Все статьи

Возможна ли жизнь без потерь и горевания?

11 окт. 2019
847
Постепенно можно привыкнуть к чему угодно, а именно привычное и ощущается безопасным. Поэтому любые перемены, даже в лучшую сторону, могут усиливать тревогу. Особенно это актуально, если речь идёт о судьбоносных событиях: изменении места жительства или работы (в т. ч. о повышении), свадьбе, завершении обучения и т. д.
В такие моменты, помимо сопутствующих подобному событию радостных эмоций, мы можем неожиданно ощущать острую грусть, странное смятение и даже панику, отсылающие нас к очень раннему опыту, запечатлевшемуся в нашем бессознательном.

С самого начала, как только младенец рождается на свет, на него обрушивается лавина новых ощущений: холод, яркий свет, громкие звуки, необходимость самостоятельно дышать... Всё это весьма утомительно и трудно назвать приятным. И тем не менее, в прежнем качестве продолжение жизни становится невозможным, а новые испытания сулят невиданные прежде возможности.
Акт рождения – потеря телесного единства с матерью, продолжается психическим разделением: с каждым новым достижением самостоятельности постепенно возрастает автономность. Ребёнок стремительно учится: ходить, говорить, читать... Вроде бы вчера он не мог сделать шаг без матери, а сегодня переезжает в отдельное жилье. Ребёнок растёт, получает всё больше возможностей и умений, сменяются задачи, которые он способен решать самостоятельно. Для этого мать должна также, со своей стороны, быть готовой постепенно отпускать ребёнка, проделывая собственную работу горя по утраченному. Так что это умение отгоревать и отпустить имеет огромное значение не только в младенчестве.

Вся наша жизнь, в определённом смысле – бесконечная череда изменений, в которой приходится постоянно отказывать от привычного в пользу неизвестности, сулящей новые возможности. Поэтому так важна «работа горя», позволяющая отпускать боль потерь и переживать утраты, делая возможным дальнейшее развитие. Не отгореванные утраты, которые отказываются признавать, оттягивают на себя внимание и психическую энергию, заставляя "жить прошлым", а прощание освобождает место в сердце для новых отношений и творческие силы для новых достижений.

Многие ритуалы направлены на то, чтобы помочь нам осуществить такое прощание. Например: проводы, выпускные вечера и утренники, девичники/мальчишники и даже юбилеи.

В 1969 г. Кюблер-Росс описала пять стадий горя, сегодня они широко известны: отрицание, гнев, торг, печаль, принятие.
Эти стадии распространяются на любые потери, не только на смерть и утрату, и вовсе не обязательно следуют в строгом порядке. Стадии могут быть смешанными и переживаться многократно, а у кого-то некоторые стадии (например, гнев) могут отсутствовать вовсе, поэтому любая схема приблизительна. Ниже она описана на примере потери кошелька.

Отрицание - отказ признать, что потеря произошла, например, человек потерял кошелёк, но обшаривает карманы, пытаясь его найти или решает, что оставил его дома.

Гнев - человек, потерявший кошелёк злится на дырявый карман пальто, через который выпал кошелёк или на жену, которая не зашила карман.

Торг - человек, потерявший кошелёк, молится богу или мирозданию и обещает, что если кошелёк найдётся дома, он будет внимательнее, сделает доброе дело, пожертвование и т. д.

Печаль - человек, потерявший кошелёк понимает, что дальнейшие поиски бессмысленны, грустит.

Принятие - человек, потерявший кошелёк начинает думать о том, как обойтись без денег, что были в кошельке и о покупке нового.

Некоторые потери вроде бы совсем незначительны и нам удаётся жить дальше, не замечая их вовсе или справляясь за несколько дней или недель, другие же, особенно, утраты близких и дорогих нам людей, способны надолго выбить из колеи, а иногда и коренным образом изменить привычное течение жизни.

В западной культуре, которая характерна во многом и для нашей страны, горе принято игнорировать, да и вообще, сильные эмоции не приветствуются.
Не в последнюю очередь это связано с тем, что мало кому удалось как следует проделать работу горя по собственным потерям и горе другого поднимает в нас очень много сильных и тяжелых эмоций, с которыми сталкиваться лишний раз очень не хочется, поэтому отвернуться, закрыть глаза, не видеть – вполне естественная попытка защитить свой внутренний мир. Традиционно, большее одобрение в современном обществе вызовет стоически переживающий утрату с каменным лицом, нежели страдающий неделями, мрачный или плаксивый, хотя, сказать по правде, последний вариант горевания более естественен.

Горе – психический эквивалент физической болезни, которая имеет своё течение и свой срок выздоровления. Игнорирование горя, так же как и болезни, отнюдь не содействует благоприятному исходу, также как и медикаментозная анестезия. Кстати, в случае неосложненного горя применение лекарств не рекомендуется, так как они заглушают эмоции, вскрытие которых важно для разрешения горя. Достаточно иметь возможность свободно говорить о своём горе и сопутствующих эмоциях, тем самым получая подтверждение, что вина, гнев и чередование различных стадий в переживании горя вполне естественны, нормальны и понятны другим людям.

Потери – неотъемлемая часть нашей жизни и обычно человек способен с ними справляться, однако, если психических ресурсов у человека недостаточно, страдание может становиться чрезмерным или надолго (на многие месяцы и годы) застывать на одной из стадий, в этом случае, имеет смысл обратиться за помощью к специалисту.

Часто мы боимся прикасаться к теме потери и горя, стараясь поскорее отвернуться и не думать об этом, но горевание – естественный процесс, с которым каждый периодически сталкивается в своей жизни. Переживающий горе, особенно потерю близкого, нуждается в поддержке и деликатном участии, однако при этом не нужно рассчитывать, что горе мгновенно пройдёт и жизнь человека станет прежней. Достаточно просто быть рядом, быть готовым выслушать и помочь в быту (приготовить пищу, помочь по дому, посидеть с детьми и т. п.)

Горевание может занимать годы и ускорить его невозможно, но когда процесс завершается, мы будто возрождаемся к жизни, появляется большое количество энергии, которое человек свободно может направить на новые достижения.
Темы, любое упоминание о которых прежде вызывало острую боль, перестают цеплять, становится возможно спокойно говорить о том, чего раньше приходилось избегать, в том числе, отпускает зависть к обладающим тем, что было утрачено и по чему горевали.