Все статьи

Типологизация Карла Густава Юнга

28 апр. 2017
1918

Юнг - серьезный мыслитель, энциклопедист, философ, врач, психиатр. Одним из первых европейцев освоил восточные представления, в том числе достаточно серьезно вник в восточные техники, имел богатую практику и был энциклопедически образован. У него совершенно оригинальная теория, серьезная, глубокая, сложная. Какие-то необходимые вехи мы попробуем наметить. Мы движемся в рамках типологии. Юнг создал одну из самых популярных и известных в мире типологий. Если совсем грубо и коротко, Юнг разделял в личности две ипостаси: одну ипостась он называл Персона, другую ипостась он называл Тенью. Иногда, вводит в заблуждение сама терминология. Для Юнга «Персона» это не личность, это Личина. Он употреблял понятие «Персона» в исконно античном понятии. В исходном смысле Персона это маска актера, который выходит играть трагедию, это то, что одето, то, что предъявляется другим.

Помимо того, что предъявляется другим, Юнг считал, что есть много того, что другим не предъявляется, о чем человек сам не знает и до его сознания это не доходит, но тем не менее управляет его процессами. И это то, что он называл Тенью. Психическое бессознательное называется Тенью. А действуют они вместе поскольку это две ипостаси одного и того же.

Представление о личностном развитии, Юнг называл это процессом индивидуации. Опять же, если очень сильно огрублять, в чем процесс индивидуации? Дело в том, что Персона это осознаваемое и предъявляемая другим и самому себе. Тень это то, о чем человек не знает, но тем не менее действует. Уже должно быть понятно, что в нас есть очень многое, что не в сфере нашего осознавания и тем не менее оно влияет (инстинкты, базальные потребности, мотивы, - все это мы не осознаем, но все это определяет то, что мы реально делаем). А поскольку в Тень уходит то, что нами не осознается и действует независимо от нас, нередко это входит в противоречие с тем, что желает и предъявляет Персона. Это почва для внутреннего конфликта. Более того, чаще всего в Бессознательное для Фрейда, для Юнга в Тень уходит то, что делает неосознаваемым процессы вытеснения и других механизмов. То есть оно вытеснилось, но никуда не делось. Перестало осознаваться, но продолжает в нас жить и действовать. А если оно действует само, то неподконтрольно моему сознанию и непонятно. Юнг считал, что есть некий стихийный процесс индивидуации, когда интегрируется Тень с Персоной. А кроме того, можно еще этому и помочь. Так вот, на основе того, как это делать, Юнг и разрабатывал свои представления о психотерапии.

Если брать устройство и структуру психики, то Юнг достаточно давно жил, в начале XX века и исходил из достаточно понятных и принятых в то время представлений о психике. Он выделял так называемые базовые установки и так называемые психические функции.

Основные психические функции это функция восприятия - как мы получаем информацию о мире и о себе. То есть источники этой информации и способы получения этой информации. Функция мышления - Опираясь на информацию, которую дает восприятие, мышление с этой информацией работать и на основе полученной информации принимает решение, что и как делать.

Базовые установки

Есть базовая исходная установка или направленность личности. А есть - психические функции. Юнг выделял две стороны базовой установки. Это экстраверсия и интроверсия. Экстраверсия - обращенность личности вовне. Интраверсия - обращенность внутрь, на себя. Юнг считал, что всех людей можно разделить по выраженности той или иной установки. Если коротко обрисовать, что имеется в виду не теоретически, а по проявлениям, как мы отличим ярко выраженного экстраверта от ярко выраженного интраверта. Есть ряд признаков.

Например, экстраверты, это люди не просто обращенные вовне, а на других людей. Наиболее значимыми объектами для экстравертов являются другие люди. Обращенность на других, соответственно, предполагает общительность. Еще один признак, это не просто общительность, это люди говорливые, они много говорят. Общение и предполагает общительность. Причем, это люди, которые не просто много говорят, экставерты думают словами. И в основном поэтому они много и говорят. Может создаться впечатление о том, что каждый человек думает словами. Это не так. У нас много слоев мышления. Да, мы думаем и словами тоже, но тем не менее там много слоев. Есть внешний слой - вербальное мышление. Можно мыслить вслух. Это исходная форма мышления. Как и любая высшая психическая функция, откуда она берется?

Сначала эта функция разделена между двумя людьми, между мамой и ребенком. Процесс общения, обсуждения чего-то - основа для вербального мышления. Которое интериоризуется, а потом сворачивается и можно как бы про себя оперировать словами - образами слов. Но на самом деле за мышлением много чего стоит. Можно мыслить просто образами без слов. Можно мыслить эмоционально окрашенными образами. Есть так называемое вообще, невербальное, глубинное, безобразное мышление. Но поскольку мы его и не осознаем почти, то нам кажется, что его и нет. Хотя у интровертов это есть. Экстраверты мыслят словами. Более того, они и говорят для того, чтобы мыслить. Ярко выраженный экстраверт не просто сначала говорит, а потом думает. Он думает говоря. Он должен вербализовывать и желательно вслух. Тогда и ему самому понятно и другим понятно. Надо проговаривать для ярко выраженных экстравертов.

Для интровертов выражено безОбразное и невербальное мышление. А поскольку, по Юнгу, да и это реально так, каждый человек обладает обоими остановками, только в разной степени выраженными. Бывает так, что мы о чем-то думали, словами, образами, по-разному. А потом это куда-то ушло. А потом нам возвращается некий результат этого процесса. Решение задачи, другое восприятие сиутации. Мы сознательно уже про эту ситуацию и не думаем. Но тем не менее оно думается продолжает. Экстраверты по большей степени думают вербально и словесно. Причем именно вербально, произнося слова. Интроверты крутят в голове по большей части образы, потом оно как-то там само крутится, а потом выдается некий результат. Опять же, если брать представления Юнга, то для него экстраверсия и интроверсия это две стороны одной и той же установки. Если у человека ярко выражена экстраверсия, например, то это не значит, что он в каких-то ситуациях не может быть интровертом.

Юнг приводил такой пример: есть правши, а есть левши. Бывают ситуации, когда не хватает левой руки, даже если ты правша? Бывают. Тогда мы левую руку подключаем? Подключаем. Примерно также дело обстоит и с экстраверсией/интроверсией. Человек, ярко выраженный экстраверт может проявлять интровертную установку. Вообще то говоря, по Юнгу все еще сложнее. Юнг считал, что если человек ярко выраженный экстраверт, то это результат действия вытеснения. То есть интровертная установка у него вытеснена. Отсюда, если он наружу экстраверт, то в Тени он интроверт. То же касается и всех остальных функций.

Экстраверты - люди говорливые, люди, думающие словами. Каждый встречал ярко выраженного эктраверта. Если мы вдруг случайно видим ситуацию, когда никого нет и человек один и он ходит и бурлит себе что-то под нос, это не значит, что он спятил, это значит что он экстраверт. Есть люди, которые постоянно сопровождают свои действия словами. Более того, даже если вы не ярко-выраженный экстраверт, мы начинаем проговаривать слова, когда сталкиваемся с какими-то трудностями. Поэтому, экстравертная установка, также как и интровертная может актуализироваться у любого человека. И мы этих людей различаем лишь по тому, что на виду, в Персоне.

Экстраверты общительные, говорливые, они достаточно легко воспринимают то, что с ними происходит, у них легкое отношение к жизни и к себе и к тому, что с ними происходит и случается. В отличие от этого, интроверты молчаливые, обращены внутрь, гораздо больше придают значение и серьезнее воспринимают то, что с ними случается. И производят впечатление себе-на-уме.

И действительно есть люди, которые обладают либо такой либо другой установкой. Более того, эти установки противоположны и экстраверты с интровертами не очень уютно себя чувствуют.

Например, есть ситуация обсуждения чего-то. Например, совещание и поиск совместного решения. Есть задача и люди обсуждают. Говорят экстраверты. В это время интроверты сидят и думают. Но пока они думают, эти уже все сказали. Причем, не в той форме, как они бы подумавши сказали. Поэтому у интровертов к экстравертам такое отношение, что те им мешают думать и говорят чушь. А экстраверты воспринимают интровертов как себе-на-уме.

При этом, установки бывают достаточно яркими и бывают культуры, больше заточенные под тех или под других.

Например, американская культура экстравертирована. Взять хотя бы организацию пространства в доме - студия, она же гостиная, кухня и спальня. Офис - огромное помещение, с кучей столов. Если человек Экстраверт и в такой ситуации вынужден работать, ему это не мешает. А вот если в эту ситуацию загнать интроверта, ему будет плохо, его все раздражает. И вот тогда Интроверт, у него будет расти напряжение и он будет стараться выйти из поля.

Юнг пытался это глубоко объяснять. Для Юнга разделение на интровертные и экстравертные установки связано с его представлениями о психической энергии, энергетике. Одно из базовых понятий - понятие Коллективного Бессознательного, Понятие Архетипов, - все это ввел Юнг. Для него очень важно было понимание психической энергии. По-видимому, он взял это от востока. Мы не будем обсуждать, как Юнг понимал психическую энергетику, но для Юнга разделение на экстравертов и интравертов это то, каким образом люди получают энергию и ей подпитываются. Для Юнга экстраверты это люди, которые получают энергетику извне. А интроверты - люди, которые получают энергию не извне. Что получается в этой логике? Если экстраверты получают энергию извне, от других людей, то у кого экстраверт получают энергию? У экстравертов и интровертов.

Экстраверты получают энергию от интравертов и экстравертов. Получается, что экстраверты обмениваются энергией. И все они ее берут от интравертов. То есть по отношению к интровертам, экстраверты это своеобразные энергетические вампиры. Поэтому, если интроверт долгое время проводит либо в экстравертной ситуации либо среди экстравертов, он истощается. И когда ему совсем плохо становится, ему деваться некуда, он должен выйти из этого поля, побыть один и подзарядиться.

Для нас важно то, что люди действительно различаются и что экстраверты интровертов сильно отличаются и по поведению и по восприятию. И интровертам тяжело. А экстраверту, если его оставить одного? Он также истощится.

Начальник в штатах сидит в стеклянной клетке у всех на глазах. Если он экстраверт - здорово. Если интроверт - посидит и уйдет. А в нашей культуре - все наоборот. У нас начальник сидит за дубовыми дверями, где есть предбанник и сидит секретарь. Если начальник экстраверт, он там долго будет сидеть? Нет. Он оттуда все время будет выходить, ходить, с народом общаться и спрашивать, как дела. Точно также, в стеклянной клетке, у всех на обозрении не будет долго сидеть интроверт.

Интроверта напрягают окружающие, если надо подумать. Даже представление о том, что они где-то рядом, уже напрягает. А экстраверта напрягает отсутствие других людей. Есть люди, у которых это сбалансировано и они более гибкие - не такие и не такие и могут приспосабливаться к разным ситуациям.

С одной стороны, по-видимому, это может быть обусловлено генетически. С другой - ситуацией развития. В Штатах считается, что порядка 65% экстравертов.

Первое основание классификации - разделение на экстравертов и интровертов. Они традиционно обозначаются буквами E и I.