Все статьи

Что ты чувствуешь! Подводные камни в работе гештальт-терапевта

19 февр. 2018
915
Одним из ярких заблуждений, относительно работы гештальт-терапевта, была моя глубокая убежденность, что ЧУВСТВА - это главное, что должно случиться с клиентом на сессии! Знаю, что об это спотыкаются многие начинающие терапевты.

Привожу ряд своих размышлений по на эту тему:
1. На начальном этапе терапии (консультировании) польза психологического просвещения в разы больше желания продвинуть клиента в осознании своей чувствительности.
На первых встречах я много рассказываю человеку, что мы сейчас делаем и для чего. Как это устроено. И зачем вообще уделять этому внимание? Если речь заходит про чувства я вполне могу предоставить информационный кусок: "Зачем они нам нужны?", "Про отсутствие "хороших" и "плохих" чувств", "Как обогатится жизнь человека, если он начнет пользоваться своей чувствительностью", "Чем он платит за игнорирование своих переживаний и т. д.?" Обычно такие интеллектуально - познавательные разговоры снижают тревогу и помогает в установлении доверия между мной и клиентом. А так же помогают мне продемонстрировать клиенту свою компетентность. На начальном этапе формирования контакта считаю это особенно важным.
2. Довольно часто к нам попадают люди зрелого возраста, родители которых не уделяли внимания познанию и развитию их эмоциональной сферы. Эти люди приходят с проблемой, которая в их голове никак не связанна с "не чувствительностью". Однако, в процессе сбора анамнеза, эта взаимосвязь становится заметной и мне и клиенту.
Поэтому, несмотря на то, что развитие чувствительности важная задача, я подстраиваюсь под язык клиента. В противном случае он меня просто не поймет, ибо в этой сфере у него пока пробел и нет опыта, на который можно опереться. Теперь этот опыт он может получить в терапии с помощью меня. На время я беру на себя функцию родителя, а то и просто аппарата по проживанию переживаний, с которыми клиент пока не справляется. И постепенно, по мере роста клиента в этой сфере, передаю эту почетную роль (чувствовать чувства, выдерживать их, уметь осознано на них влиять, использовать их как ориентир в своих потребностей и желаний) ему.
3. Третий пункт является логическим продолжением второго.
Очень романтична для меня идея: "психолог - личность и его чувства очень важны для клиента!". Но на деле все гораздо прозаичнее.
Психолог для клиента прежде всего функция. Особенно на начальном этапе консультирования. Он делает за клиента то, с чем его психика пока не справляется, постепенно вручая это ему в обязанность.
Например, я контейнирую переживания клиента. Если родители этого не выполняли, то ему просто негде было освоить подобную эмоциональную грамотность.
Поэтому какое-то время я помогаю клиенту проживать его эмоции:
* Если они вытесняются в фон, то я, благодаря своей чувствительности, их подхватываю и возвращаю ему. Например, клиент спокойно и безэмоционально рассказывает о ситуации психологического насилия над собой. А меня в этот момент распирает от ужаса. Тогда я говорю об этом клиенту, формулируя так, чтобы он смог меня услышать и примерить данное переживание на себя. Если он не готов пока к этому, то отвергнет мою гипотезу. Но данный разговор все равно останется в памяти, и может служить тем зерном, которое при правильном уходе, прорастет в осознание.
* Если чувства (мысли, потребности, желания) проецируются клиентом на меня или окружающих, то я работаю по возвращению данной проекции.
Например, человек, с ощущением морального превосходства, рассказывает как низко поступают люди, которые не умеют выстраивать отношения на равных. При этом выглядит высокомерно и осуждающе. Здесь в зависимости от уровня доверия между нами я или прямо говорю о замеченном мною высокомерии, которое делает отношения на равных не возможными. Либо начинаю издалека. Рассказываю, что наша психика так устроена, что какие-то сложно переносимые для нас части себя прячет в тень. А они, будучи в тени, продолжают шалить. И, в контексте этой гипотезы, не могут ли этими отвергаемыми качествами у клиента быть властность и желание возвышаться над другими?
* Если у клиента плохо развита чувствительность и он не понимает, что с ним происходит - я начинаю его отражать. Например, говорю "- Ты выглядишь взволновано. Похоже ли это на то, что ты испытываешь сейчас?" Или "В ситуации, которую ты описал, я бы точно злилась! А ты? " "...". "- Серьезно? У тебя не возникает злость, когда твои психологические границы нарушаются? А что у тебя возникает вместо нее?"
4. Клиент, не привыкший пользоваться чувствительностью для ориентации в своих потребностях, много говорит. Перепрыгивает с темы на тему. Моей задачей является остановить мысленный поток клиента и помочь сориентироваться в себе. Вопрос "ЧТО ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ?" скорее всего введёт его в ступор. С одной стороны он демонстрирует, что психолог его не понимает, а с другой - погружает в стыд. Клиент не знает как правильно. Значит не соответствует, а это стыдно. Но стыд чувствовать ещё стыднее, а обесценить психолога нормально. Поэтому я лишний раз не фрустрирую клиента вопросами про чувства, а вот с вопросам "Чего бы ты хотел сейчас?" пристаю. Во-первых, этот не замысловатый вопрос отлично возвращает клиенту ответственность. (Не от меня одной зависит то, что будет происходить в терапии). Во-вторых, через диагностику своих желаний к исследованию чувств можно подойти более безопасно.

Обычно это происходит так:
- Остановись, пожалуйста. Ты уже затронула много тем в своем рассказе. Обо всем мы точно не успеем. Выдели о чем для тебя важнее поговорить!
- ...
- Ну, вот. Ты опять побежала? Заметила, что не ответила на мой вопрос? Не спеши. Прислушайся к себе. О чем тебе сейчас важно мне рассказать?

Или такой вариант.
- Смотри ты мне детально рассказываешь о том как не справедливо к тебе относятся родители. И что ты хочешь в этой связи получить? Достаточно ли тебе, что я просто слушаю?

Резюмируя хочу сказать, что это только вершина айсберга! Работа с эмоциями важна! Она трудна, длительна и кропотлива! Она в разы шире и глубже незатейливого вопроса, уже ставшего стебным, "ЧТО ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ?!" Эта работа требует от терапевта:
-развития собственной чувствительности;
- способности сдерживать и контейнировать не только чувства клиента, но и свои собственные;
- пытливость к языку самого клиента, даже если он не пропитан эмоциональностью;
- способность ориентироваться не только на чувства в процессе работы (отслеживание телесных феноменов, языковых особенностей, фоновая диагностика и т. д.).