лучше позаботиться заранее, до того, как предпринимать какие-то рискованные действия. Полезно помнить, что За любой ошибкой скрывается новый опыт того, как не нужно поступать, он тоже очень ценен и важен в жизни.

В отличии от ЕГЭ наша жизнь - это не набор заранее предложенных вопросов, на которые нужно отвечать или смыслов, которым нужно соответствовать. В ней можно найти свой собственный смысл или прожить её без какого-то "великого смысла" вообще - просто быть человеком и поступать с другими людьми по-человечески. Мы сами создаём свой собственный вариант "теста", сами в конце нашей жизни на него ответим - что мы сделали, а что решили не не делать, сами же поставим себе за него свои "оценки". Пусть у вас они будут такими, которые Вас удовлетворят.