Все статьи

Эффективность моделирования (по Бронфенбреннеру), или как сделать удобного человека

05 мая 2016
1137
Моделирование - это процесс построения психологических моделей психических явлений, изучение их функционирования и использование полученных результатов для прогнозирования и объяснения эмпирических фактов. Моделирование в психологии в данный момент развивается в двух направлениях: во-первых, это знаковая имитация механизмов, процессов и итогов психической деятельности (непосредственно моделирование психики), а во-вторых, это воссоздание того или иного вида деятельности человека способом искусственного конструирования среды этой деятельности (психологическое моделирование).

В своей книге «Два мира детства», основная тема которой – «забота» старшего поколения о младшем в двух крупнейших государствах (США и бывший СССР), Бронфенбреннер объясняет, почему мы говорим не о подражании, а именно о моделировании («моделирование выходит за рамки простой имитации, ибо предполагает восприятие таких типов поведения, которые являются символическими эквивалентами поведения, демонстрируемого моделью»), а также говорит о трех факторах, существенно влияющих на эффективность психологического моделирования.
  • Особенности конкретного испытуемого: действительно, ведь чем больше отличительных черт характера и темперамента, интересов и предпочтений данного испытуемого нам известно, тем более точной и прогнозируемой будет построенная нами модель.
  • Ключевые моменты воздействия: имея четкое представление о деталях и особенностях воздействия, мы можем сделать прогноз с наименьшей степенью погрешности.
  • Характерные особенности модели: каждый психолог, занимающийся психологическим моделированием, должен провести всестороннюю работу по изучению и наделению модели определенными характерными особенностями, потому как недостаточное внимание к какой-либо особенности модели может привести к неправильным выводам в результате эксперимента с моделированием.

По мнению Бронфенбреннера, главную роль в результативности психологического моделирования, которое может помочь в формировании нюансов поведения ребенка, играют непосредственные особенности выбранной модели. Рассмотрим каждую из этих особенностей и приведем примеры того, как они работают в реальной жизни.
  • Модель обладает высоким социальным статусом, весомой степенью компетентности, правом распоряжаться материальными благами. Рассмотрим ситуацию в семье, когда на глазах у сына-школьника его отец (директор компании) одним звонком увольняет подчиненного, утверждает на его место другого человека и приказывает выплатить ему крупный аванс. Естественно, что ребенок восхищается своим «всемогущим» отцом, умело управляющим судьбами других людей, а также еще раз убеждается в том, что отец является авторитетом, на которого нужно равняться. Причем даже если сразу после этого случая отец купит сыну дорогую игрушку или поведет его в «крутой» парк аттракционов, на мальчика это повлияет меньше, чем увиденная ранее модель обладающего серьезной властью отца. Если обратиться к школе, то здесь внушающей уважение моделью может служить директор, завуч или классный руководитель, на работе – глава компании или непосредственный начальник.
  • Степень действенности модели зависит от ее уровня владения такими качествами, как поощрение и научение. Если обратить внимание на школу, нетрудно будет заметить, что наиболее авторитетным среди учеников считается учитель, который обладает широким спектром интересных и полезных знаний, а также оценивает знания своих подопечных не в зависимости от своего настроения, а по реальным заслугам. То же самое касается и трудовой деятельности: уважение работники испытывают лишь к мудрому и справедливому руководителю, который старается быть объективным и постоянно делится своим многолетним опытом.
  • Если человек входит в «круг поддержки и контроля», он автоматически становится моделью, которой индивид старается подражать. И это естественно, ведь в данный круг входят все близкие ему люди. Самый яркий пример – это родители, наблюдая за поведением которых ребенок получает психологическую основу для дальнейшего общения со своим и противоположным полом. Аналогичный принцип действует в дворовых компаниях, где ребенок старается быть на виду у лидера и всячески походить на него (феномен подражания с целью самоутверждения). В трудовой деятельности данное утверждение выражается в стремлении работника подражать своему более опытному начальнику, копируя его поведение, скажем, на совещаниях или на переговорах с партнерами.
  • Чем полнее индивид отождествляет себя с моделью, тем большее воздействие от этой модели он получает. Примеры данного постулата знакомы каждому из нас: так, в детстве мальчик или девочка, копируя поведение отца или матери, неосознанно впитывают не только их взгляды на жизнь, но и их отношение к различным людям и вещам. Помню пример из собственного детства, когда пятилетний брат, боготворящий отца, на предложение бабушки в пятый раз за вечер попить чая постучал костяшками пальцев по столу и сказал: «Ну все, бабуля, дожили!», - точно так же, как делал отец. Можно привести в пример также подростковый возраст, когда ребята творят себе кумиров и идолов из поп-звезд и актеров, начиная копировать их манеру одеваться и доходя до заимствования «фирменных» жестов, словечек и «фишек».
  • При наличии нескольких моделей, которые демонстрируют одинаковое поведение, их влияние на индивида будет большим, чем влияние от одиночной модели. Например, человек с большей вероятностью будет курить, если в его семье курящими был не один родитель, а оба. В школе данный принцип действует таким образом, что ученик скорее поступит так же, как и весь класс (если класс, например, решил прогулять контрольную или объявил какому-то учащемуся бойкот), чем как ребята, которые остались в меньшинстве. А если на работе в ходе совещания подавляющее большинство сотрудников голосует «против» принятия проекта, то сомневающийся скорее согласится с этим, чем встанет на сторону меньшинства (известный феномен конформизма).
  • Воздействие модели на индивида возрастает, если демонстрируемое ею поведение является характерным для группы, в которой индивид либо уже состоит, либо стремится попасть туда. Как известно, истоки характера, равно как и психологические проблемы в будущем, зарождаются в семье. Итак, если с самого детства деспотичные родители унижали, наказывали и ругали ребенка, то он с большей вероятностью будет делать то же самое со своими детьми, чем ребенок, воспитанный в психологически комфортных условиях. Другой пример: в попытках самоутвердиться подросток стремится примкнуть к группе ребят, проповедующих эмо-культуру, изучая их философию, вкусы и интересы, одеваясь в черно-розовое и всем своим видом бросая вызов миру взрослых.
  • При виде поощрения за действия модели индивид с большей охотой будет подражать ее поведению. Например, когда мама просит маленькую дочку вымыть посуду, она награждает девочку лакомством, после чего дочка уже охотнее будет выполнять это задание, заранее зная о том, что ее наградят сладким. В школе этот принцип действует напрямую: зная о том, что правильно и аккуратно написанная работа будет оценена на «5», ученики стараются сделать ее лучше. На работе система поощрений, как правило, действует в виде бонусов, прибавок к заработной плате или дополнительных дней к отпуску, что мотивирует сотрудников к тому, чтобы выполнять свою работу лучше остальных.

Неосознанно используя приемы моделирования в воспитании ребенка, в профессиональной сфере, в общении с другими людьми, а главное – в формировании отдельных элементов своего внутреннего мира, мы продолжаем стремиться к предсказуемости, стабильности, надежности. С одной стороны, постоянный поиск безопасности - это свойство человеческой природы, а с другой – жизнь это движение, развитие, эмоции, - то есть, непредсказуемость, в которой имеются важные позитивные моменты (например, ощущение внутренней свободы, возможность максимальной самореализации).
Проанализировав детский процесс социализации, Бронфенбреннер вывел принципы формирования социально одобряемого поведения будущего взрослого - человека внутри системы, удобного для продолжения ее функционирования. Только удобный здесь противопоставляется спонтанному, а значит – живому. Но это уже отдельный, очень глубокий этико-психологический вопрос.