Все статьи

Этические установки педагога-психолога

12 мая 2016
2005
Вопросы этики в работе психолога актуальны с самого начала появления нашей профессии. Особую значимость они приобретают в работе с самыми уязвимыми клиентами, психика которых еще не сформирована окончательно, а именно – с детьми. Психологическая поддержка, помощь и коррекция в отношении ребенка требует от педагога-психолога особой чуткости, профессионализма и ясных этических установок, на которые он ориентируется в процессе работы.

Этические установки педагога-психолога определяются, прежде всего, целями и задачами, которые прописаны в «Положении о службе практической психологии в системе Департамента образования».
К целям, задающим направление этическим установкам педагога-психолога, относятся:
  • Оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
  • Содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.


Задачи, формирующие этические установки педагога-психолога, будут следующими:
  • содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
  • профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников;
  • содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности.


Из вышеназванных целей и задач формируются права и обязанности педагогов-психологов, большую часть которых и составляют этические установки, например:
  • При оказании психологической помощи психолог, педагог-психолог независим в своих решениях и выборе стратегий и руководствуется только интересами клиента, профессиональным долгом и законом;
  • использовать в своей работе только психологические методы. Не применять методов, требующих медицинской квалификации (гипноза, медитативных техник, фармакологических средств и т. п.);
  • в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития;
  • хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта психокоррекционной, развивающей работы и может нанести ущерб ребенку или его окружению;


В связи с этическими установками о формах поведения педагога-психолога можно сказать, что в своей работе он должен быть спокойным, максимально корректным, внимательным, эмпатичным по отношению к своим подопечным, способным оперативно и главное – правильно реагировать на непредвиденные ситуации (например, когда ребенок внезапно начинает требовать внимания к себе, с криком катаясь по полу), быть настоящим профессионалом своего дела (много знать и постоянно самосовершенствоваться в выбранной профессии).

Также следует сказать о том, что формы поведения педагога-психолога должны отражать основные принципы его деятельности, которая базируется, прежде всего, на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Исходя из них, оформляются и основные этические принципы деятельности педагога-психолога, которые прописаны в «Этическом кодексе практического психолога в системе образования».

Попробуем разобраться с ними:
  • Принцип ненанесения ущерба испытуемому. Кратко его можно выразить двумя словами: не навреди!
  • Принцип компетентности психолога. Здесь следует понимать, что психолог не может браться за случаи, выходящие за рамки его компетенции, - ему следует решать только те проблемы, в которых он действительно осознает себя полезным, знающим специалистом, способным оказать реальную помощь.
  • Принцип беспристрастности психолога. Стоит вспомнить поведение Будды, который одинаково вел себя как с сильными мира сего, так и с нищими, показывая, что относится к каждому как к равному. Психологу следует стремиться к избавлению от своих личных пристрастий и стереотипов и вести себя уважительно и внимательно по отношению к любому пациенту.
  • Принцип конфиденциальности. Поскольку психолог работает с самым хрупким интимным инструментом – с душой человека, он не может допустить разглашение информации о лечении.
  • Принцип осведомленного согласия. Психолог должен рассказать о принципах психологической работы и заручиться согласием пациента (в случае с ребенком необходимо получить согласие родителей) на эту совместную деятельность.
  • Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. На мой взгляд, комментарии здесь излишни.
  • Правило безопасности применяемых методик. Данный принцип отправляет нас к принципу №1 – не навреди.
  • Правило сотрудничества психолога и клиента. Психологу следует донести до клиента (в случае с ребенком - до родителей) информацию о возможных путях помощи ему в соответствии с достижениями современной психологии, а также о своей компетенции и профессиональных возможностях.
  • Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен не только профессионально наблюдать и вести диалог с ребенком, но также способствовать созданию у него чувства безопасности, доверия, поддержки и мысли о том, что его проблема не является неразрешимой.
  • Правило обоснованности результатов исследований психолога. Каждый психолог работает и делает выводы на основе известных правил и принципов психологической науки.
  • Правило адекватности методик. Применяемые методики должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого и так далее.
  • Правило научности результатов исследования. Под научностью понимается общепринятый психологический подход с соответствующими выводами, к которым может прийти любой другой психолог.
  • Правило взвешенности сведений психологического характера. Психологу следует уведомлять родителей о ходе и результатах психологической работы с ребенком в понятиях, знакомых им, а также не передавать сведения, способные ухудшить состояние своего подопечного.
  • Правило кодирования сведений. На всех материалах психологического характера указываются не фамилия, имя, отчество клиентов, а присвоенный им код, известный только психологу.
  • Правило корректного использования сведений психологического характера. Здесь действует то же правило, что в принципе конфиденциальности.

Таким образом, становится ясно, что основными этическими установками педагога-психолога являются: применение только психологических методов помощи, ориентация на интересы и гармоничное психологическое развитие ребенка, сохранение конфиденциальности информации, а также постоянное повышение квалификации с целью оказания более продуктивной помощи в дальнейшем.