Все статьи

Заметки про заикание

03 сент. 2016
750
Что такое заикание? Что с этим делать и к какому специалисту идти, если вы вдруг заметили у ребенка запинки в речи?

Для начала давайте разберемся, что под этим понимается.
Заикание - это многократное повторение одного слова, удлинение звука в слове или частые остановки, запинки в речи, которые нарушают её плавное течение.
Сказать однозначно к какому виду проблем относится заикание сложно, но кое-что надо понимать.

Заикание может иметь преимущественно физиологическую причину. В таком случае оно возникает у ребенка в период с 2 до 3 лет, когда речь формируется и развивается наиболее активно. Речевые зоны головного мозга достаточно сильно уязвимы и, когда в период активного развития речи, ребенок испытывает действие сверхсильных раздражителей на эти области, происходит реакция торможения, которая и может вызывать «срыв» речи - заикание. Обычно в таком случае оно проходит самостоятельно вместе с естественным развитием речи ребенка.

Почвой для возникновения подобного рода заикания становятся патологические факторы, испытываемые матерью или ребенком в период беременности, родов или первого года жизни, которые ослабили нервную систему и сделали её более уязвимой. Такими факторами могут быть тяжело протекающая беременность матери, внутриутробные, родовые травмы, инфекционные заболевания и многое другое. В такой ситуации следует обратиться к врачу-неврологу. Обследовав ребенка, он может порекомендовать терапию, направленную на поддержание и укрепление его нервной системы.

В большинстве случаев заикание возникает вследствие психологических причин. Они могут быть понятны и очевидны для родителей – внезапный испуг, рождение братика или сестрички, переезд, потеря близкого. Но бывают и такие ситуации, когда ничего особенного, что можно было бы отнести к «психологической травме» в семье не происходит, однако ребенок вдруг начинает заикаться.

Что такое заикание с психологической точки зрения? Это невроз, который образуется в следствии внутреннего конфликта. А конфликт в свою очередь представляет собой эмоции, которые ребенок не смог пережить и высказать. Эти эмоции, по-хорошему, должны были найти выход в словесной форме, однако, в силу неких причин этого не произошло.

Возможно, в семье существует полный запрет на выражение чувств, особенно негативных, возможно более общее влияние социума, который учит, что «мальчик не должен плакать».

Высказанный конфликт может звучать так: «Я испытываю сильные эмоции, я не могу с ними быть и хочу их высказать, но это такие страшные эмоции, что их нельзя высказывать, поэтому я буду молчать» и тогда заикание представляет собой те самые эмоции, которые застряли на уровне слов, и им запрещается быть высказанными.

Можно ли однозначно сказать, что заикание — это плохо? Нет, потому что для ребенка - заикание — это способ адаптации к новой для него ситуации, к изменениям, к тому, что происходит в его жизни.

С точки зрения взрослого, это, конечно, не самый удачный способ, но у ребенка ещё не такой богатый арсенал психологических защит, чтобы придумать что-то более адаптивное и при этом социально-приемлемое. Поэтому, если родители только снимают заикание препаратами, которые назначает врач-невролог, то они тем самым отбирают у ребенка его способ адаптации, оставляя его снова наедине со своим внутренним конфликтом.

Что тогда будет делать ребенок? Если он уже достаточно повзрослел, главным образом, эмоционально, возможно он сможет справиться с конфликтом и прожить эти эмоции, дать им иной, социально приемлемый выход. Но такое бывает крайне редко, чаще психика ребенка, в попытках защитить себя от непереносимых чувств просто ищет новый способ адаптации, как правило, тоже невротический. И тогда у ребенка могут возникнуть тики или любое другое невротическое расстройство.

Какие ситуации могут стать травматичными для ребенка и вызвать у него заикание? Таких ситуаций достаточно много и их всех объединяют два фактора – они нарушают привычный ход жизни ребенка и вызывают сильное эмоциональное напряжение.

Развод родителей, рождение младшего братика или сестрички, переезд (даже, если это переезд на соседнюю улицу или в соседнюю квартиру! ), потеря близкого родственника, любимого домашнего животного или просто знакомого, друга семьи, начало посещения детского сада или школы, где складываются неблагоприятные отношения, сильный внезапный испуг... Список можно продолжать и более незначительными событиями, которые, однако, могут оказаться травматичными для ребенка и стать причиной возникновения невротического заикания.

Не все дети на перечисленные ситуации дадут патологическую реакцию. В первую очередь это будет зависеть от особенностей их нервной системы. Принято говорить о слабой и сильной нервной системе, подразумевая «способность нервных клеток выдерживать либо очень сильное, либо длительно действующее возбуждение». Таким возбуждением становятся эмоциональные переживания, сильные и внезапные – возникающие в ответ на неожиданный испуг, потрясение, или растянутые во времени, принимающие длительный, хронический характер. Сильная нервная система отличается способностью стойко переносить сверхсильные раздражители, тогда как слабая плохо выдерживает даже незначительные напряжения. Однако стоит оговорится, что сильная нервная система у ребенка и взрослого не равнозначны. И то, что способен вынести взрослый, скорее всего ещё недоступно ребенку, даже со здоровой сильной нервной системой.

Психика и нервная система сильно взаимосвязаны и, когда «пробивается» барьер нервной системы, под удар попадает психическая сфера. В попытках защитить себя, детская психика и формирует патологические невротические реакции.
Почему эти ситуации могут стать для ребенка насколько травматичными, что способны вызвать развитие заикания? Большинство из них в той или иной мере ведут к изменениям общего уклада жизни ребенка, к которому он привык. Мир, и так в его преставлении огромный и ещё достаточно непонятный, начинает меняться и меняться непосредственно вокруг него. Так, рождение братика или сестрички волей-неволей переключает внимание мамы на нового члена семьи. Развод родителей исключает, порой навсегда из жизни ребенка одного из двух родителей. Переезд так же меняет всю социальную обстановку, к которой привык ребенок и требует от него психических сил для адаптации.

«Благоприятной» почвой для возникновения заикания становятся болезни, попадающие на период «перемен». Ведь во время заболевания защитные силы организма и, в частности, нервной системы, ослабляются.

Работа психолога с невротическим заиканием носит системный характер. Необходимо прояснить причины, лежащие в основе невротического компонента заикания и проработать с ребенком имеющиеся у него тревоги, страхи и переживания. Кроме того, очень важна работа с детско-родительскими отношениями, ведь именно адекватные внутрисемейные отношения являются залогом психологического здоровья ребенка.