Все статьи

Что может сделать мама для ребенка еще до рождения?

18 апр. 2017
622
Может ли что-то поспособствовать развитию и может ли что-то помешать?

Данные далеки от научной строгости. Это не эмпирические исследования. Эмпирическая база очень слабая. Для того, чтобы понять, как влияет на развитие ребенка то или иное воздействие, нужны лонгитюды. Таких лонгитюдов нет. Поэтому, есть некоторые представления, есть практики, но нет строгого научного исследования. Тем не менее, есть вполне логические вещи.
Несколько направлений:

1. То, что связано с физическим развитием ребенка (что ему нужно, чтобы он был крепким, здоровым и хорошо развивался).
Первое, о чем нужно сказать - физическая активность матери. Подвижность женщины обсуждается очень широко. Почему движение? Во-первых, для того, чтобы родить, женщина должна быть в хорошей физической форме. Это рефлекторное действие, которое выполняется мышцами и для этого должна быть хорошая мышечная форма. Что рекомендуют? Самое разумное из всего - ходьба. Это - самая первая задача для беременной женщины. Что происходит во время ходьбы? Укрепляются мышцы малого таза. И даже более важно, что во время ходьбы активизируются обменные процессы и учащается дыхание: самое важное для ребенка, чтобы ему было чем дышать и чтобы не было кислородной недостаточности. Дело в том, что для нормального развития нервной клетки, нужно не столько питание, сколько дыхание.
Рекомендуют плавание. Игорь Чарковский - специалист, не психолог, спортсмен и занимался тренерской работой. Откуда особое отношение к воде, можно понять из его жизненного опыта. В семье - дочь с врожденным пороком сердца. Говорили, что не выживет, они провели год с дочерью в воде в ванной и переросли функциональный порок сердца. После этого, он начинает активно пропагандировать водные процедуры для беременных и новорожденного ребенка. Впоследствии иммигрировал в Штаты. Пропагандировал идею, что нужно последние месяцы беременности проводить в воде и рожать тоже в воде.

Закаливание - хорошо для того, чтобы и у женщины и у ребенка выстраивался стойкий иммунитет. Что надо делать? Конечно, свежий воздух, прогулки, водные процедуры. Фанатами этого направления являются люди, которые призывают беременную женщину моржевать. Но, если человек уже вошел в это, наступление беременности не будет противопоказанием. Но когда беременная погружается туда не имея начального опыта - это опасно и может привести к самопроизвольному выкидышу. У нас нет лонгитюдов и статистики, но совершенно точно известно, что в этих водных лагерях есть смертельные случаи и неблагоприятные исходы, - это там рядовое событие. В том плане, что это сочетается с религиозной идеей и отношение к благополучному исходу родов - принимающее. И они не подают в суд на тех, кто уговорил их на этот опыт. Но есть достаточно много детей, которые получили органические осложнения и вообще большие осложнения в результате практики водных родов.

Итак, плавать, ходить, гимнастика, танцы, йога, - замечательно.

Баня - если эта физическая нагрузка систематическая - то вроде бы никакой опасности в этом нет. Но если женщина, забеременев, решает, что полезно париться, лучше не экспериментировать с нормой. Ограничение физической активности - есть. Ходить надо, но бегать уже нельзя. Очень серьезное ограничение к обуви: вся физическая активность должна быть на низкой подошве без каблука: позвоночник достаточно сильно изгибается во время беременности и при постановке на каблук, возможно повреждение позвоночника или неправильное расположение ребенка внутри. Актуально для последних месяцев беременности. Кроме того, из-за гормонов размягчаются связки и увеличивается опасность травмы.

2. Для формирования систем восприятия, нужна обогащенная стимульная среда. Поэтому, все рекомендации и занятия направлены на обогащение стимульной среды. Какое? Во-первых, тактильное. Мы можем сформулировать его тактильный анализатор. Предлагается различное наложение рук. Поглаживание живота достаточно активное. Чувствительное прикосновение к животу, как будто ребенка массируем. И он, конечно, тут же откликается на это воздействие.

Просто наложение руки на живот приводит к повышению температуры внутри того места. И также, как он любит все сладенькое, он любит все тепленькое. Он подплывает к этому тепленькому местечку, это полезно и хорошо успокаивает ребеночка.

Больше всего говорят о звуковой стимуляции. Надо как можно больше, особенно после 26й недели, чтобы ребенок слышал вокруг себя как можно больше разнообразных звуков: он должен слышать человеческую речь, рекомендуют диалоги. Конечно, он не понимает что ему говорят, но звуковая стимуляция заставляет его развиваться. Поговорить с ребенком может и папа и это очень полезное занятие. Вообще, включать отцов во все в это очень полезно, так как родительская функция включается только в действии.

Музыка - здорово, если дом наполнен музыкой в том диапазоне, который комфортен для ребенка и если эта музыка поется матерью - это вообще замечательно. В возрастной психологии есть проблема развития способностей. Откуда они берутся? Говорят, есть генетические задатки (династия музыкантов). Но после того, как стало понятно влияние стимуляции, мы можем прийти к выводу, что это влияние стимуляции еще в пренатальном периоде (мама Баха была певицей например).

Михаил Лазарев - наш соотечественник. Опять таки, не являясь психологом, он медик по образованию, долгое время занимался лечением бронхиальных астм. Родилась вполне разумная идея, что пропевание - специфическая дыхательная гимнастика, которая способствует очищению органов дыхания. Но потом мысль пошла дальше: он начал заниматься с беременными женщинами. Он говорит о том, что некоторое звуковое воздействие способствует интеллектуальному развитию пренатального ребенка. Лазарев открыл наличие некоторых аналогий: дело в том, что электрическая активность мозга ритмична. Пытались сделать исследование (Елена Игоревна) о том, как влияют ритмы Лазарева на развитие ребенка. Ничего не нашли, кроме отвращения к музыке.

Есть связь преобладающего фона настроения ребенка и того настроения, в котором была мама во время беременности (изучена высокая корреляция). Связь объясняется гормональными воздействиями на развивающегося ребенка. Дело в том, что любое наше эмоциональное состояние отражается наличием некоторых гормонов в крови, которые попадают в кровь ребенку. Понятно, что настроения бывают разные, но если есть преобладающее - оно становится нормой и для ребенка. Это очень важно, так как, конечно, каждая семья хотела бы, чтобы у них рос солнечный ребенок. Оказывается, очень сильно можно повлиять на то, будет ли ребенок солнечным или будет кукситься. Женщина должна во время беременности быть в позитивном эмоциональном состоянии (должна чувствовать удовольствие, что ей хорошо в этой жизни). Что делать? Во время беременности, женщине как лекарство должно быть прописано получение удовольствия: ей это надо делать для ребенка, это время, когда она имеет абсолютное право на удовольствия. Конечно, первый триместр вряд ли с этим связан, а второй, когда формируется нервная система и задается ее функционирование - это уже важно. Эта идея поддерживается всеми направлениями за исключением того, что каждый хочет навязать свою красоту. Общепринято, что арт-терапия, вода нормализуют состояние, единение с природой помогает расслабиться, успокоиться и войти в благостное состояние. В тему воды входят дельфины.

Канадский профессор - Ван Де Карр - профессор калифорнийского университета, который открыл курсы для беременных женщин, назвав их «Пренатальный университет». Он декларирует развитие интеллекта, говоря о том, что учить ребенка нужно уже до рождения. Он говорит, что ребенка можно научить считать уже в пренатальном возрасте: хлопать в ладоши, например, два раза и говорить «два» и тп. Но тут мы ничего нового не узнаем, кроме того, что у ребенка существует запечатление.

В общем и целом, наверное, все равно, что женщина делает для своего ребенка. Если мы уговорили ее вообще что-то делать, это уже хорошо. Она начинает к нему прислушиваться, его понимать.