Все статьи

Некоторые психологические акцентуации характера в старости и популярные сценарии

06 июл. 2018
1959
Метод описания стилей поведения как сценариев, обозначаемых сказочными, мифологическими или яркими литературными персонажами весьма популярен и нагляден. Дело в том, что как авторитетно показали такие умные люди как К. Г. Юнг или Э. Бёрн популярные образы имеют собственную энергетику, и люди, принявшие на себя бессознательно часть роли, разыгрывают её полостью и вовлекают в свою сказку окружение. Сами же сценарии-образы живут в коллективном сознании и бессознании, подпитываясь своими «потребителями». В таком случае они уже близки к понятию коллективных комплексов, эдаких архетипов низшего порядка.

Здесь речь о некоторых вариантах сценариев сопротивления и избегания возрастных задач и общих акцентуациях характеров в поздних возрастах.
Акцентуации – от «акцент». В природе, в том числе человеческой, не существует нормы, как абсолютно-среднего или идеального. Норма, здоровье – условные величины. Сильное отклонение от них мы называем патологией, а небольшое – особенностями развития, акцентуациями характера, комплексами (в зависимости от форм проявления).

Прошу иметь ввиду, то, что я считаю патологией, обществом и многими психологами рассматривается как совершенная норма, здоровье даже. Тут вспоминается чудесное указание Г. С. Шаталовой: не забывать, что нормой в нашей медицине называется «практическое здоровье» (не фактическое!), то есть полезное для использования... Аналогично, задолго до перемещения пенсионной планки в обществе были подготовлены предпосылки нездорового, но нормального отказа от своевременного старения. Нестареющие люди практически важны для экономики, особенно своей потребительской функцией...

Нарциссизм
Патология любви.
В 2010 я делала доклад «Нарциссизм старости» (не особо популярный) на конференции РПО. Я могла бы назвать его как-нибудь вроде «нарциссизм второй половины жизни» или «третьей трети» или «10-й десятины»... Но дело в том, что это и есть основное, повсеместное проявление того комплекса, который я бы отнесла уже к пограничным, если не хуже. Комплекса «старого нарцисса».

Уже признано, что современное цивилизованное общество - нарциссическое общество. Влияние его на личные истории огромно. Патология этого хорошо видна именно на территории старости. Ведь старость – это возраст, где нарциссизму по-хорошему делать нечего. Однако, отношение социума к старости будь то отрицание её или признание и включение в потребительскую систему это почти всегда развитие нарциссического комплекса.
Сейчас нам постоянно предлагают любоваться старушками-молодушками блогершами, супермоделями, парнями-старичками танцующими и соревнующимися. Это разжигает нарциссический комплекс неполноценности и повышает продажи всего от лекарств до тренингов. Поверьте, я вовсе не против активной старости, если это старость мудрая. Вот Владимир Яковлев, борясь с собственным страхом старения, сделал масштабный проект утонченного нарциссического «возраста счастья». Мне регулярно присылают ссылки на истории оттуда. По любой из них Вы можете остледить... Вот человек (например, бабушка Мозес), который жил своей обычной человеческой жизнью, вёл дела, растил детей, потом состарился. Но не потерял привычки трудиться. Бабушка Мозес, например, вязала, сделанное дарила внукам и соседям. А когда глаза и руки перестали годится для этого, стала рисовать. Вот здесь хороша точка. Но нарциссическое общество с этим не может согласиться. Чтобы историю можно было продавать, она заканчивается так: «Стала известной всей Америке и миру, картины висят в музеях и в Белом Доме».

Нарциссизм может быть безобидным (ну или почти), когда 50+ лезут в телевизор с вредными советами. Люблю очень Старуху Шапокляк за откровенное имя и чётко обозначенное: «Ну, разве это много? Хочу, чтоб мой портрет...». Современные СМИ с обилием токшоу, прямых звонков и т. п. активно подогревают комплекс Старухи Шапокляк. Тут важно не заиграться, отследить.

Расскажу и о других образах стариковских комплексов.

Дон Кихот
Ему трудно скрывать свой возраст. Он и не пытается. Скорее он гордится своей солидностью и опытностью, готов спокойно принять своё отражение в зеркале, при этом он неизменно уверен, что «в душе ему 17-25».

Он не прожил свой героический сценарий и повторяет его снова и снова. У него очень своеобразная (своими образами наполненная) картина мира. Он уверен, что мир нуждается в нём, его активности, подвигах. Часто присутствует романтическая влюбленность. Он убеждён, что «современная молодёжь не умеет любить», ухаживать за женщиной и ценить её. ДК экстравагантно одевается и пытается блистать манерами, даже если живёт в деревне или играет в домино во дворе пятиэтажек. У ДК обычно есть друзья-неудачники, посмеивающиеся над ним, но ценящие за воображение и яркость, которую он привносит в жизнь.
Его радостно принимают в любой компании, как шута, но в небольших количествах. ДК одинок в семье, его не понимают, дети обычно стыдятся его, считая сумасшедшим, а он с презрением и непониманием относится к их «реальной» жизни. Часто нелеп.
Дон Кихот имеет одно очевидно приятное и завидное качество - он Добр и Откровенен. Но это тоже часто делает его изгоем. К нему безусловно подходит слово – Чудак. Он любит Человечество (свою фантазию о нём) и пытается любить людей, которые его для него олицетворяют. Однако, для подвигов ему нужны как защищаемые, так и враги. Чудаки Дон Кихоты поэтому активно потребляют и распространяют сказки СМИ «о врагах олигархах или масонах» и «несчастных и угнетаемых».
Не следует считать, что ДК это некий деревенский сумасшедший. ДК встречаются на научных кафедрах и в офисах компаний...
Донкихотство обычно провоцируется/активизируется страхом одиночества, ответственности за свой дом и семью, страхом непонимания и зависимости...

Дон Кихот не так безобиден, как кажется. Он приносит много проблем в жизнь своей семьи и часто несчастен сам (когда допускает для себя увидеть другую невымышленную реальность). Отказываясь от своей жизни, от роли старика, он пытается реализовать то, что должен был сделать молодым, безнадёжно отстав во времени и пространстве. Несмотря на то, что ДК исполнен фантазий о помощи миру и попыток этого, он чаще вредит и особенно тем, что выставляет старость на посмешище и жалость. Старикам, спасающим униженных и оскорблённых, страну или планету, полезно было бы перечитывать Сервантеса.

Фауст
В некотором смысле – противоположный ДК полюс.
Фауст откровенно одинок и не любит людей, отказывается даже о фантазиях помощи им. Это старый мизантроп. Фауст абсолютно уверен, по крайней мере, готов доказывать до хрипоты, что мир вокруг отвратителен, всё плохо и будет только хуже. При этом он ищет удовольствий и развлечений. Как будто жизнь обманула его и задолжала что-то.
У Фауста сильная потребность в раздувании собственного величия, и всё своё окружение он пытается (часто тщетно) подчинить этой идее. Поэтому он обычно окружён людьми эмоционально истязаемыми или убитыми.
Фауст умён, зачастую профессионал. Таковых немало среди успешных людей – бизнесменов, руководителей/диктаторов, учёных-неудачников. Не умея переживать своё одиночество и согласиться с неминуемым устареванием навыков, Фаусты не могут без презираемого ими социума. Они критикуют всё и вся, перебирая развлечения. Они меняют жизнь, русла рек и т. п., но мучаются скукой и слепнут.

Дориан Грей
Принцип жизни - гедонизм, погоня за удовольствиями, категорический отказ стареть. Старость, мысли о ней, всё с ней связанное вызывает панику и отторжение.
ДГ – это не те, которым «бес в ребро». Это «вечно молодые», регулярно меняющие партнёрш, пользующиеся всеми возможными косметическими средствами, включая операционные. Поскольку это один из самых ярко-выраженных нарциссических комплексов им часто заряжены люди искусства, политики. Но часто комплекс ДГ проявляется у «самых обычных» мужчин и женщин. У ДГ часты ночные кошмары и проявления паранойи. Неприятие себя и жестокость они переносят на окружающих, поэтому часто заставляют близких страдать. Это уже про шизоидность (см. ниже).
Другой полюс комплекса ДГ– тихие, но фантазирующие и страдающие. Зачастую это благообразные семейные старички, мечтающие, однако, о вечной молодости и приключениях и норовящие подглядеть, потрогать, а то и хуже. Они формально принимают возрастные ограничения, но в фантазиях они ДГ, запирающие своё реальное лицо в дальней комнате.
Здесь вопрос об уровне сознания и контроля.

Иокаста, Клитемнестра
Лишь бы за кого замуж. Иокаста, жена Лая и мать Эдипа, остается вдовой. Но когда появляется в Фивах молодой герой, справившийся со сфинксом, она становится его женой.
Ситуация весьма распространенная. Часто мы видим женщин с мужчинами, которые годятся им в сыновья. Это устойчивый фразеологизм, произносимый с гордостью, удивлением, страхом - «как подумаю: он мне в сыновья годится...». В этом много пугающего и возбуждающего. Об этом еще допускается говорить. Иногда в литературе про мачех и пасынков... Для матери с сыном – величайшее из табу. И хорошо. Потому Иокаста должна умереть и умирает, как только узнает, с кем зачинает детей. Эта ситуация когнитивно непереносима. Должна умереть и Мачеха изгоняющая Белоснежку, Золушку и других подросших принцесс.
Мать, заигрывающая с друзьями дочери или сына, учительница, соблазняющая учеников и студентов – табуированные сюжеты, но разыгрываются они невероятным количеством женщин. Вопрос о том насколько Человек в состоянии осознать и выйти из него, поиграв.
Отвратительность и смехотворность тёщи часто обусловлена именно её соблазняюще-властным поведением, попыткой вытеснить дочь и конкурировать за зятя и его сына.

Следует признать, что всякая «нормальная» стареющая женщина испытывает нежность к взрослому сыну, внимание к зятю и некие материнские, собственнические чувства к внуку. Требуется воля, чтобы пройти через это и найти другие роли.
Но то, что запрещено со своими детьми, уже вполне разрешено вне семьи. «Мамочки», тщательно стерев все видимые следы возраста, снова готовы под венец или хотя бы на дискотеку и в постель, это их верный способ «чувствовать себя королевой».

Клитемнестра - мать Электры и Ореста, убитая своими детьми. (Миф, трагедия Еврипида).
Клитемнестра похоронила убитого мужа и выходит замуж за предполагаемого убийцу (перекликается с Гертрудой, мамой Гамлета, правда?). Она изгоняет осуждающую её дочь и не хочет признавать в ней принцессу, не хочет быть бабушкой. Не похоже, что Электра претендует на одного из мужей матери, её беспокоит свой собственный статус. Клитемнестра – воплощение сценария, в котором женщина с одной стороны всеми средствами удерживает царственность – сексуальность, главенство в семье, просто привычный уклад жизни, с другой – паранойя по отношению к детям и внукам, которые видятся главной угрозой, напоминанием о возрасте.

Эти сценарии к сожалению весьма поддерживаются социумом, как экономически выгодные системе. Поэтому распознавать и преодолевать их трудно.

Снежная королева
Она прекрасна. Одинока. Загадочна. Часто кажется не очень живой. Несчастна, хотя до этого трудно докопаться сквозь толщу льда. Да она и сама не допускает в сознание таковую вероятность.
Она живёт обособлено, не приемлет вмешательства в своё пространство, быт. На людях она всегда безупречно выглядит. Неряшливость или мягкая помятость в одежде для неё плохо допустима, как и проявление искренних эмоций. Однако, она любит выглядеть ярко и эффектно согласно только своим представлениям об этом.
Её страсть – совершенство, чистота. Поскольку все живое так или иначе связано с грязью, оно ей неприятно. Если она и заведет домашнее животное – то гладкошерстную кошку, которую кастрирует.
Конечно, она не лишена эмоциональности, жаждет общения, но не может подогнать его под свои стандарты. Она очень страшится старости, потому пользуется всеми современными способами косметической заморозки внешности, и в общении ищет избранных, предпочитая болезненных юношей-подростков всех возрастов, ищущих предлагаемой ею неестественности. Остальным позволяется только восхищаться её «совершенством». Она предпочитает дистанцию. Часто её узкий круг общения – один любовник, студенты, подчинённые, дети и внуки...

Бывает, что игра не является структурой личности и женщина может «отогреться».
В сказке Андерсена Снежной Королеве противостоят Ласковая Бабушка и Любящая Девочка. Именно эти роли обычно подавляются игрой в Снежную Королеву.

Король Лир
Принятие старости как факта, но не как роли. Требование внимания, уважения, неумение слушать и слышать, молчать и быть в одиночестве-единстве. Это «Пожилые родители» требующие уважения. В кабинете чаще приходится встречаться с их детьми, обозлёнными как Гонерилья с Реганой или измученными как Корделия, или чередующими эти роли. Требование уважения часто распространяется не только на детей, но и на другое окружение (ученики, подчиненные, соседи, случайные встречные).
Люди, привыкшие властвовать и контролировать в социуме или в семье, часто номинально снимают венец, но извилина от него остаётся.
Нормой в нашем обществе всегда была смерть на троне, кресле генсека или директора, профессорской кафедре. В семье тоже властвовали старики, стараясь удержать в своих руках контроль за ресурсами. До появления идеи дауншифтинга понижение социального статуса считалось всегда чем-то постыдным и потому требовало мужества и терпения.

Встречаются и властные дамы, обеспечивающие себе к 50-ти статус и роль в семье, ставящую окружающих в зависимое положение и заставляющие себя уважать отнюдь не в пушкинском варианте.
Чаще конечно, трагедию Лира переживают отцы, привыкшие к идее ответственности и контроля. Собственно говоря – контроль – это патология ответственности (а ответственность - патология воли). Со временем ресурсы обесцениваются, дети начинают зарабатывать сами, дочери уходят в подчинение к мужьям..., единственной монетой, годной для приобретения контроля, становится требование уважения.
Тут надо заметить – требование уважения вовсе не говорит об его отсутствии. Лира уважают дочери и зятья, однако он ведёт себя подобно 3-5летнему или усыновленному ребёнку, постоянно проверяющему степень любви родителей, или подростку старающемуся доказать, что его никто не понимает. Жалобы на неуважение и непослушание обычно столь нелогичны и абсурдны, сколь и яростны. То есть дети, здоровые взрослые дети, конечно неблагодарные сволочи, просто потому, что им не до нас, мы – очень малая часть их жизни теперь и попытки отхватить побольше внимания получают отпор.
Король Лир – очень частый сценарий, мучительно долго проживаемый. Это некое застревание посередине между осознанием взросления детей, своего старения и неготовностью меняться, понимать, вести себя по-новому. Как всякое застревание, оно мучительно для психики, ведёт к конфликтам с детьми и собой.

Замечу уж сразу, раз так расписалась. Цитируемые произведения потому и классика, что образы эти архетипические. Большинство из нас 50+ продолжает наполнять их энергией и содержанием. Потому нужна практика внимательности. Помогает юмор, лучше внутренний. Ну и обращение к первоисточникам. Я так прям порой встаю в позу, представляю снятую и отданную корону и, вскинувшись, вопию: «Больней, чем быть укушенным змеёй, иметь неблагодарного ребёнка!». Мне помогает.
Или из Еврипида: "Она в руках детей! Вот тяжкий жребий!"

Крайняя (ближняя к патологии) степень нарциссизма – истерия. Это тема для отдельного разговора. Истерики – великие актёры и актрисы, слившиеся с ролями, одновременно мучительно ищущие понимания и категорически отвергающие его.

О болезненном нарциссизме можно писать бесконечно. Давайте другие акцентуации посмотрим.

Шизоидность
Это про Возрастной Разрыв. Душа - на 25, тело на 50, паспорт на 70. Это считается нормой и целью. В любом другом возрасте такой раскол, задержка, регресс развития считаются нездоровьем, требующим коррекции, и вдруг...
Молодость приравнивается к чему-то безусловно хорошему и приятному. И если 10тилетнему ребенку нельзя сосать палец, писать в штаны и отказываться учить уроки, то 60тилетнему прям-таки предписывается регресс. Горячий камень М. Горького давно распилен в порошок и подмешан во всё продаваемое.

Комплекс Дориана Грея
Оскар Уайльд гениально описал то, что сейчас чуть ли не образец для подражания. Зловещий портрет, стареющий вместо человека и потому значительно более живой, спрятан в кладовые личного сознания, есть он и у коллективной психики. Конечно, Дориан – нарцисс, без этой составляющей мало кто обходится. Без нарциссизма шизоидное расщепление более тоскливо, заморочено и страшно.

Эпилептоидность
Рассказ Бредбери «Туда и обратно» - о здоровом варианте. Рекомендую глянуть. Чаще хуже. Поскольку норма – быть маниакальным, быть молодым, но средств у организма для этого нет... Скачки настроения и тонуса начинающиеся во время климакса, потом становятся привычными. Многие их даже планировать умудряются...
Климакс перестал рассматриваться как важный кризисно-переходный период перестройки организма и психики. Подобно менструациям, это теперь лишь небольшая досадная проблемка, устраняемая медикаментозно.
Встряхнуться – в санаторий. Потом Дон Кихот, Снежная Королева, сняв узкие ботинки, туфли на шпильках и корсет, смыв косметику, чувствуют себя разбитыми. Но если болезнь или обстоятельства выбивают их из ритуалов облачения, они могут впасть в депрессию.
Путешествия и горные лыжи, потом часто дают отдачу...

Эпилептоидный сценарий описан у Пушкина в «Сказке о Золотом Петушке».
Царь Дадон, устав от долгого напряжения войн и власти, можно сказать, впав в депрессию, обращается за советом к «мудрецу, звездочёту и скопцу» (это и есть рецепт!), получает петушка-дозорного. Эдакая аллегория неверной сублимации сексуальности в замороженную стариковскую власть. Эта власть отправляет сыновей на смерть (вместо того, чтобы уступить им трон). На следующей маниакальной фазе – инсульт.

Дон Кихот – тоже эпилептоидный сценарий. Подвиги во спасение... Обычно сменяются у него периодами глубокой тоски.

Этого по моим наблюдениям часто лишены старички в деревне. Большие нагрузки – 5-10км до магазина, дрова, огород, покос, скотина – вроде как и не нагрузки при тихом неманиакальном умелом подходе. Депрессивные же состояния, скорее просто грусть и слабость, переживаемые на лавочке или у окна.

Ну и конечно, это про Бабу Ягу. У неё много разных ипостасей и периодов. Но в первую очередь это роль, которая в климакс – самое то.
Избушку к людям задом. Раздражительность и мрачность, с лежанием на печи носом к стенке или в потолок, периодически сменяются полётами в ступе и устраиванием бурь.

Я сама эпилептоид (конечно, не без нарциссизма), и потому считаю их самыми здоровыми. А в 50+ уже вполне можно обустроиться и в душе и в пространстве, чтобы продуктивно проживать обе фазы.

Ипохондрия
Опять-таки, если в других возрастах ипохондрия может быть личной проблемой, то у стариков она кроме того мощно поддерживаема обществом.

Умирать нельзя болеть. Скажите, для Вас однозначно, где должна быть запятая? Другой вариант вызывает негодование? Уверены, что правы? Тогда пропустите эту часть...
Или вот попробуем ещё? Болеть нельзя лечиться. А тут как?
Старики в общепринятой норме должны болеть и должны лечиться, проверяться. Прекрасным примером заботы о престарелых родителях является покупка им дорогой медстраховки.
Как одно из ярких проявлений социального медицинского феномена начала 21века хочу отметить сериалы про медиков и больницы. Самый яркий безусловно «Доктор Хаус» – символ, апофеоз страсти к диагнозам.
Одна из основных игр современной цивилизации - игра в больных, родственников больных и врачей. Игра, в которой выздоровление – лишь побочный эффект диагностики. Это стало нормой настолько, что уже плохо поддаётся пониманию, а как же иначе?
Медицина лишь недавно обрела имидж безопасной. До этого люди понимали, что обращаться к врачам и лекарствам также риск. Пожалуй, лет сто назад мало кому в голову бы пришло обращаться к врачам по пустякам и вымышленным поводам. Скорее когда это уже единственный, пусть и рисковый выбор. Да и не было их так много: врачей, лекарств. И врачи давали клятву о том что стараются не навредить, и не расскажут никому кроме своих об экспериментах.

Монолог весёлой пенсионерки в сельском автобусе:
- Вот! Накупила лекарств на полпенсии. Мне дочь говорит: «ты их дели на три части, каждую таблетку, будет эффект тот же, а экономия». А я ей: «так кто же будет их содержать тогда эти аптеки (их вон теперь три на каждой улице!), если не мы – пенсионеры!?»

Может быть, поэтому я не вспомнила сказочного образа на эту модель. Ослик Иа-Иа? Ну, да... Конечно, есть в нём ипохондрия, но скорее он всё же махровый пессимист. А вот современный образ есть и пречудесный -
Жираф Мелман в мультфильме «Мадагаскар». «Мой первый ректальный термометр...» (мечтательно). В общем, если Вы смотрели – уже киваете, а если нет – идите и смотрите. Мелман довольно молод и это сглаживает, смешно по крайней мере. Над жалобами стариков (которые при этом ещё и «не старики вовсе») смеяться – ни-ни, даже улыбнуться – преступление. Врач, сообщивший, что боли и недомогания связаны с возрастом тут же придаётся анафеме. «А кому умирать молодым» (В. Цой) – теперь всем. Нынешняя норма – умереть в 90-100 и непременно молодым. Смерть от старости – признана анахронизмом. Правильный диагноз – врачи не справились с лечением очередной болячки. Диагностика и лечение теперь неотъемлемые части повседневной жизни.

Врачи передают друг другу. Если к тебе пришёл пациент со словами: «доктор! Я обошёл два десятка врачей, лежал в больницах, съездил на воды... Мне никто не смог помочь. Только на вас надежда, только вы!...», ты чувствуешь неприятный холодок по спине?.. Будь уверен, через месяц-другой он приплюсует и твой скальп к своим трофеям и с теми же словами пойдёт к следующему. А ты будешь без скальпа и, может быть, без части мозга тоже. Кстати, у психологов похоже.

Ипохондрику не нужно выздоравливать, болезни – его жизнь, лечение – наполнение.

Паранойя
Как и ипохондрия – это весьма подогреваемый российскими СМИ сценарий.
И знаете, чего больше всего боятся очень многие российские старики? – детей (причём особенно своих детей), внуков, племянников, правнуков.

Кощей Бессмертный – вот образ стариковской паранойи (для обоих полов). Чахнуть над златом, окружив себя высокой стеной. Его смерть спрятана в странный тайник, это отнюдь не портрет Дориана, с которым хоть иногда встречаются.
«Все ждут моей смерти!». Ну да. Хотя не больше, чем ждут очередного лета или нового года. Все ждут, а вот он – отказывается.
Противостоять коллективной паранойе – одна из важнейших задач мудрых, много повидавших стариков. Мудрость – в первую очередь грамотное отношение со страхами и тревогами. Но для этого нужно принятие самой старости. Страх старения и смерти, с которым не хотят встречаться, разрастается и требует для смещения всё больше и больше объектов. Если фантазия иссякает, можно послушать в транспорте или включить телевизор. И вот уже утка с зайцем нервно курят в сторонке: Антанта и заражённые клещи, ядовитые продукты и врачи вредители, интернет и инородцы, да и свои...

Конечно, страшно. Как писал Иосиф Бродский: «Боязно! То-то и есть, что боязно». Встреча со старением – встреча со страхами. Но ведь у нас есть жизненный опыт, поддержка близких, дела и задачи в конце-концов... Экологичная работа со страхами, проживание сценариев с юмором – тоже они.

А Вы, которых ожидает, не торопитесь рьяно судить, сами ещё попробуете...

Поскольку абсолютное большинство сейчас не принимает старость, описать все варианты невозможно. Часто это неприятие распространяется только на само название, слово. Мужчины и женщины отказываются называться стариками, но при этом старательно исполняют возрастные задачи (занимаются землёй, внуками, переживают одиночество, являются мудрыми и милосердными...).

Здоровые роли 50+ - бабушка и дедушка, почтенный муж, стареющая матрона, мудрый старец и милосердная старушка... Они – идеал, путь к которому не легок. И на пути этом множество ловушек и соблазнов, подобно пути Одиссея домой.

О внимательном старении моя книга - "Старание к старению"

Буду благодарна за отклики и истории.
Успехов Вам.
Ю Же.