Все статьи

Демонов привлекают массы. Карл Густав Юнг

24 мая 2017
1767
11 мая 1945 года в Швейцарии вышло уникальное и почти неизвестное интервью с Карлом Густавом Юнгом через четыре дня после капитуляции немецкой армии в Реймсе. Газета Die Weltwoch озаглавила данную статью актуальным и поныне вопросом - «Обретут ли души мир?»

На Ваш взгляд, в связи с окончанием войны произойдут ли перемены в сознании европейцев, в частности немцев?
К. Г. Юнг: Несомненно. Относительно немцев, то здесь рождается психическая проблема, всю серьезность которой сложно пока оценить, но ее начало можно наблюдать у тех пациентов, которые приходят ко мне на прием. Конечно же психолог не должен делить своих клиентов на нацистов и их противников. Сейчас у меня проходят лечение два противника режима, но анализ их снов дает мне совсем иную, противоположную их убеждениям, картину -эти люди склонны к нацизму.

Классическим примером разделения на хороших и плохих немцев является случай с Фон Кюхлером, который руководил вторжением в Польшу в 1939 году и был осужден. На вопрос журналиста о жестокости немцев ответил, что это же не вермахт, а партия. Все участники одновременно и понимали, что происходит и не понимали, но тем не менее, они все причастны к этим ужасным событиям. Специалист, в отличии от политиков, не сомневается в вине немцев и главной задачей лечения является признание пациентом этой вины. Многие из тех «хороших немцев» обращаются ко мне с просьбами о лечении, которые переносят свою вину на гестаповцев и я считаю такие случаи неизлечимыми. Я сразу таким предлагаю анкету с вопросами по типу «ваши мысли о Бухенвальде». Только осознав свою вину, человек может начинать проходить терапию.

Как получилось, что вся нация попала в такой психический капкан? Могла бы такая ситуация произойти в другой стране?

К. Г. Юнг: Я хотел бы сейчас сделать шаг в сторону и обозначить мое мнение о психологическом прошлом, тому, что предшествовало войне. Приведу пример из свой практики. Ко мне обратилась женщина, которая яростно обвиняла своего супруга в ее мучениях. На деле оказалось, что ее муж и не помышлял о тех ужасах, о которых рассказывала пациентка. Но почему же такая идея пришла к ней в голову? Ответ прост — внутри нее сидит тот самый демон, которого она показывает, проецируя свои желания на своего супруга. После моего объяснения, женщина согласилась со мной, раскаявшись в своих мыслях. Но, тем не менее, дьявол никуда не пропал. Глобально, то же самое происходило и в Европе. Для обычного человека в мире полно злых сил и демонов, но на самом деле, это ничто иное как его внутренние силы, которые он старательно переводит во внешний мир.

Религия и наука лишь поспособствовали тому, что европейцы забирают из мира все демонические силы в себя, занимая ими все свое бессознательное. Постепенно люди начинают уничтожать самих себя. Характерным примером может служить Наполеон.

Немцы очень внушаемы и поэтому подвержены особому влиянию этих демонов. Эта нация любит порядок и подчинение, безропотное подчинению указам, что само по себе является особой формой внушения. Можно даже заявить о некоторой психической неполноценности немцев в этом направлении. Они застряли между Западом и Востоком. Им мешает их комплекс неполноценности, который они старательно прячут за манией величия. Обвинения в бездушии русских, не что иное как собственная проекция. Пламенные речи Геббельса - это немецкая психология, которая направлена на врага.

В Германии всегда была напряженная психическая ситуация в связи с реформацией и войнами. Национал-социализм добавил демонов и люди, попали под их влияние стали наподобие сомнамбул, служащих главному сверхчеловеку Гитлеру. Всех лидеров нацизма можно обвинить в одержимости. Один из признаков демонизированности — хромота, была у их министра пропаганды. 10% населения Германии безнадежно больны.

Как Вы считаете: подобное утверждение касается только немцев? Или это можно отнести и к швейцарцам?

К. Г. Юнг: У нас небольшая нация и в этом наше спасение. При населении в восемьдесят миллионов, нас бы постигла такая же участь, так как демонов привлекает численность. Чем больше коллектив, тем меньше связь со своими корнями и тем проще демонам овладеть душой. Это причина того, что нацисты занимались формированием толпы и никогда не уделяли внимание личности человека. Для швейцарцев в данном случае является спасением федерализм и индивидуальность.

К чему может привести лечение, если лекарством работает оружие? Не усиливает ли такой подход чувство неполноценности и может ли вызвать ухудшение состояния?

К. Г. Юнг: Гражданина Германии сейчас можно сравнить с человеком с похмелья. Они не могут понять, что же они делали, и по возможности не хотели бы и знать. Немцы стараются оправдаться перед миром, но это путь в никуда. Свою проблему они могут решить только лишь полностью признав свою вину. Раскаявшись, они обретут спокойствие. В Америке сделали курс лечения, который состоит в том, чтобы пропустить через лагеря все гражданское население, дабы донести всю жестокость совершаемых нацистами деяний. Но, увы, нельзя одним лишь этим вылечить нацию, осознание своей вины должно исходить от души. Не исключено, что эта ситуация послужит катализатором и из этого погружения в себя появятся на свет пророки. По последним сведениям, в Германии, целыми общинами просят спасения у Господа от антихриста.

Есть надежда, что демонов изгонят и на руинах расцвет новый мир?

К. Г. Юнг: Демонов пока нельзя изгнать. С такой сложной задачей справятся не сразу. Тем более, демоны будут искать новые души, что будет не так трудно. Любая нация, которая свято верит в свое совершенство может стать легкой добычей. Окутанные дьяволом, мы забываем про свое бревно в глазу и тщательно ищем соринку в глазах у брата. Да, немцы признают свою вину и снова обретут себя, но другая нация вполне может стать одержимой, если в своих обвинениях к немцам позабудут про свои грехи. Такую демоническую внушаемость сейчас можно наблюдать в Америке. Не стоит забывать и про русских, которые поглощены демонов власти. Спокойно выдохнуть могут англичане и швейцарцы, их индивидуальность спасает от коллективного безумства.

Нам остается лишь с беспокойством ожидать проявления демонов в будущем?

К. Г. Юнг: Нужно воспитывать личность. Не все так плохо, как может показаться. Конечно, демоны повсюду сейчас. А пресса, радио и кино способствует распространению их власти. Но люди могут противостоять этой силе. Я не завидую Вашей задаче — написать о демонах. Я полагаю, что у Вас получиться донести мои мысли так, чтобы люди не посчитали их странными. Но одержимые часто считают сумасшедшим кого-то другого. Это только их выбор, а я знаю, что демоны существуют. И это так же верно, как существование Бухенвальда.

«Werden die Seelen Frieden finden?»
Ein Interview mit Prof. C. G. Jung von P.S. In: Weltwoche, Zurich, 11.5.1945.