Все статьи

Откуда в мире насилие и жестокость?

14 мая 2016
1990
Откуда берется в этом мире насилие и жестокость?
Тоталитарное государство - результат воспитания послушных детей.

Однажды, мне стал интересен вопрос, почему фашизм получил свое развитие, именно, в Германии. Почему Гитлер стал уроженцем, именно, этой земли?
Мы все рождаемся маленькими и хорошенькими малышами. Вот, если посмотреть на фото фюрера в детстве, вполне себе симпатичный малыш.

Как же так случилось, что он превратился в тирана и был так любим, обожаем и идеализирован его соратниками, и вместе с тем, поддержан немецким народом на тот момент? Как так случилось, что миллионы немцев, совершенно нормальных и адекватных людей пошли убивать других таких же людей, словно под гипнозом?

“Люди, которым разрешалось с самого раннего детства адекватно, т. е. вспышками гнева реагировать на сознательно или неосознанно нанесенные им оскорбления, на отказы или обиды, точно также будут вести себя и в зрелом возрасте. Почувствовав гнев, они смогут выразить его в вербальной форме. Вряд ли у них возникнет потребность немедленно схватить обидчика за горло. Такую потребность испытывают только те люди, которые постоянно вынуждены сдерживать себя, боясь "психануть", "сорваться". Но как только они "срываются", их уже ничто не остановит. Большинство из тех, кто боится не совладать с собой, по вполне понятной причине опасается любых естественных реакций, а меньшинство срывает свой гнев на посторонних людях или совершает бессмысленные акты насилия и террора. Человек, воспринимающий гнев как частицу себя самого, никогда не будет применять в отношении других грубую силу. Но, если ему в детстве было запрещено выражать свой гнев, то это чувство вообще ему не знакомо, и со временем у него появится потребность в насилии, ибо он не в состоянии объяснить себе причину возникновения гнева”.1
Алис Миллер проводит подробный психологический анализ детства Гитлера и представителей третьего рейха в книге “Вначале было воспитание”. В статье используются цитаты из ее книги под знаком 1.

И как, оказалось, Гитлер, и все высокие чины третьего рейха прошли в своем время через очень жестокую школу “правильного воспитания”. Родители, для того, чтобы вырастить их порядочными людьми, а значит послушными, благодарными, честными подавляли силой любое проявление собственной воли ребенка в виде гнева или злости, когда он не получал того, чего хотел, а то есть наказывали, избивали, унижали или высмеивали его. Все было направлено на благую цель воспитания законопослушного гражданина с высоко моральными ценностями. Самое ужасное, что они на самом деле желали детям добра, считая такого рода воспитание идеальным, ведь их самих воспитывали также...

В Германии, как известно, одна из самых строгих форм христианства – лютеранство, в котором существуют жёсткие и четкие правила, сильно ограничивающие проявления естественных потребностей человека. Правильным считается излишняя скромность, подчинение и подавление сексуальных импульсов и сексуального поведения. В таких условиях человек находится в очень зажатом состоянии, и опирается в своем мышлении не на себя (чувства и мысли), а на догматы и представителей власти, которые дают четкие указания, что делать. Если в какой-то момент, власть меняется, человеку ничего не остаётся делать, как тоже ей подчиниться, даже, если законы этой новой власти противоречат законам предыдущей.

Давайте рассмотрим подробнее механизм того, что происходит с психикой человека в таких условиях жизнедеятельности.

Отец Гитлера жестоко избивал ребенка, а мать настолько боялась своего мужа, что просто слепо обожала его, иначе она также бы получала избиения. Таким образом, страх перед силой был настолько велик и вызывал уважение, что преобразовывался в слепое идеализирование. Она предпочитала забыть о себе и своих естественных чувствах и подчиниться это непоколебимой воле, ведь ее же тоже воспитывали “правильные” педагоги...

А вот, слова фюрера из книги «Майн Кампф»: «Психика широких масс совершенно невосприимчива к любой слабости и половинчатости. Подобно женщине, душевное состояние которой определяется не столько постулатами абстрактного рассудка, сколько непостижимой чувственной страстью к силе, которая дополнит ее природу, станет покорять слабого, масса больше любит властелина, чем просителя... Она не осознает ни бесстыдства, с которым осуществляется ее духовный террор, ни омерзительного злоупотребления ее гражданскими свободами, ибо не имеет ни малейшего представления о внутреннем безумии всего учения. Все, что она видит, – это беспощадная сила и жестокость рассчитанных проявлений, которым она, в конце концов, навсегда покоряется».

Откуда берется это желание подчинять или быть подчиненным?

Отец фюрера подчинил себе его мать, и она его обожала. Этот идеал и транслировал Гитлер в своем общение с толпой, и во всех своих действиях и планах относительного этого мира.

Это называется синдромом навязчивого повторения.

Как же это происходит? Каков механизм такого разворачивания событий?

Жестокое обращение с ребенком, эмоциональная глухота к переживаниям ребенка и прочее виды непринятия или насилия вызывают у него естественную реакцию гнева и боли.
Запрет на эмоциональное выражение этих чувства в семье, придерживающихся “принципов благочестия” или других педагогических доктрин приводит к подавлению этих, а впоследствии, и любых других чувств.
Подавленные чувства вытесняются в подсознание и трансформируются в осознаваемую ненависть во взрослом возрасте к тем, кто рискует быть более свободным, не подчиняться каким-либо догматам и правилам, или к более слабым, которые не могут себя защитить, например собственные дети, выражающие свою волю.
Таким образом, ненависть проецируется на замещающие фигуры. Родительские фигуры при этом идеализируются, и взрослый человек считает, что у него было прекрасное детство и его воспитывали правильно, именно, так и нужно было обращаться с таким непослушным субъектом, а иначе получились бы, вот такие непутевые люди как NN, евреи, коммунисты, демократы, русские украинцы, да и кто угодно...
Другой путь для реализации этой ненависти это обращение ее против себя, и вот тогда, мы получаем личностей разрушающих себя, страдающих алкоголизмом, наркоманией или другими зависимостями.
Выход этой ненависти наружу или вовнутрь, это все же выход, и означает, что не удалось до конца истребить человеческую душу в этом ребенке.

А бывает и случаи, когда удалось. И, тогда, мы получаем таких беззаветно, преданно подчиненных чужой властной воле индивидов, как мать Гитлера.
А вот еще один пример. Рудольф Гесс – комендант Освенцима. Отец его воспитывал по всем самым лучшим канонам католической церкви и готовил для него роль священника. Вот, что он пишет о своем детстве:

"С годами мой отец становился все более религиозным. У нас дома часто бывали разные представители духовенства. Свободное время отец использовал для того, чтобы ездить со мной по местам паломничества, как на родине, так и в Швейцарии и во Франции. Поэтому мне довелось побывать в Айнзидельне и в Лурде. Он истово молил небеса ниспослать мне благословение и сделать так, чтобы я оказался достойным сана священника. Сам я был глубоко верующим, насколько такое вообще возможно в детские годы, регулярно молился, служил в церкви и очень серьезно относился к своим обязанностям. Родители воспитали меня в духе глубокого уважения к старшим, особенно к людям пожилого возраста вне зависимости от их происхождения. Они убеждали меня в необходимости выполнять любые пожелания или распоряжения взрослых: родителей, учителей, лиц духовного звания, даже прислуги. Ни при каких условиях я не мог отказаться выполнять их указания. Я должен был запомнить, что они всегда правы. Эти принципы воспитания вошли в мою плоть и кровь" 1

“И если начальство потребовало от Гесса наладить в Освенциме бесперебойное функционирование "машины смерти", разве мог он отказаться выполнить приказ? А когда после ареста Гессу предложили подробно изложить на бумаге историю своей жизни, он не только сделал это правдиво и честно, но и поблагодарил за возможность "скрасить интересным занятием пребывание в тюрьме". Благодаря его воспоминаниям мир узнал о предыстории преступления, совершенно непостижимого для человеческого сознания”.1

Вот разгадка того, почему Гитлер стал так популярен, и был принят с таким раболепствующим восхищением в Германии, воспитанной в очень строгой лютеранской парадигме.

“Тотальное подчинение воле воспитателей повлекло за собой готовность взрослого человека полностью подчиниться чужой политической воле. Но плоды такого воспитания дают о себе знать уже в подростковом возрасте. Отсутствие четких и недвусмысленных указаний порождает у подростков душевную пустоту, и потому, едва покинув отчий дом, они тут же принимаются искать новых "пастырей и наставников". Военная служба, где офицер предписывает солдату, что ему нужно делать, кажется таким подросткам лучшим выходом из затруднительного положения. Стоит ли удивляться тому, что многие с ликованием встретили появление на политической сцене Адольфа Гитлера и способствовали его приходу к власти. Ведь он в каком-то смысле заменил им строгого, но заботливого отца”.1

Аллоис Гитлер властвовал над своей женой, чья воля была уничтожена полностью и растворена в идеализированном победителе отце, а потом и муже. Он также властвовал над своими детьми, они же ведь были слабее его, вымещая, таким образом, свой неосознанный гнев на собственного отца. А слабый, побитый в синяках Адольф выбрал полем для проекции своего гнева не просто одну женщину с детьми, а целые народы...