Все статьи

Проекции на людей противоположного пола: анима и анимус

09 сент. 2017
11714
Ранее говорилось о личном бессознательном, о тех неудачных событиях и неприемлемых частях личности, которые были подавлены и просто забыты, были вынуждены, принуждены, сделать это под давлением на нас воспитания и порядка морали и поведения, находящимся в обращении в нашем окружении. И с того момента, как эти вещи действительно бессознательны, то есть неизвестны для нас, мы не можем встретить их прямо, даже через самоанализ, кроме особых обстоятельств и обычно только частично. Но мы включаем их в нашу ежедневную жизнь, проецируя на кого-нибудь в окружении. Эти проекции могут стать узнаваемыми если, например, если мы встречаемся с сопротивлением и отрицанием того, кого мы нагрузили своим нежеланным психологическим содержанием. При условии, что у нас была некоторая догадка на счёт наших собственных мотивов, мы можем начать подозревать их существование когда чрезмерно реагируем на ситуацию, то есть когда пробуждаются наши эмоции, особенно негативные. В конце концов, когда мы чувствуем неудовлетворённость собой без видимой причины, или имеем размытое чувство вины и беспокойства, хорошо бы поискать проекцию тени.

Всякий раз когда психическое бессознательное содержание активируется, то есть обеспечивается психической энергией и эмоциями, они имеют тенденцию действовать самостоятельно, как если бы они были маленькими личностями, они олицетворяются как внутренние фигуры, или как проекции на внешний мир. Теневые качества, которые идут из личного бессознательного, олицетворяются в образе одного с человеком пола, и будут спроецированы на кого-то подобного пола. Мужская тень мужского пола и будет спроецирована на мужчин- например брата, или друга, или товарища. Женская тень, будучи женского пола, будет спроецирована на сестру или другую женщину.
Отношение индивида к человеку противоположного пола - гораздо более проблематичная область психологической жизни, чем отношения двух людей одного пола. Просто как если бы у нас было определенное чувство знания, способности прочувствовать человека подобного пола как себя, через факт того, что мы в некотором смысле похожи, поэтому мы чувствуем себя странно, определенную непохожесть когда встречаемся с кем-то противоположного пола. Однако, в отношении к чувству странности и, которое можно ожидать держит мужчину и женщину отдельно, и действительно так часто делает, так же имеет место притяжение между мужчиной и женщиной, частично основанное на их различиях. Это напряжение противоположностей по отношению друг к другу, притяжение, которое часто настолько сильно и необъяснимо, как свидетельство внедрения бессознательного элемента.

Этот бессознательный элемент – то, что Юнг называл анима в случае с мужчиной, и анимус для женщин.

Он пишет:
«Этот источник проекции [на противоположенный пол] больше не тень... Но фигура противоположного пола. Здесь мы встречаем анимуса у женщин и мужскую аниму, два соответствующих архетипа, чью независимость и бессознательность объясняет упорность их проекций»; и он продолжает: «анима и анимус гораздо дальше от сознания [чем тень] и это нормальное обстоятельство, что редко если вообще осознаются»


Притяжение между людьми противоположного пола зависит не только от взаимного притяжения противоположностей. Так же имеется физическое убеждение, основанное на инстинкте сексуальности, которого греки называли Эрос, великий Связующий Элемент или Единитель. Но за этим, может казаться невозможным наличие хоть какой-то надежды на взаимное понимание между мужчиной и женщиной, за то что между ними существует элементы противоположного характера. Каждый из нас имеет мужские и женские гены с того момента, как мы унаследовали элементы от обоих родителей, и это произвело некоторое анатомическое и психологическое влияние. Маскулинные характеристики становятся доминантными в мужчине, а феминные в женщине, в то время как факторы противоположного пола становятся рецессивными. В последующей жизни характеристики противоположного пола физической природы становятся более явными и на психологическом плане господствует подобное состояние. В течение ранних лет жизни, особенно после переходного возраста, сознательная личность показывает характеристики возмужалости в мужчинах и женственности в женщинах, когда элементы природы противоположного пола отступают вглубь, то есть в бессознательную часть души. Говорят, что мужчина несет свою женскую душу внутри себя, когда женщина имеет мужчину в своей глубине. С того момента, как бессознательные психичекие элементы имеют тенденцию персонифицироваться, это содержание о противоположном поле в сознательной личности человека появляется как образ души. Слово душа не используется здесь в том же смысле, что в текущем религиозном языке, но в психологическом смысле, как его использует мужчина, говоря женщине: «я люблю тебя как свою собственную душу» или «ты моя родственная душа».

Юнг называл эту фигуру анима в случае с мужчиной чтобы избежать неминуемой путаницы, которая может последовать за использованием термина «душа». Соответствующая фигура внутри женщины- анимус. Это- чрезвычайно подходящие термины. Мужская фигура души имеет характеристики феминного принципа эроса: чувства, эмоции и связанность, в то время, как соответствующая фигура в женщине, будучи маскулинной, имеет примесь разума и духа, имеет качество ветра или воздуха, речи и идеи, это дух в таком смысле (animus лат., anemous греч. - ветер или дыхание). Как и тень, эти фигуры имеют тенденцию персонифицироваться и проецироваться на кого-то во внешнем мире. Они так же могу быть спроецированы на исторических героев или персонажей романов, или переживаться как внутренний образ, появляющийся во снах, фантазиях или видениях. Если имеет место недостаточное разделение между элементами души, как случается не часто, личностное эго может быть заргязнено элементами противоположного пола, и это производит состояние, которое Юнг называл идентификацией эго с анимой или анимусом, в зависимости от обстоятельств.

Элементы противоположного пола в личности лежат в более глубоком слое бессознательного, чем тень, и они действительно только частично внутри личной души. В гораздо большей степени они принадлежат к неизвестному внутреннему миру, «не-я» коллективного бессознательного, которое посягает на нас, тем не менее мы не можем содержать это. Но так как анима и анимус так же связаны с личной душой, они действуют как посредники между личной частью души, «Я», и не-личной области внутреннего мира, за личной психэ, больше чем персона действует для установки связи индивида со внешним миром. Они соответствуют природе архетипов в гораздо большей степени, чем тень, которая, как мы видели, так же покрывает и частично скрывает архетипы братьев и товарищей так же, как и дьявола и зла. В постепенном развитии сознания, которое появляется в курсе психоанализа, эти фигуры становятся даже более различимы и человек учится различать их от настоящего «Я». Это понимание ведет к наиболее важному росту в сознании: росту свободы во внешнем мире, и росте внутрь и глубину понимания более важных аспектов жизни внутренней или субъективной сферы.

Наши знания об этих скрытых и обычно бессознательных аспектах психэ основаны на эмпирических наблюдениях, формулировках и теориях, которые привели к недоступности прямого эксперимента или доказательства. Но факты доступны всем, кто знает, как на них смотреть, и они были ясно видны художниками, романистами, драматургами, философами, и другими наблюдениями человеческого опыта и поведения через века. Теории и систематические описания, однако, пришли от психологов, в частности от Юнга. Он указал, что данные, идущие из трех источников, вызывают аниму и анимуса и их особые характеристики. Эти характеристики в значительной степени достаточно общие, как можно ожидать, так как они принадлежат в большей степени к пространству коллективного бессознательного. Но анима (или анимус) одинаковые у всех, или они индивидуальны?

Давайте рассмотрим три источника, из которых происходят анима (или анимус). Во –первых, есть опыт, который имел мужчина от женского существа. Это дает ему определенный опыт о женщине и ее поведении. Наиболее важен опыт с его матерью. Они воздействуют на него даже до того, как человек стал сознательным, и они имеют ненормальное влияние в формировании его отношения к ожиданиям от женщин, обычно длящиеся всю его жизнь. Он может ожидать от всех женщин похожести на свою мать, и реагировать негативно на тех, кто не похож на нее. Мужчина может всю жизнь искать женщину, точно похожую на его мать, и может быть не способным к отношениям с любой женщиной, так как никогда не сможет найти точно похожую. Это тот случай, когда мужчина женится на девушке, на которую указала мать, как на приемлемую пассию, хотя на самом деле он не заботится о ней вообще. Он всегда очень устойчив к ней, так как она не совсем похожа на его мать. С того момента, как он становится состоятельным, то привыкает проводить свободное время ища женщину, которая была бы похожа на его мать. Он мог бы сесть на поезд, и, если бы видел девушку в дальнем конце вагона, у которой были бы лодыжки как у его матери или конкретный вид кудряшек как у его матери, он бы наблюдал за ней и покинул бы поезд вслед за ней не смотря на то, что у него билет на поезд прямого следования. Он может следовать за женщиной на улице, надеясь, что она докажет свою похожесть на мать. Если он видит женщину, которая на конец психологически напоминает мать, он начнет ее преследовать, но так никогда и не обратится к ней. Он жил и умер преследуя образ своей матери, так никогда и не догнав его. Это трагедия не только для мужчины, но и для его бедной жены, которая осталась дома управляться как только может, без него.

За матерью лежит материнский архетип, типичный образ «Матери», который каждый из нас несет внутри себя, и который ведет каждого индивида к ожиданию от реальной матери ответ на его потребности, на самом деле ей следует быть взаимным дополнением, противоположностью детства и зависимости. Конечно, этот образ окрашен опытом с реальной матерью, даже если она делает все возможное для ребенка. Эти трудности наиболее часто появляются в случае, где мать и ребенок представляют разные психологические типы, так что взаимопонимание затруднено.

Эта ситуация повторяется снова и снова в мифах и сказках, где ребенок живет как приемный сын дровосека, когда его настоящие родители король и королева. Этот мотив прослеживается во всех странах, и он появляется во снах многих, многих людей, от которых мы этого не ожидаем. Например человек, который пришел ко мне как пациент, был убежден в детстве, что его родители- не его настоящие родители. Ему был показан могильный камень, на котором было имя первой жены его отца, и он моментально убедился, что он – сын этой женщины. Фактически он им не был, она умерла задолго до его рождения. Но он был уверен, что та женщина дома была «подсунунта» ему вместо его матери, и на самом деле у него была лучшая, гораздо более желанная мать, которая каким-то образом была отобрана у него. Такой человек живет с фантазией о том, что жизнь станет совершенной если только он сможет найти свою настоящую мать. Эта фантазия чрезвычайно общая, хотя она обычно не проникает в сознание так ясно, как в этом случае. Это подсказка, поиск архетипического образа.

После того, как мать, сестры и другие женщины-родственники смоделировали у мужчины образ женщины, и все его столкновения с женщинами и девушками так же играют роль в формировании образа его анимы. Например, один мужчина, который влюбился в возрасте семи лет в девочку, которая сидела напротив него в школе. У нее были золотые косички. Он был заколдован это прекрасной златовласой девочкой. Его образ женщины всегда имел золотые косички, и он постоянно ее искал, пока не пришел к аналитику и наконец нашел, в чем была проблема.

Второй источник происхождения образа анимы - феминные элементы внутри психэ мужчины. Из-за этого он имеет определенную тенденцию и способность к феминному отношению и поведению, поднимающемуся изнутри. Конечно, это явление сильно различается по силе в разных мужчинах. У очень маскулинного мужчины они достаточно подавлены, у других они могут быть настолько явны, что мужчина принимает некоторое женское обличье и женские манеры, это одна из причин гомосексуальности. Но так как феминные элементы в мужчине слабее чем маскулинные, они соответствуют подчиненному типу феминной функции. Это не предполагает, что женщина и феминный принцип подчинены мужчинам и маскулинному принципу (этот вопрос никто из нас не в праве решать, так как все мы основываемся на своем половом и психологическом строении). Однако ясно, что феминные элементы в мужчине есть или представляют подчиненные части психэ, в результате их функционирование так же подчинено и обычно несет негативные качества. В отношении к феминным элементам, которые функционируют изнутри его и дают ему в конце концов хотя бы подсказку, как чувствует себя женщина, внутренние маскулинные элементы так же дают ему инстинктивные знания о женщинах. Например, мужчина инстинктивно знает, как вести себя относительно противоположного пола, как самец знает как приблизиться к самке, так, как будет вероятно приемлемым для нее, абсолютно по-другому относительно того, как он приближается к самцу, то есть он имеет некоторое знание, как ее удовлетворить, он «знает» на что она похожа. Подобный инстинкт ведет и человеческую жизнь.

Имеется и третий ресурс, откуда анима приобретает свои характеристики, это наследственные знания предков, которые имели опыт «того, каковы женщины» за века жизни на земле. Это значит не то, какие женщины на самом деле, ибо то навсегда останется тайной для мужчин, но их отношение к мужчинам. (что они есть на самом деле останется секретом. Женские секреты, как и мужские исполняются в тайне. В примитивных обществах они подлежат строжайшем табу, и могут быть не выведанными противоположным полом, нарушение такого запрета обычно наказывалось смертью.) Этот бессчетный опыт противоположного пола создал образ женственности в мужском бессознательном, который влияет на его поведение, и может быть пережит отдельным человеком как внутренний образ или фигуру души. Его можно наблюдать в формах искусства: поэзия, романтическая литература и мифология, так же как и в личной проекции на любимую женщину, и в высочайшем своем проявлении образа божественной фигуры: Иштар вавилонской, Исиды египетской, Великой Матери сирийской, Афродиты, Гекаты, Деметры, греческой Персефоны, и благодетельной и разрушительной богини востока, Софии из позднего иудаизма, христианской Мадонны, все, кто изображают внутренний образ женственности и анимы в ее глубочайших и наиболее значимых формах.

Если мы обратимся к психологии женщины, то найдем, что фигура анимуса имеет свои характеристики в подобной форме из соответствующего ресурса. Но, поскольку анима, будучи феминной, разделяет качества эмоции и привязанности и имеет личных характер, анимус, будучи маскулинным, распоряжается мышлением, безличностью и духом, ведущих к вопросу о справедливости, логики и «причины». Поэтому оно относительно безличностное. Анимус очаровывает женщину как анима мужчину; она любит и стремится к его проявлению. Она может найти его отражение или проекцию в учителе или ораторе, человек слов, особенно «человек Мира», роль членов духовенства часто призвана заполнить. Ситуация может быть спроецирована на приемлемого или достаточно неприемлемого мужчину, того, кто только обещает дать мудрость, в то время на самом деле страдающей от вдохновения, которое вводит в заблуждение только женщину, одержимую анимусом. Обратная сторона такого человека может быть достаточно заметной для стороннего наблюдателя, кто не может думать почему женщина впала в такую псевдо-мудрость. Мужчины видят через него и могут достаточно осознавать обманчивость претензий на ведущую роль. Конечно, имеется приемлемый соблазн для мужчины, который имеет некоторую возможность со словами, «бойкостью речи», использовать это для некоторых пересмотров взглядов и последователей, возможно для личной перспективы, силы или денег. Точно так же женщина, которой повезло привлечь проекцию образа анимы у мужчины, может использовать ее для личной выгоды. В таком случае другие женщины обычно осознают ее мотивы и либо презирают ее, либо ненавидят ее, когда мужчины гораздо легче обманываются.

Когда образ анимы воспринят и спроецирован, то вызывает образ Великой Матери или Софии. Так же анимус иногда видится в божественном образе или полу-божественном образе Хозяина Мудрости, идеальная фигура отца, учителя, защитника, проводника. Человек или бог силы, возможно Геркулес; человек сильного слова, Логос; или избавитель от страдания, любой из них может схватить проекцию женского анимуса

При рассмотрении анимы и анимуса мы должны всегда держать в уме то, что эти фигуры происходят из очень глубокого источника в бессознательном и только частично доступны для осознания. В отношении части личности разделяют природу архетипа. Юнг называл их пограничным феноменом, стоящим на границе личного и коллективного бессознательного. Мы можем описать их только до той степени, до которой они проявлены в сознании; мы не можем полностью определить их границы; следовательно мы зависимы, какие мы есть на самом деле во всех психологических исследованиях на основе эмпирических знаний

После обсуждения невозможности использования среднего человека для осуществления проекции матери или отца, например, Юнг продолжает:

«я упомянул все это только для иллюстрации размаха, которому принадлежит проекция анимы/анимуса, и моральные и интеллектуальные усилия, необходимые для их решения. Однако, не всё содержание анимы и анимуса проецируются. Многие из них появляются спонтанно во снах и так далее, и большее может быть осознано через активное воображение. Таким образом мы можем найти те мысли, чувства и переживания, которые живы в нас и мы бы в которые никогда не поверили. Естественно, возможности такого рода кажутся весьма фантастическими всем, кто не переживал их сам, для нормального человека, «знающего что он думает». Такое детское отношение к части «нормального человека» просто правило, так что ни от кто без опыта переживания этой сферы нельзя ожидать понимания настоящей природы анимы и анимуса. С такими рефлексиями человек попадает в абсолютно иной психологический опыт, при условии, конечно, что он успешен в осуществлении его на практике. Те, кто преуспели, едва оставят без внимания все то, что эго не знало и не знает. Это повышение само-знания сегодня все еще чрезвычайно редко и обычно оплачено заранее неврозом если ни чем похуже.»

Анима и анимус действуют в жизни тремя способами, соответственно тремя источникам их происхождения. Первое, анима проецируется на женщину во внешнем мире, в первую очередь на мать, затем на сестер и друзей; анимус проецируется на отца, братьев, и так далее. В конце концов в любом случае фигуры души могут быть, на самом деле всегда в некотором случае, спроецированные на жену или мужа. Эта проекция особенно сильна когда мужчина и женщина влюбляются. В добавок анима и анимус, можно сказать, в некотором смысле влияют на все отношения между мужчиной и женщиной, завися от градуса осознания, достигнутого людьми. Ибо спроецированные сознательные элементы – не совсем сознательные.

Второе: феминные элементы в мужской психике производят некоторые реакции феминного типа в нем. Это обычно проявляет себя как настроение, самое распространённое из которых – обиженное. Когда мужчина не соответствует ситуации, когда он не может действовать адекватно, с точки зрения развитого эго, он возвращается к унаследованным образцам поведения, непроявленных в бессознательном, таким образом анима выдвигается внутри него, так сказать, чтобы заполнить пустоту в его адаптации, и он действует по женски, подавленным женским способом. Он злится или капризничает, или обижается что вещи не идут сами собой правильно или что кто-то другой не следит за ними. Или он просто чувствует себя и выглядит несчастным, ожидая, что кто-то: мать, жена, секретарша, придут и спасут его. На самом деле кажется что мужчина держит женщину-секретаршу только с целью заботы об его аниме, то есть для защиты няни в его внутренней части. В большей части своей работы он возможно адекватный, но во всех незначительных делах, которые он предпочитает игнорировать, особенно те, которые имеют дело с личными отношениями, а именно эротической стороны жизни, он беспомощен. Если он сталкивается с ними, то чувствует давление, оскорбление или становится капризно- сердитым. Он может даже развалиться на части, но секретарша, или «милая маленькая вещица» или старая и уставшая «драконша» приходит на помощь, умягчая его задетые чувства, и действует рационально с навязчивыми требованиями личных или публичных отношений.

В этом случае если по любой причине эго само по себе недостаточно развито, то человек не способен создать рабочую маскулинную адаптацию к жизни, весь его характер может иметь женские качества. Он мягкий, нежный, девический, но так как он не девочка, в таком случае всегда будет более- менее скрытый негативный фактор чувства обиды или удрученности, который может показывать сам по себе о скрытой нечестности, безответственность и аутоэротизм. Женщина, которая действует по смыслу идентификации с ее анимусом вместо своего феминного образа действия, будет любящей спорить, безапелляционной, самоуверенной и мужеподобной когда она не может справиться с жизненной ситуацией. Женщина, подавленная анимусом, так хорошо знакома в литературе и так часто встречаема в жизни, что мне едва стоит описывать ее дальше. Во всех случаях такого рода мы говорим, что мужчина отождествляет себя с анимой, а женщина с анимусом.

Третья форма, в которой появляются фигуры души – из внутреннего образа. Многие мужчины инстинктивно знают на что «Она» похожа. На самом деле Г. Ричард Хаггард дал имя своему портрету анимы, и люди обычно знают о чем он говорит без дальнейшего объяснения. Соответствующий образ не так ясно отмечен у женщин, частично из-за бытности безличным, он более рассеянный и на самом деле может быть представлен группой маскулинных фигур, как например, совет мужчин: отцов церкви или государства, но есть в литературе несколько примеров его, исключительно Хитклиф из «Грозового перевала» Эмили Бронте, чья сестра Шарлотт так же нарисовала замечательный портрет своего анимуса в ее многих книгах, особенно «Джейн Эйр». Когда женщина развивается психологически, ее анимус становится яснее и более отчетливым, и имеет тенденцию к объединению. На самом деле незрелые люди, как женщины, так и мужчины, фигуры души способны к усложнению. В мужчине это может быть представлено достаточно неясными группами нимф, сирен, искушающих Улисса, или цветочных дев Тангайзера, и только как его маскулинный герой принимает форму действия, появляется объединенная фигура анимы. Это слегка отличается для женщин, но с героем, тоже анимус имеет тенденцию к превращению в одну или две фигуры. Многие из женских мистиков, например, осознавали внутреннего проводника, контроль над женщиной- медиумом – воплощение ее анимуса, когда множество женщин, ни медиумов, ни мистиков переживали внутреннюю маскулинную фигуру, к которой они обращались за руководством и поддержкой во времена нужды, либо через прямую мольбу и медитацию через инстинктивное обращение внимания во внутрь, или если они выучили технику того, что Юнг называл «активное воображение», преднамеренную интровертность.

Внутренний образ, и мужской и женский, может вдохновлять и вести внутреннее путешествие, как Бетриче у Данте, или как в случае с Роденом, вдохновение для искусства. Для многих художников этот образ- источник творческого гения, обновление жизни, убежище от смерти. Для женщины подобная фигура души – «дорогой», наставник, учитель, проводник во внутреннем путешествии, небесный супруг.

Это только кратчайшее изложение предмета, и должно быть ясно, что мы имеем дело с большой и сложной внутренней темой. Юнг писал об этом широко и было много других интерпретаций сюжета. На самом деле сложно когда описываешь вообще любой психологический сюжет не ссылаться на функционирование анимы или анимуса.

Сейчас мы должны взяться более детально за эффекты проекции фигур души. Проекция анимы на женщину или анимуса на мужчину всегда производит особое очарование и сильное эмоциональное вовлечение конкретного человека. Иногда это одностороннее вовлечение, но гораздо чаще оно взаимное, возможно, анима мужчины встречает или, возможно, будит анимуса женщины. Когда это происходит, эти двое неудержимо притягиваются друг к другу. Они чувствуют как будто всегда знали друг друга не только всю жизни, но так же и в прошлой жизни. Они не сомневаются что понимают мысли друг друга без объяснений, что их чувство любви узнано и взаимно, что некоторым любопытным способом они были предназначены друг для друга с начала времен. Этот опыт психологического двойника китайского мифа Великой матери, которая соединяет мальчика и девочку вместе невидимой ниткой еще до рождения. Известный пример этого- любовь с первого взгляда, был театрализован Вагнером в «Тристане и Изольде», где колдовство пришло от выпитого любовного зелья, предназначенного не Тристану, но королю Марку, настоящему мужу Изольды. Каким сильным было заклятие, против которого пошел Тристан в его священной обязанности рыцаря, когда Изольда, тоже, нарушила весь ее кодекс чести оставила ее мужа ради любви. Конфликт между сознательным чувством того, что правильно и принуждения их любви было настолько сильно, что Тристан заплатил жизнью, как и Тангайзер, когда попал в подобную ситуацию. Эти драмы показывают ясно, насколько сильны могут быть проекции анимы и анимуса. Китайский миф упоминает о том, как Лунная мать, Божественный Эрос, соединяет до рождения мальчика с девочкой- спутницей, заставляя их искать друг друга так, чтобы они могли соединиться. Им предназначено найти друг друга в жизни на земле, они предназначены друг другу, они – родственные души. Книга Зогар - одна из секретных еврейских писаний, имеет сходный миф, в котором две души предназначены друг другу в раю, они должны найти друг друза на земле и пожениться. Только так может быть создан идеальный союз. Ибо такой брак отражает и усиливает союз в раю «Святых людей,», то есть Иеговы и Элохима. Книга Зогар говорит дальше, что сексуальному союзу следует иметь место в субботу, когда это следует быть «по общему согласию и радости», тогда Бог соответственно един с этими избранными людьми. Подобная идея имеет место и в индуистской свадьбе, где союз сопровождает, почти производит, одновременный союз Шивы со своей супругой Шакти, от которой зависит дальнейшее создание вселенной. Эхом отдает эта идея в обряде бракосочетания англиканской церкви, где один из последних молящих говорит: «О, Бог, святитель супружества, такой прекрасной тайны, который представляет и означает духовный союз и единство между Христом и его Церковью... То есть мужчина должен любить жену свою соответственно миру. (как Христос любил свою супругу- церковь)...» из этих примеров становится ясно, что проекция анимы и анимуса имеет огромное значение как психологический опыт, через союз мужчины и женщины на земле, в сопровождении, или даже обуславливает союз маскулинных и феминных сил на небе. Говоря психологическим языком, нам стоит сказать, что через человеческий опыт любви не только сознательный союз мужчины и женщины, но и в то же время космический или общий принципы мужского и женского, логоса и эроса объединяются в бессознательном. Эту мистерию алхимики называли Священным Браком, союзом противоположностей.

Мы уже увидели важность этого для человека, чтобы соединиться с тенью, дав ей место в тотальности «Я». Этот процесс по большей части своей болезнен. Здесь союз с образом души показан как экстаз и радость, и мы сказали, что это имеет далеко идущие результаты, даже позволяет совершить соответственный союз на небесах, в невидимом мире «не-я».

Сейчас нам стоит рассмотреть эффекты проекции анимы и анимуса в реальной жизни. Мифы и учения только в кавычках показывают, что в некоторых случаях союз двоих на земле сопровождается союзом на небесах, или, говоря психологическим языком, сопровождается союзом психологических элементов внутри личного бессознательного. Но результат не всегда такой удачный. Когда мужчина влюбляется, то женщина, на которую пала проекция анимы кажется его идеалом, образом души, и он убежден, что она именно такая. Как если бы он ее восстановил, эту земную женщину, делая из нее божество красоты и силы. Он буквально может сделать статую, образ, как Пигмалион. Но когда образ оживает, она может проявить себя совсем не как женщина мечты. Ибо анима не идея: она наполнена жизнью, она автономна, та, кто должен повиноваться. Так как мужчина слеп, то редко видит явный факт, и маска анимы может пасть на неподходящую женщину. Если человек не развит психологически, и плохо поработал, или вообще не работал над осознанием тени, не говоря об его душевных проблемах, анима или анимус будут играть негативную роль, то, чья проекция не желательна, появится как желательная, или будет оказывать непреодолимое влияние. Для человека, который спроецировал свою аниму на женщину, она может казаться обладательницей всех добродетелей. Даже в случае, где имело место более глубокое представление о характере чрующего, мужчина может найти себя вынужденным искать притягивающую женщину, сильнее чем мотылек летит на огонь, и часто результат похож: он болезненно обгорает. То же и с женщиной, которая нашла себя связанной со слабым мужчиной, она даже может подозревать шарлатана. Она заколдована, как Трильби была заколдована Свенгали в романе Джорджа Дюморье.

Проекция анимы и анимуса проявляется во взаимной связи. На ее обратной стороне это может быть как негативным, так и позитивным, то есть оба человека могут влюбиться, или, наоборот, или взаимное сопротивление может развить то, что можно назвать «впадение в ненависть». Взаимное сопротивление может появиться между мужчиной и женщиной, основанное в большинстве своем на комплексе бессознательных факторов, как и влюбленность, кажущаяся произошедшей магически. В мифах это- результат выпитого зелья, взгляда в по-особому блестящих глаз, или колдовства. Для прохожих может быть ясно, что двое на самом деле заколдованы. « они не могут видеть то, что есть в них». «как они могут быть так слепы друг к другу?» ТАКИМИ ФРАЗАМИ СЕМЬЯ И ДРУЗЬЯ ДИВЯТСЯ слепоте маленького слепого бога и его силы, смущающей жертв, эта сила, совершенно скрывающая от них предостережения родителей и друзей. Ибо им кажется, что они попали в рай.

Как ни странно, эмоции, вызвавшие такое ошибочное очарование не только «блуждающие огоньки». Ибо и партнер может быть далеко не тем прекрасным существом, каким он или она представляются в глазах влюбленного, остается фактом, что интенсивный опыт любви, даже если к недостойному или неприемлемому объекту, мы можем получить самый благоприятный опыт для любящего. В настоящее время он преобразован не только в его внутренних чувствах, его субъективный опыт, но так же и его внешнее поведение. Это не то, что он слеп или введен в заблуждение, он преобразован эмоциональным опытом, вне зависимости от то, является ли объект тем, во что он верит, или нет. И в течение тех недель или месяцев, пока длится период влюбленности, он может сильно повзрослеть и вырасти, пройдя путь от эгоцентричного юноши в мужчину. Так же и девочка может неожиданно вырасти из мечтающего ребенка до полной женственности. Ясно что в это время что-то лежало глубоко в бессознательном, спящее внутри личности, проснулось, и результат этого самый благоприятный для личностного роста, даже позже, когда заклятие снято, иллюзия растворена, горе, потеря и горечь могут быть последствиями. Ибо для этого опыта анима и анимус были проявлены в жизнь, как в истории со спящей красавицей, когда поцелуй любви пробудил не только принцессу, но и сам дух жизни, который был заколдован, вдруг пробудился и принял новые жизненные силы. Замок и окрестности зажили заново. На данный момент в реальной жизни анима и анимус стали жить в сознательной ситуации вместо пребывания только потенцией в бессознательном. Я использовала фразу «жить в» пытаясь передать чувство, которое испытывают от этих бессознательных автономных качеств и неподвластны сознательному эго. Их пробуждение- то, что происходит для человека абсолютно бесконтрольно и обычно против сознательной воли. Когда так случается, что вся его идея жизни и его выбранная дорога будет отвергнута обязательными элементами, которые могут конфликтовать или нет с его планами на жизнь. Автономный фактор, до настоящего времени неизвестная личность стала жить внутри него, и он может найти, что ее сила и власть неоспоримы.

Когда этот фактор спроецирован на реальную женщину, или более точно, когда эти факторы собраны в женщине, и следует брак, цепь событий приводится в действие, которая будет двигаться с непреклонностью судьбы. Ибо архетипы- архитекторы судьбы. И это не слишком сложно, возможно, предугадать результат любого конкретного случая. Я вспоминаю пьесу, в которой тайно сбежавшая пара приходит ночью во время шторма в странную и немного жуткую гостиницу. Они очевидно полностью поглощены друг другом. Старик -хозяин гостиницы сидит возле огня, встает и без слов показывает им номер, возвращается к своему месту у огня. Утром светило солнце, пара спустилась в ярком свете. Иллюзия любви не пережила ночь. Их страсть ушла, заклятие снято, и они нашли себя совершенно неподходящими чужаками. Они уходят, а старик возвращается к огню. Но вдруг звонок в дверь, он поднимается чтобы впустить вторую, такую же пару... Занавес.

Но разочарованность - не то, что ожидают двое, пока действует заклятие. « И жили они долго и счастливо» из сказок и сентиментальных и юношеских романов производят общие ожидания. Более зрелые пьесы, романы и многие мифы могут рассказать другую историю, однако, как делают развод в суде. Ибо если двое живут и умираю под заклятием, оставаясь бессознательными относительно природы своей иллюзии прямо до смерти, или должно происходить постепенное озарение. С этой точки зрения настоящая жизнь должна постепенно вторгаться в сказку. Реальность сталкивается с парой и производит один из двух эффектов. Если безрассудная страсть имеет достаточную примесь настоящей любви объекта в себе, двое способны выдержать «невзгоды», когда их расхождения с идеальным отблесками на них, затем дружба, будут созданы настоящие психологические отношения великой ценности. Отношения будут иметь настоящую любовь в основании с нежностью и пониманием человеческой слабости партнера и признание ее и его ценности даже если это не совпадает с образом анимы или анимуса. В этом случае пара доживет до старости как идеальные Дерби и Джоан. Однако если двое не способны расти и взрослеть через их взаимоотношения, без разницы, какая причина, каждый может ожидать от партнера выполнения роли, бессознательно положено на него. Затем спроецированный образ анимы или анимуса наложит на любимого тиранические требования. В этом случае самым горькое и обидное будет обязательно появляться между двумя, так как партнер все больше и больше ему или ей пример всего, кроме совершенства, которое ожидает любовник, будучи на самом деле чем-то совершенно другим, живым человеком со слабостями и сильными сторонами, не узнанными в течение влюбленности и не оцененными в браке.

В первом случае каждый будет расти через усвоение спроецированных факторов, которые постепенно снимаются с плеч другого, процесс, который освобождает другого от значительного бремени. Говоря психологическим языком, анима и анимус постепенно реализуются как существенная часть личной психэ, которая вследствие этого обогащается ценностями, раньше чувствуемыми только в проекции. Эти качества теперь ищутся человеком и на самом деле могут быть найдены внутри него самого, не в сознательном эго, но приходящие из «НЕ-Я» бессознательной области. Мужчина становится посвященным в то, какие есть на самом деле женщины, и она тоже начинает развиваться. Скрытые в ней качества, служащие для поимки проекции анимы в конце концов начинают расти, пока однажды она не станет похожей на настоящую совершенную женщину, в которую он влюбился много лет назад. Колесо делает полный оборот. Подобное развитие, конечно, может быть инициировано и в мужчине, как результат развития осознанности его жены. Я сказала «может быть инициировано» специально, ибо психологическое развитие может возникнуть только как результат роста, а это требует усилий, моральных усилий, на собственной части личности.

Во втором случае, где усвоение анимы или анимуса не имеет места, раздражение друг другом, пререкания и ссоры появляются с растущей частотой. Они могут мериться после ссоры, но никогда не придут к настоящему пониманию друг друга. Это кажется как если бы что-то неподконтрольное им пытается произвести сепарацию. В прискорбном количестве случаев связь рушится разводом, и двое, которые думаю что в конце концов они вольны начать жизнь сначала, только стоит начать вторые отношения, которые обязательно приведут к подобной развязке, если им стоит тем временем узнать о факте функционирования анимы и анимуса, но это случается не часто.

Например, я вспомнила о женщине, которая пришла ко мне из-за своего мужа, который стал алкоголиком и его состояние быстро ухудшалось. Ее история повествовала о том, что несколько лет назад она вышла замуж за другого человека, трезвого и трудолюбивого хотя и со слабой индивидуальностью, не потому, что она была влюблена в него, а потому что он был доступен. Она приняла решение покинуть дом любой ценой так как ее отец постоянно пил, бил ее мать, и заставил семью жить в нищете. Не успела она выйти замуж за трезвого молодого человека, как тот начал пить! Она развелась и вскоре снова вышла замуж, выбрав на этот раз главу местного союза трезвости. Но, достаточно странно, ее второй муж оставил принадлежности к трезвости и взял бутылку.

Была ли это шутка судьбы, или элементы характера женщины приводили ее к выбору мужчин с этой конкретной слабостью, дремлющей в бессознательном, и было ли в ней что-то, что вызывало у мужчин личные трудности. Образ анимуса этой женщины, как у любой дочери, имел влияние личности отца. Сознательно она ненавидела эту слабость, но бессознательно она была связана с такими мужчинами. Это был одни фактор, но в работе был и другой. Феминная часть души женщины имела такое же влияние матери, как отец на анимуса. Опыт женщины жизни дома был основан только на материнских реакциях на пьяного мужа, явно не было любви в паре. Безопасно предполагать, что женщина реагировала на своего мужа так же, как мать реагировала на отца, так что она не может быть полностью освобождена от ответственности доли вины в ситуации.

Все еще другие элементы попадают в кадр. Когда женщина выходит замуж, как и девушка, по другой причине, чем любовь, она не сможет достичь удовлетворяющих отношений к ее мужу, основанных на глубоких и взаимных связях. Она наврятли сможет удовлетворить его сексуально, и если ее холодность не сделает его импотентом, его сексуальность станет более примитивной и наcтойчивой. ツ том или ином случае оба остаются совершенно неудовлетворенными как сексуально, так и с любовной стороны брака. С того момента, как позитивная сторона анимы и анимуса таким образом нарушена, негативная сторона будет пробуждена и спроецирована на партнера, который будет под бессознательным влиянием этой силы, которая узурпирует место инстинктивной любви. Женщина, получатель негативной анимы мужчины, станет капризной и придирчивой, или требовательной и доминирующей; мужчина, расстроенный на интуитивном уровне, так же вероятно станет жестоким и попытается получить то, что хочет силой. Или он может обратиться к алкоголю чтобы забыть трудности. Это случилось не однажды, но дважды с этой пациенткой. Не смотря на то, что она хотела быть замужней, что-то в ней заставляло ее жить одной, возможно так она могла открыть свою собственную сторону проблемы и вступить в борьбу со своим анимусом.

В этом случае не было настоящей заинтересованности на первом месте. Оба брака были довольно холодными, в конце концов со стороны женщины. Но даже когда глубина всколыхнулась от сильной проекции фигуры души, и мужчина и женщина действительно влюблены, та самая близость, которую включает проекция, может быть причиной сепарации. Их союз, однако, будет основан на бессознательной проекции и ненастоящаяя любовь каждого, какие они есть на самом деле, в итоге они начнут чувствовать себя раздавленными, задушенными настойчивыми требованиями проекции, которой каждый обременил друг друга. В этом случае бессознательное само по себе начинает вводить элементы в ситуацию, которая их отталкивает, и они становятся отчужденными.

Отчуждение может происходить по-разному, но всегда это кажется работой анимы или анимуса. Например, когда первый прилив «влюбленности» пройден и пара скорее всего обосновывает проблему построения по-настоящему осознанных отношений, один или оба не способны справиться с требованием жизненной ситуации, может быть привлечен кем-то другим через свежую проекцию анимы или анимуса, не похожей на первый опыт с партнером. Они наивно ожидают, что в этот раз все эмоциональные трудности будут преодолены. Но важно осознавать, что с психологической точки зрения ничто не изменится с изменением партнера. Если индивид не станет более осознанным относительно того, что происходит и не столкнется со своими собственными душевными фигурами внутри себя, ценности анимы и анимуса будут продолжать проецироваться. Конечно, имеет место настоящее различие характеров между тем, где первая пара ошиблась из-за влюбленность, и только позже стало очевидно, что они слишком различны везде для того, чтобы настоящий брак был возможен между ними. Затем кто-то спросит: «зачем они были заколдованы? Зачем эти конкретные люди влюбились, если анима и анимус были не затронуты?» но иногда, если брак был организован не на основе любви, но на некотором условии, или других внешних причинах, возможно со скрытым мотивом (как имеет место, или принято в Европе, когда достаточно юные люди вступаю в брак по договоренности родителей), и когда несоответсвие в характере и прогноз были ошибочными или сознательно игнорированными, так что это становится ясно только после женитьбы, возможно что притяжение другого человека, не партнера по браку, может быть первой констелляцией любой глубины анимы или анимуса. Затем это будет первым столкновением с этими фигурами души. В таком случае брак не рассматривается, хотя действительно анима и анимус были вовлечены, затронутый аспект был эгоистичным, бытовой и поверхностный, соответственно поверхности в личном отношении человека к себе. Мужчина может остаться невнимательным к этим глубоким ценностям, принесенных в пердел досягаемости фигурами души. Затем, когда он просыпается, он может увлечься кем-то кроме жены, более подходящим психологически способом, более часто найденном в браке, и здесь тоже вероятно тогда «ссоры влюбленных» станут появляться чаще и чаще, и станет очевидно, что автономные факторы в душе одного или обоих партнеров их разделяют.

В его дискуссии о влиянии проекции анимы или анимуса в «Двух Эссе», Юнг говорит о тенденции к сепарации. Он описывает очень частую ситуацию в браке: «анима в форме материнского образа передана жене, как только мужчина женится, то становится инфантильным, сентиментальным, зависимым и подчиненным, или еще свирепым, тираничным, гиперчувствительным, постоянно думающим о престиже его превосходящей маскулинности. Последнее, конечно, обратно первому... Он боится темной, неисчислимой силы бессознательного (затронутого как материнским образом, так и образом анимы как возлюбленной), дающего его жене незаконную власть над ним, и изобретает такой опасно близкий союз, который помещает брак на край взрыва от внутреннего напряжения, или даже, из протеста, он летит к другой крайности, с тем же результатом.»

Юнг расширяет эту тему в свое эссе «Брак как Психологические отношения». Это самое ценное исследование. Здесь Юнг объясняет, как в большинстве браков один партнер становится взрослее, чем другой, действуя, так сказать, как психологический контейнер для супруга. Иногда это женщина, играющая роль матери, содержащей и лелеющей ее сына-мужа; иногда роли меняются с точностью до наоборот, тогда знающий и хорошо приспособленный мужчина защищает, укрывает и ведет инфантильную жену. В другом случае человек содержит, защищает и греет всех вокруг, когда другой тепл изнутри, но нагрет на поверхности, так сказать. Тот другой внутри остается в комфорте пока не начнет расти, и уютное гнездо становится слишком малым. Он начинает задыхаться и начинает сражаться за большую свободу. Тот, кто содержит естественно противостоит этому действию, и двое вступают в длительную борьбу. Но если неудовлетворенность браком начинается с другого партнера, контейнер, так как он чувствует холод и разрыв на своей сильной стороне, и начинает искать тепло, понимание и комфорт у кого-то вне брака. Или, возможно брак становится черствым и скучным, как результат чрезмерного домашнего комфорта, и кто-то свежий, не обремененный детскими и домашними тревогами, может показаться чрезвычайно притягательным. Страстный и опасный аспект фигур души становится бесконечно желанным, и заклятие анимы или анимуса ложится на мужчину или женщину которые, в то время, которые довольствуются частью степенного мужа или жены из условно счастливого брака. Он или она влюбляются и становятся жертвами бури эмоций, всегда связанных с проекцией фигуры души.

Естественно, такое развитие, «знают» об этом, или нет, создает ситуацию большей тревоги для того, кто хочет только оставаться уютно внутри. Ибо это значит что большинство внимания, которое раньше осыпалось на него, теперь отвлекается на кого-то еще. Итак, в таком случае начинаются конфликты и упреки. Возможно, ситуация, где бунтует «содержатель» более деструктивная, чем та, где «содержимый» начинает бунтовать против ограничений этого удобного гнезда, ибо тот, кто ушел в поисках комфорта, чувствует вину, пока тот, кто содержится поддерживается огромным чувством добродетели от поддержания священности брака, не смотря на дискомфорт и даже бедствие партнера.

Это одна из причин тенденции близких отношений к расставанию. Есть другие, несмотря на то, что кажется что нет причины для неудовлетворения, конфликт очень серьезной природы может возникнуть между партнерами. Что –то автономное внутри них приводит к дисгармонии, когда сознательно они хотят мира. Почему этот автономный фактор так настойчиво ведет к сепарации? И что это, что действует так деструктивно? Это - другой аспект анимы и анимуса. Юнг указывает, что не эффективно улаживать каждую ситуацию извинениями, решать больше не срываться, и так далее. Хорошее решение в этом случае- разделить судьбу большинства в своем роде. Проблема не может быть решена подавлением и сознательным стремлением быть хорошим. Юнг пишет:

«нам рекомендуется расследовать, что находится за стремлением анимы [создавать неприятности]. Первый шаг я называю объективацией анимы [или, в случае с женщиной, анимуса], или, строгий отказ в отношении сепарации, как собственной слабости. Только после того, как это было сделано, можно обличить аниму вопросом: «Почему ты хочешь этой сепарации?»

Вопрос, поставленный лично, имеет огромное преимущество принятия личности анимы и делает отношения [с ней] возможными. Чем больше личности принимается, тем лучше.

Как я уже указывала, подобное верно и для анимуса. Он тоже должен быть принят лично, или в противном случае он растворится в миазме многословных обобщений, которые только запутают. Вот что пишет Юнг: «как анима производит настроения, анимус производит мнения; и как настроения мужчины происходят из теневого фона, так и мнения женщины покоятся на подобных предыдущий предложениях. Мнения анимуса очень часто имеют характер твердых убеждений, которые не легко поколебать, или принципы, чья действительность кажется непреступной.

Урок, который нам следует усвоить из этого заключается в том, что все, что трогает нас глубоко, как в позитивном, так и в негативном, стоит воспринимать серьезно, не приуменьшено, оттеснено, или иметь дело с как подавлением или заменой. Если такая вещь кажется тривиальной, то настоящий смысл этой частички жизни не был найден. Это особенно верно когда вовлечены инстинктивные реакции: гнев, любого рода жадность, к еде, табаку, деньгам или престижу, жажда знаний; и, возможно, особенно в наши дни, сексуальности и любви.

Это применимо не только к гетеросексуальному влечению и страсти, но и к гомосексуальному, как и к аутоэротичным проявлениям, как мастурбация, фантазированию, на самом деле, что бы то ни влияло на навязчивое увлечение, или насильственно держало человека. Однако, если настоящие и длительные усилия не открыли подтекст, естественно, эти инстинктивные импульсы не будут иметь психологического значения вне момента удовольствия. Ибо проживания значимости принадлежит только тому, кто достиг измерения само-сознания.

____
  • Эстер Хардинг, "Я и не я". Глава 5: "Проекции на людей противоположного пола: анима и анимус"
  • Перевод «Касталия» – просветительский клуб и магазин книг.