Все статьи

Общая часть патапсихологии

18 мар. 2017
897
ПАТОПСИХОЛОГИЯ – это раздел клинической психологии, изучающий закономерности нарушения структуры и развития психических процессов и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме при разных видах патологий психической деятельности и при разных психологических расстройствах.

Это классическое определение, примерно такое же использует в своем учебнике Б. В. Зейгарник. Таким образом, патопсихология изучает особенности психических процессов в т. ч. Особенности познавательной деятельности и эмоционально-личностные особенности лиц, страдающих душевными расстройствами в сопоставлении с этими расстройствами, если они представлены в норме (в нормативном плане). Такой методологический ход «от нормы к патологии» достаточно типичен для психологической науки (например, в курсе нейропсихологии было то же самое). Это логично: чтобы понять, как протекают те или иные процессы у больного человека, для начала хорошо бы знать, как те же процессы протекают в норме. Сам вопрос соотношения нормы и патологии очень сложен, но тем не менее.
Кроме патопсихологии в структуру клинической психологии также относят нейропсихологию и психосоматику. Иногда сюда включают психологию аномального онтогенеза (все то же самое, но у детей). Также принято разделять диагностическую и психотерапевтическую части. Если открыть любой американский учебник по этому делу, то можно увидеть разделение и даже противопоставление собственно нейропсихологии и ‘abnormal psychology’ (=вся остальная клиническая психология). Американцы выделяют нейропсихологию в отдельную область по той причине, что это – единственная отрасль психологического знания, решающая одну уникальную задачу – задачу топической диагностики.

Появление термина «клиническая психология» связывают с именем американского психолога Лайтнера Уитмера, который в 1896 году организовал первую психологическую клинику в Пенсильвании с целью «обследования и психологического лечения детей». С именем Л. Уитмера также связывают появление одного из первых академических изданий по клинической психологии (журнал «Psychological Clinic» – с 1907 года). А появление печатного издания в той или иной дисциплине является индикатором того, что данная область научного знания уже институционализировалась. В 1917 году была основана Американская ассоциация клинических психологов, а уже в 1919 году она вошла в структуру Американской психологической ассоциации.
Авторство термина «патологическая психология» принадлежит нашему И. М. Сеченову. Он использовал этот термин еще в 1876 году (задолго до Уитмера), но в то время термин не получил широкого распространения.

Однако зарубежные издания обычно приписывают авторство термина «патопсихология» (именно «патопсихология») немецкому ученому Хуго Мюнстербергу. В 30-е годы Мюнстерберг по понятным причинам перебрался в США, где впоследствии работал профессором в многих ведущих университетах. Мюнстерберг считал, что патопсихология принципиально отличается от психиатрии тем, что в ней вводится представление о континуальности нормы. Значение этого положения заключается в том, что нет принципиальных качественных различий между нормативными и аномальными явлениями психической деятельности – из чего следует, что патологичность процесса можно объяснить через ускорение, замедление или иную спецификацию нормально протекающего процесса. Хуго Мюнстерберг писал об этом в те годы, когда другие выдающиеся психиатры начали уделять пристальное внимание проблеме шизофрении. В это же время швейцарский психиатр Ойген Блѐйлер ввел представление о возможности успешных ремиссий при шизофрении и описал «четыре шизофренических «А»:
  • ассоциация (специфика ассоциативного процесса);
  • апатия (дословно – бесчувствие);
  • абулия (дословно – безволие, отсутствие мотивационных тенденций);
  • аутизм (обращенность на себя).

Постепенно пришло понимание того, что для изучения нормальной и аномальной психики можно пользоваться одними и теми же методами. Это объясняется тем, что существуют принципиально сходные закономерности, свойственные протеканию психических процессов как в норме, так и при патологии.

В дальнейшем каждая клинико-психологическая традиция взяла из этих тезисов о континуальности нормы что-то свое. Например, в психоанализе нет представления о норме и нормативности как таковой – здесь абсолютизируется именно патологический полюс (для классического психоаналитика оптимумом существования является статус «здоровый невротик»). Либо представление о нормативности оказывается смещенным, либо наоборот – нивелируются представления о патологическом полюсе (see also: движение антипсихиатров).

Хуго Мюнстерберг всегда предостерегал от того, чтобы сводить жалобы больного к определенному конкретному диагнозу, который почти всегда воспринимается как некий ярлык (иначе народ перестанет ходить к психиатрам). С начала 20-х годов Мюнстерберг первым начал использовать категорию социальной ситуации развития и призывал обращать внимание на этот аспект при обследовании больного. Умер он в 1916 году, читая лекцию в Гарварде.

Вильгельм Вундт в 1879 году основал первый институт экспериментальной психологии в Лейпциге, который работает и в настоящее время. Душевные болезни существовали и беспокоили своих обладателей и до Вундта, однако вплоть до конца XIX века положение душевнобольных в обществе было достаточно плачевным. Напр., слово «бедлам» обязано своим появлением одной английской «клинике», где душевнобольных демонстрировали здоровым обывателям как зверей в клетках. Отчасти это объяснялось тем, что в то время еще не было медикаментозных нейролептиков, соответственно душевнобольных оставалось либо обожествлять (как это иногда и происходило с эпилептиками), либо сажать в клетку и показывать добропорядочным джентльменам just for fun. А можно сразу сделать буяну лоботомию и превратить его в смиренный овощ.

Еще одна знаковая фигура того времени – француз Филипп Пинель. Вошел в историю тем, что в конце XVIII века снял оковы с душевнобольных в своем госпитале. Пинель всецело разделял органоцентрический подход к пониманию душевных болезней и считал, что при возникновении душевных болезней важна не только наследственность, но и «... Неправильное воспитание, страдания, страх, восторг». Иными словами, он связывал возникновение душевных расстройств со сферой эмоционального опыта. Кроме того, мсье Пинель знаменит тем, что он был первым врачом-психиатром, жившим при больнице. Свое лечение он называл «нравственным лечением» и требовал изменения общественного отношения к умалишенным. Также он добился введения больничного режима в заведениях для душевнобольных (до тех пор режим больше походил на тюремно- пыточный). По другую сторону океана известным деятелем начала XIX в. Был американец Бенджамин Раш – представитель гуманистических идей. В Германии известность получил Иоганн Христиан Рейль – автор известного академического трактата по психотерапии, в котором он писал, что душевное расстройство есть явление психологическое и соответственно требует психологических методов лечения. Считается, что Рейль был первым, кто использовал методики, напоминающие классический счет по Крепелину (отсчет от 100 по 7 и проч). Он также отмечал, что психология должна стать частью медицинской науки, более того – нельзя изучать психиатрию без знания основ психологической науки. Все эти деятели работали в конце XVIII-начале XIX века, таким образом, уже тогда в психиатрии было достаточно много гуманистических идей.

Что касается XIX века, то это время выдающихся естественнонаучных открытий – в том числе в физиологии и медицине. Вильгельм Грейзенберг и Мориц Ромберг – авторы огромного количества работ по диагностике в психиатрии и значению неврологического диагноза при психиатрической диагностике. Грейзенберг считал своей миссией очищение психиатрии от идей «романтиков» в лице психологов, которые, по его мнению, только создают путаницу в умах ученых. Тем не менее, это не мешало ему писать о том, что первым шагом к пониманию механизмов сумасшествия является локализация – выяснение к какому органу (или его части) принадлежат проявления болезни. Соответственно, именно с Грейзенберга пошли идеи топической диагностики. Он же был автором первого трактата по анализу сновидений, которые описывал как явления, имеющие много сходств с умопомешательством. Кроме того, он говорил о необходимости сочетания психотерапевтических и физиологических методов при лечении больных.

К началу XX века происходит постепенная институционализация клинической психологии и психиатрии, что во многом объясняется кризисом естественнонаучного подхода в медицине. К настоящему времени сложилось два основных направления клинико-психологической мысли:
  • экспериментально- психологическое;
  • герменевтическое (интерпретационное).