Все статьи

12 этапов на пути освобождения от созависимости

19 нояб. 2019
2347
Созависимость – это расстройство, которое возникает в результате незавершенности важных стадий развития в детстве. В данном случае стадии автономии, стадии психологического рождения. Эта стадия важна для становления собственного Я, отдельного от родителей. Если эта стадия не пройдена, то утрачивается свобода распоряжаться собой. Появляется ощущение чужого сверх контроля, склонность к постоянному стыду за свои действия и сомнения в себе. Вот здесь и появляется зависимость от других. Чаще всего зависимость от чужой поддержки и чужого мнения.

Человек может излечиться от созависимости, когда понимает ее причины, имеет в своем распоряжении определенные средства и получает поддержку, которая ему нужна.
В этой статье я расскажу о 12 этапах (средствах) необходимых для преодоления созависимости. Очерёдность этапов не имеет значения.

1. Осознание степени проникновения созависимых моделей в вашу жизнь и ваши взаимоотношения. Это трудоёмкий процесс, потому что мы настолько привыкаем к созависимым моделям в общении, что сложно заметить, что мой стиль взаимоотношений с моими родственниками, друзьями, коллегами, начальством является созависимым.
В процессе работы с созависимостью можно с удивлением обнаруживать насколько много в моей жизни созависимого поведения и насколько она проникнута зависимостью или созависимостью, а я думал что это норма, ведь так делают все.

2. Научиться осознавать и выражать свои чувства. Это очень важная работа. Если вы приобретает навык понимать то, что вы чувствуете и выражать чувства, вы развиваете свой эмоциональный интеллект. Невозможно выходить из созависимости не восстанавливая свои чувства, потому что созависимость это болезнь чувств.

3. Понимать причины созависимости. Как это делать? Изучать проблему. Читать литературу, слушать лекции, вебинары, семинары на тему созависимости.

4. Распутывание созависимых моделей поведения. Причины созависимости в незавершенных стадиях развития. Особенно незавершенной стадии развития – приобретения автономия, которая должна произойти в возрасте 2-3 лет. Придется дозавершать важные стадии развития.

5. Отказ от своих проекций. Проекции – это наши чувства, мысли, эмоции, переживания, которые мы проецируем на окружающих людей, приписывая их им. Важно вернуть себе эти проекции, тем самым воссоздавая самого себя таким каков ты есть на самом деле, а не тем кем мы себя хотим видеть.

6. Устранение ненависти к себе. Это выявление, осознавание и трансформация негативных представлений о себе.

7. Устранение силовых игр и манипуляций. Что такое силовая игра – это техники, которыми пользуются люди для того, чтобы заставить другого делать то, что они хотят. Самая известная силовая игра это треугольник Карпман (жертва, преследователь и спасатель).

8. Умение просить о том, что ты хочешь. Самый простой и непосредственный способ что-то получить от человека – это вежливо его об этом попросить. Если человек сможет он с удовольствием даст. Часто люди не просят прямо, потом обижаются, что их не понимают, а потом начинают требовать.

9. Исцеление внутреннего ребенка. Если человек рос в дисфункциональной семье и его учили больше сосредотачиваться на потребностях и чувствах других людей, то он научается игнорировать себя. Это способствует тому, что человек научается прятать свое Я. Он прячет его не только от других людей, но и от самого себя. Поэтому важно восстановить чувства этого ребенка, которые были удержаны в детстве, когда его били, унижали, дразнили, не замечали его потребности, стыдили, винили, проявляли неуважение, наказывали, не выслушивали. Во взрослом возрасте человек эти вытесненные чувства не осознает, это делает его наполовину мертвым. Или вытесненные переживания влияют на его жизнь, вне его сознания. Восстановление этих чувств важно для воссоздания целостности личности.

10. Определение собственных психологических границ. У каждого человека есть своя собственная психологическая территория, которая состоит из наших мыслей, чувств, переживаний. У большинства людей нет навыка определять свою территорию, где она начинается, где она заканчивается. Это навык, которому необходимо учиться - определение и защита своей психологической территории.

11. Близость. Люди в созависимости хотят близости и одновременно боятся ее. Почему боятся, потому что опыт близости, который идет из детства, говорит, что близкие люди могут управлять нами, могут обижать нас, подчинять, подавлять, бросать. Но при разрушении созависимости появляется естественная потребность выстраивать человеческие связи. Это важно прорабатывать в паре. Если у вас есть партнер, который готов с вами работать над созависимостью, то делать это с ним. Если нет, то тогда работать с психотерапевтом.

12. Изучение новых форм взаимоотношений. Мы привыкаем к созависимым моделям, поэтому необходимо изучать, что такое более здоровые модели взаимоотношений. Созависимость заменяется взаимозависимостью тогда, когда двое или больше людей научились жить достаточно автономно для того, чтобы строить совместную жизнь и поддерживать друг друга в лучших проявлениях.

Работа с созависимостью очень сложный и длительный процесс. Нужно настраиваться на несколько лет (от 2 до 5, очень индивидуально.) Люди, завершившие стадию психологической автономии, не зависят от людей или вещей, которые бы ими управляли. У них формируется чувство своей уникальности, четкое представление о том, кем они являются. Они могут находится в отношениях с другими при этом не терять себя. Способны эффективно удовлетворять свои потребности. И в целом они не теряют позитивного представления о себе даже если их критикуют окружающие.

(По материалам работ Б. И Дж. Уайнхолдов)