Все статьи

Невротические расстройства

18 мар. 2017
1982
Феномены и явления, описываемые этим понятием, достаточно часто пересекаются между собой. Достаточно часто в разных исследовательских традициях это описывается по-разному, причем это касается даже больших психотических расстройств.

Сам термин «невротические расстройства» ввел Уильям Каллéн в XVIII в. В ходе длительного применения этот термин претерпел самые различные трактовки и понимания, а в итоге сегодня вообще не существует такого диагноза, как «невроз». Более того, на сегодняшний день термин «невроз» де-юре отсутствует во всех глоссариях. Однако та симптоматика, которую обозначали данным термином, никуда не делась и все то, что раньше описывалось собирательным параметром «невроз» сейчас описывается в разных диагностических рубриках. Во многом это объясняется тем, что в ходе развития науки какие-то представления углублялись и конкретизировались.
Ранние этапы изучения неврозов связывают с именами представителей психоаналитической парадигмы. Одним из первых неврозы стал исследовать представитель французской социологической школы Пьер Жане, который последовательно проводил мысль о том, что неврозы – это те расстройства и состояния, которые являются абсолютно социальными по своему происхождению. Чуть позже него эту тему стали развивать представители классического психоанализа (Фрейд сотоварищи). Впоследствии исходя из тезисов психоаналитиков о стадийности психосексуального развития были разработаны представления о психотической, пограничной и невротической структурах. Исходная принадлежность к тому или иному типу структур будет влиять на конечный характер дезадаптации.

НЕВРОЗ – это одна из форм пограничных нервно-психических патологий, промежуточная между нормативным и психотическим.

Феноменология неврозов хорошо описана в работах Антона Кемпински «Человек и невроз» и «Психопатология неврозов».

Именно в классическом психоанализе впервые появляется представление о трех классах невротических расстройств:
  • АКТУАЛЬНЫЕ (ПЕРВИЧНЫЕ) НЕВРОЗЫ

    - это те невротические расстройства, которые возникают в качестве реакции на ситуацию. Соответственно, их симптомы не имеют символического смысла, а значит они бесплодны для психоанализа. Сюда входят:

    НЕВРАСТЕНИЯ, явление нервной слабости – это постоянное переживание состояния усталости, непереносимость физических и психо-эмоциональных нагрузкок. Часто неврастения сопровождается жалобами психовегетативного содержания (головная боль, нарушения сна, боли в груди не кардиального происхождения, нарушения в работе ЖКТ

    Подобная симптоматика неврастении очень четко демонстрирует двойственный статус эмоций – ни одна другая психическая функция не имеет такого «прямого выхода» на физиологические системы. Любая эмоция возникает по психологическим причинам и невозможна в отрыве от физиологической составляющей. Соответственно, у любого невротика всегда будут присутствовать 2 ряда симптомов:

    - эмоциональный дискомфорт с тревожностью, эмоциональной лабильностью и чувствительностью;
    - изменение общего телесного самочувствия (тут все индивидуально, e. g. Один студент на экзамене забывает все, что учил, у другого нужное вдруг всплывает буквально out of fucking nowhere, а третий вообще умиротворенно засыпает в обнимку с билетом).);

    ПРОСТАЯ ТРЕВОГА – это специфическое переживание или эмоция, которая возникает у человека тогда, когда на пути реализации его мотива возникает какое-то препятствие. Это природный/адаптивный механизм, который сигнализирует человеку о том, что с реализацией его мотива что-то пошло не так
  • ВТОРИЧНЫЕ НЕВРОЗЫ (ПСИХОНЕВРОЗЫ).
    Сюда входят:

    ИСТЕРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ – это неприятные ощущения в теле, вызываемые вытесняемыми представлениями. Строго говоря, не все истерические проявления могут быть отнесены к невротическому уровню расстройства. Бывают и психотики-истерики, и «пограничные» истерики. Истерия (от греч. Hystera – «матка») известна уже веков так 20 и всегда считалась крайне непонятным заболеванием со сложнообъяснимыми проявлениями. Варианты грубых проявлений: истерическая глухота, слепота, истерическая дуга, истерический припадок (близок по своему проявлению к эпилептическому – с той разницей, что истерик никогда не будет бить дорогой сервиз и не будет падать там, где грязно и/или неэргономично. У истериков припадок имеет чисто коммуникативный смысл, чего нет и быть не может у эпилептиков. В отличие от эпилептиков, которые в припадке падают плашмя, истерики очень красиво падают и весьма артистично сползают по дверному косяку. Кроме того, при истерическом припадке сознание не «падает» до коматозного уровня). На ранних этапах изучения термины «истерия» и «истерический невроз» считались синонимами. Истерики обладают известной спецификой мотивационно- потребностной сферы и профиля интрапсихических защит (сексуализация как защита – это их ‘фишка').

    НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ – это всевозможные навязчивые страхи, воспоминания и сомнения, а также соответствующие ритуалы защиты. Если ритуалы сформированы у невротика и он не может без них обходиться – это проблема.

    ФОБИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ: фобии сильнее, чем страхи, они сопровождаются выраженной вегетативной симпоматикой. Более выраженные ритуалы.
  • НАРЦИССИЧЕСКИЕ НЕВРОЗЫ

    В отличие от классических психоневрозов, происхождение которых психоаналитики связывали с неблагополучием на Эдиповой стадии психосексуального развития (~5-8 лет), нарциссические неврозы они связывали с более ранним возрастом (т. Н. Фаза нормального нарциссизма).

    ДЕПРЕССИЯ. Именно Фрейд был первым, кто описал депрессию как состояние, несущее в себе существенный нарциссический радикал. Подробнее – в эссе «Печаль и меланхолия» (1917 г.)

    ИПОХОНДРИЯ. /Об этом виде неврозов Фрейд писал ну совсем мало... /

В дальнейшем появляются представления о структурах Id, Ego и Super-Ego. Происхождение невротического симптома связывается со специфической динамикой сознательных и бессознательных проявлений (в т. ч. Либидинозных инстинктов). В первые годы жизни человек сталкивается с социальными запретами на проявление своих либидинозных стремлений, после чего соответствующие влечения оказываются вытесненными в Бессознательное. Возникает зона напряжения либидо. Соответственно, если вся эта энергия инстинктов никуда не исчезает, то она должна находить разрядку. Эта разрядка получает выход в психоневрозах и их отдельных проявлениях. Это могут быть социально одобряемые описки и оговорки, сновидения, истерические параличи. Все эти симптомы могут быть сняты в состоянии гипноза.

В психоанализе есть метафора «символический смысл симптома». Смысл в том, что вытесненные в Бессознательное травматические переживания проявляют себя в появлении какой-то симптоматики – и эти симптомы содержательно связаны с содержанием внутреннего конфликта и вытесненных переживаний. И тип симптома, и его локализация достаточно прямо связаны с вытесненными переживаниями. Пример: психогенная слепота, наступившая у пациентки в процессе наблюдения гибели близких родственников. Пример #2: пациентка с психогенным птозом, 20 у которой самопроизвольно закрывались глаза, после чего она не могла поднять веки без помощи рук.

В классической психоаналитической трактовке невротические расстройства всегда рассматриваются как сбои в работе механизмов психологической защиты, а невротические симптомы всегда понимаются как итог определенного неблагополучного этапа раннего онтогенетического и психосексуального развития. Именно в психоанализе был впервые поставлен и последовательно рассмотрен вопрос о роли раннего детства в генезе невротического симптома. В логике психоаналитиков, за любым невротическим расстройством всегда стоит какая-то психическая травма (а за этой травмой может стоять другая – еще более ранняя).

Представление о трех уровнях личностной организации по психоанализу

ПСИХОТИКИ: их основная проблема – «быть или не быть? » (проблема бытийности в целом). Отсюда же их общая повышенная суицидальность.

ПОГРАНИЧНАЯ ЛИЧНОСТЬ: главная проблема – «могу ли я быть один? » (проблема одиночества и поиска опоры). Основная часть психогенных депрессий – как раз из этой «оперы». Такой человек всю жизнь ищет объект опоры и склонен сначала приписывать объекту симпатий несуществующие достоинства, а затем неизбежно разочаровываться в оном. При этом потеря такой фигуры субъективно воспринимается как утрата части себя. В этом смысле меланхолик согласно работе Фрейда «Печаль и меланхолия» опечален не потому, что он потерял кого-то, а потому что он потерял часть самого себя. Такие дела.

НЕВРОТИКИ: у этих главная проблема звучит как «имею ли я право? » (проблема удачи/неудачи в сексуальном контексте). Невротический истерик принципиально отличается от нарциссической личности тем, что последний не сомневается в собственной уникальности, тогда как сомневающийся невротик не склонен демонстрировать свою известную нужду, потому как боится отказа. Неполучение объекта для них страшно и травматично, а раз оно так – то проще вообще не просить.

Кроме психоаналитиков проблемы невроза часто описывали когнитивисты. В частности – Аарон Бек, который предложил «когнитивную триаду депрессий», включающую 3 системы негативных оценок:
  • Негативная оценка себя;
  • Негативная оценка своего настоящего;
  • Негативная оценка своего будущего.

В любом когнитивном подходе применимо к аффективным расстройствам всегда говорится о том, что есть некий единый «клубок» аффективно- когнитивного взаимодействия, который можно разомкнуть «с разных концов» (например, обратиться к когнитивным составляющим). Всегда делается акцент на роли специфических негативных паттернов мышления, которые мешают человеку адаптироваться. Сейчас описаны паттерны патологического мышления, которые характерны для больных депрессией, фобическими расстройствами etc. Говоря о становлении когнитивной терапии, важно вcпомнить о фигуре Ричарда Лазаруса, который в 1946 г. Одним из первых заговорил о явлении психологического (ментального) стресса и еще до Бека и Эллиса ввел представления о когнитивной оценке угрозы. По мнению Лазаруса, ситуация приобретает для субъекта стрессовую нагрузку только тогда, когда она оценивается им определенным образом. У него же впервые появились представления о защитных механизмах психики с позиции когнитивной психологии. Лазарус писал о том, что /в идеале/ нужно сделать механизмы психологической защиты осознаваемыми – правда, не совсем понятно как этого добиться.

Также есть физиологические подходы к неврозам. Так, Иван Павлов еще в 1932 году опубликовал доклад о т. Н. Экспериментальных неврозах. Суть: у собаки вырабатываются 2 условных рефлекса разного содержания на сходные раздражители, после чего оба этих раздражителя совмещаются во времени. Это вызывает у животного состояние «сшибки нервной деятельности» (термин Павлова) с последующей смертью от инсультов, инфарктов или изъязвлений ЖКТ. Предложенный Павловым классический способ моделирования невроза показал, что в ситуации эмоциональной нагрузки фактически возможен летальный исход. Это исследование было проведено до работ Ганса Селье, который много исследовал стресс и его последствия на материале крыс. После работ Павлова метод эксперимента вошел во всю психосоматику.