Все статьи

Игра в выживание

17 апр. 2017
648
Посмотрел «Время первых». Коротко: смотреть нужно. В чём плюсы фильма напишу в следующих постах, а здесь хочу затронуть тему – жизнь, как игра в выживание.

В своё время был разочарован фильмом «Выживший», такое же впечатление оставила и «Гравитация». В этих фильмах кроме красивой картинки нет ничего, кроме выживания. Фильмы про выживание я люблю, но постановочно-документальные, в стиле как выжить в дикой природе. Там много лайфхаков. Здесь же фильм держит тебя в напряжении благодаря тому, что ты болеешь за героя – уж очень хочется, чтобы он выжил. Безопасность - наша базовая потребность, и она автоматически включается, когда мы вместе с героем попадаем в выживательную ситуацию. Думаю, эмпатия и вживаемость, более легкая в 3д варианте, позволяет даже адреналин героя выбросить в кровь зрителя. Конечно не в той степени, как у Леонова, когда у него 3 литра пота за полёт выделилось.
Когда мы оказываемся в ситуации выживания – ну куда деваться - нужно выживать, и тут работает этот инстинкт выживания, часто интуитивный, никак не просчитываемый. Каким-то чудом бессознательно герой вдруг находит выход, и мы вместе с ним. Но если проснуться от выживательного сна и задаться вопросом, а нужен ли был такой риск. Нужно было ли выживать? Но режиссер сразу ставит под сомнение необходимость такого риска. Не нужно ли было полет отложить, чтобы обеспечить безопасность?

У третьего главного героя, Королёва, именно такая дилемма - рисковать или отложить. Он выбирает рисковать, а уж если рисковать, то бьёмся за жизнь до конца. Ведь важно было выйти в открытый космос раньше американцев. Генерал говорит «не забывайте мы на войне, пусть и на холодной». Так вот что я думаю, это же архетипическая история, когда в мирное время мы создаём ситуацию холодной войны и начинаем выживать. Я не о политике, а о текущей жизни. Как часто мы создаём себе ненужные авралы, делаем вид, что, не сдав проект, у нас космонавт умрёт или космический корабль развалится на орбите. То есть незаметно проваливаемся в этот архетип выживания.
Я не о бедных людях, для которых каждый день может быть выживанием, а скорее о людях обеспеченных, но всё равно форматирующих свою жизнь в режиме выживания. Работать по 12 и больше часов в сутки и лучше без выходных, в режиме постоянного неуспевания и катастрофы. А уж если отдыхать, то с адреналином, забираясь на вершины, погружаясь в глубины и мчась на всех скоростях. А ещё и в личной жизни организовать себе выживание. В третьем браке лавировать между женой и любовницей в редких перерывах между работой. Или найти себе отвергающего любовника и пытаться добиться его, как будто его потеря смерти подобна.

Я и сам, много лет имея возможность работать сколько захочу, принимал по 10 клиентов в день, а в выходные преподавал. Поэтому кино для меня - удивительная роскошь. Прекрасный Королёв отвечает кардиологу на его вопрос «Давно ли отдыхал?» - «Отдыхает тот, кто устал». Но зритель видит, что он не просто устал, а с трудом глаза держит открытыми. Но мы-то не Королёвы, у нас не гибнут космонавты, и мы не пытаемся, как Леонов из кошмара репрессированного детства, выйти в открытый космос и так послужить стране и прогрессу. Понятно, когда на работе сгорает врач, от него и правда зависит выживание других. Но большинство тех, кого я знаю, работают на себя или в сферах, лишённых таких героических смыслов. Но все равно ощущают себя героями и выживающими.
Почему эту тему выживания мы транслируем нашим детям? Когда связываем их выживание с поступлением в институт? Папа одной моей клиентки говорил, что «у тебя есть выбор между юридическим и экономическим, ведь жизнь - это выживание». Зачем дети уже в школе с трудом выживают под грузом заданий, ничего не успевая и идут в школу как на войну? Война давно закончилась, и многим из нас не нужно выживать, но холодная война в наших умах продолжается.
Мы создаём на земле космические перегрузки, лишь бы остаться в мире выживания. Ведь в этом мире не нужно думать о смысле жизни или о предназначении, на это нет времени- нужно быстро найти выход. А в самой безвыходной ситуации почувствовать чудо спасения – редкую возможность приблизиться к Богу. Почему не расслабиться, не понять, что нам ничего не угрожает, перестать играть в выживание и начать жить. Да, возможно, фильм нашей жизни перестанет быть таким захватывающим, но и перестанет быть таким перегруженным. Это даст нам возможность выйти из кинотеатра ограничений нашего выживательного сценария и увидеть красоту мира. Стивен Левин в книге «Кто умирает» пишет о могучем инстинкте жизни, мешающем принять смерть, а значит и принять жизнь.

После темного кинозала, отдав 3д очки, мы зашили в кафе на крыше. Внизу был виден город, пели колокола и птицы, жизнь шла сама собой, и смерть тела и освобождение души были ее естественной частью.