Все статьи

Я не хочу туда идти: размышления перед родительским собранием

12 окт. 2017
634
"При всем уважении, мэм - школа не является зоной вашей ответственности или компетенции. Мы благодарим вас за доверие и обычно оправдываем его," - прочла я в посте Лилии Ким о ее опыте обучения ребенка в Америке и загрустила. Предстоящее родительское собрание стало казаться еще более мучительной процедурой. В голове привычно пронеслось: "Господи, как я не хочу туда идти". Каждый раз мне приходится тратить массу сил и времени, чтобы после собрания прийти в себя и не поддаваться общей панике "они не сдадут экзамены". В очередной раз в голове пронеслось: 2 основные проблемы нашей системы образования, с которыми приходится сталкиваться родителям - неразбериха с ответственностью и эскалация тревоги на всех уровнях.

Представьте себе ситуацию. Вы приходите в школу и говорите: "Вчера мой ребенок мне нахамил, не вымыл пол, хотя мы договаривались, что это его обязанность, и стукнул младшего брата. Примите меры!" Полагаю, что в конце этой тирады у любого учителя глаза будут, что называется "на лбу" и на лице будет читаться закономерный вопрос: "А я-то тут причем?"
Однако, когда родители приходят в школу, они регулярно слышат призывы повлиять на детей, чтобы те соблюдали школьные правила, тише вели себя на уроке, серьезнее относились к учебе, не дрались и т. п. Эти учительские просьбы и требования в большинстве случаев не вызывают у родителей ни изумления, ни негодования. Мы привыкли, что всё, что происходит с нашими детьми - это наша головная боль. Мы покорно киваем учителям, и ставим "галочки" - не забыть поговорить с ребенком про то, напомнить ему про это, "всыпать ему, наконец, за...". Да, они наши, мы их любим, воспитываем, тревожимся и отвечаем. Но за то, что происходит с ребенком в школе отвечают педагоги, и сам ребенок. Родителей в школе нет. Безусловно, мы воспитываем своего ребенка, но задача объяснить ему правила поведения в школе и добиться выполнения этих правил - это задача педагогов.

Основное, чем мы можем как родители помочь учебному процессу, это заботиться об эмоциональном климате в семье, иметь надежные и доверительные отношения с ребенком. Но чтобы решать эти самые главные родительские задачи, нам нужны временные и эмоциональные ресурсы.
Ответьте себе на вопрос, сколько времени ваш подросток проводит в школе? Сколько он тратит на выполнение домашнего задания? Думаю, большинство из тех, у кого дети учатся в средней и старшей школе скажут, что школа и всё с ней связанное поглощает почти весь день.

Сколько времени остается у вас на общение (не по поводу уроков)? Сколько времени у ребенка остается на общение со сверстниками, отдых, помощь по дому и реализацию своих собственных интересов (только не надо говорить, что их у него нет, такое бывает только в двух случаях - у ребенка депрессия или родителям просто категорически не нравятся его интересы). И вы всё еще считаете, что его надо записать на дополнительные по русскому, математике и чему-то там еще? Взять репетитора по... И больше заниматься?

Вам самим нравится делать уроки с ребенком? Это доставляет вам удовольствие? Это нравится ребенку? Если ответы "да", то у вас уникальная семья. Учеба вас сплачивает, улучшает ваши отношения, а заодно и познания ребенка.

Большинство родителей не получает никакого удовольствия от объяснения ребенку того, что он не понял, или того, что ему не объяснили в школе. Дети хотят, чтобы у них были мама и папа, а не "универсальное домашнее приложение к Марии Ивановне (учителю математики) или Петру Николаевичу (учителю истории).

Конечно, ни мы как родители, ни учителя не можем перестроить одним махом систему образования, но это не значит, что мы не можем ничего.

Что мы можем как родители?
  • Можем верить в своих детей и доверять им.
  • Мы можем заботиться о том, чтобы у нас были время и силы на общение.
  • Интересоваться жизнью своего ребенка, его интересами, проблемами, мечтами и надеждами.
  • поддерживать своего ребенка;
  • радоваться его успехам;
  • помогать, если ребенок нас просит и позволять ему справляться самому, если он не хочет помощи;
  • привлекать профессионалов (врачей, педагогов, репетиторов, психологов), если трудности ребенка не могут быть решены в семье;
  • останавливать учителей, когда они активно делятся с нами своей тревогой, деэскалировать ее.

Что могут наши учителя?
  • Меньше тратить времени на уроке на работу у доски, и больше давать детям работать самим.
  • Озвучивать в начале урока объем классной и домашней работы. Предлагать классу "собраться" и попробовать работать так, чтобы на д. З. Осталось как можно меньше, а там, где это возможно ничего не осталось.
  • Регулировать объем домашних заданий
  • Сменить лексику "запугивания" на слова поддержки по отношению и к детям, и к родителям.
  • Но главное, замечать хорошее в детях, говорить об этом им и их родителям. Детям нужно, чтобы в них верили и видели в них хорошее. А родителю важно знать, что рядом с его ребенком находятся симпатизирующие этому ребенку взрослые.

Я уверена, если родители и учителя будут отвечать только за то, что каждый может и должен, наши дети с удовольствием и гордостью будут нести свою долю ответственности, и в итоге, будут гораздо успешнее сдавать экзамены, которые предлагает школа и сама жизнь. И все мы (учителя, дети, родители) с бОльшим удовольствием будем общаться друг с другом, а перспектива родительского собрания перестанет внушать ужас и тоску всем его участникам.

Ну, а пока нам, родителям, особенно родителям подростков, к которым обычно больше всего претензий, остается поддерживать друг друга и пить валерианку.