Перед тем, как дать вам рекомендации о том как вам помочь ребенку с застенчивостью, расскажу немного о том, откуда она возникает.
1. Застенчивость может быть наследственной чертой. Важно еще помнить и о том, что если родители сами стеснительные и малообщительные, то ребенок будет всести себя примерно также.
2. Застенчивость из-за отсутствия опыта. Так часто бывает, если ребенок долгое время растет в семье, в которой общался преимущественно только с папой, мамой, бабушкой и т. д., если ребенок мало общается со сверстниками (для ребенка 5 лет может быть не достаточным только посещение кружков, особенно спортивной направленности). Если ребенок в принципе мало общался с детьми, потому что мама или бабушка его от этого всячески оберегали, то трудности с общением весьма вероятны. Ведь это самое общение может оказаться стрессом. А одной из реакций на стресс является застенчивость ребенка и нежелание идти на контакт. Именно то, что вы называете застенчивостью.
3. Ребенок может быть застенчивым в новой обстановке. Попадая в незнакомое место, люди с разной скоростью в нем адаптируются: кому-то нужно 2–3 недели, кому-то хватит и пары часов. У детей все так же. Оказавшись в незнакомой обстановке, ребенок нуждается в некотором времени, чтобы освоиться в ней и начать знакомиться с другими детьми.
4. Застенчивлсть может быть из-зи неуверенности в себе. Как правило, причина в таком отношении к себе идет от родителей, которые осознанно или нет, но внушают ребенку подобные мысли. Бывает, что здесь же имеют место и педагогические ошибки, когда внимание малыша слишком часто акцентируется на промахах, а не на достижениях.
Как помочь ребенку?
- Не высказывайте ему свою тревогу по поводу этой черты и тем более не упрекайте ребенка. Не ставьте в пример других детей. Не обещайте ему всевозможные затруднения из-за застенчивости в будущем.
- Не выделяйте застенчивость как главную черту своего ребенка. Лучше подчеркивайте в разговорах с ним и с другими людьми его сильные стороны.
- В ситуации явного отказа от общего разговора или игры не стыдите и не принуждайте. Попробуйте просто описать его чувства в данный момент: "Похоже, что тебе сейчас не хочется играть (разговаривать, бегать и т. д.)".
- Старайтесь сами проявлять активность в общении. Побуждайте ребенка дома больше разговаривать.
- Будьте рядом, когда вокруг много незнакомых людей. Не заставляйте ребенка попадать в неприятные для них ситуации. Но понятно, что не следует и излишне опекать ребенка.
- Предоставляйте на выбор разнообразные занятия. Заметив успешность ребенка в каком-то деле, подскажите, как он может использовать свои новые знания или умения в общении с другими ребятами. Ведь нередко застенчивый ребенок считает себя неинтересным для других людей.
- Расскажите учителям или воспитателям об особенностях ребенка в контактах с другими детьми и о его сильных сторонах. Попросите дать ему возможность проявить свои способности и умения.
- Если в жизни ребенка предстоят большие изменения, помогите ему с наименьшими потерями приспособиться к новой обстановке и людям. Например, побывайте с ним заранее в новых местах, где предположительно ему нужно будет многообщаться. Проиграйте с ним возможные ситуации — что он может увидеть, услышать, что ответить.
- Поделитесь с ребенком собственным опытом. Многие люди в своей жизни попадали в затруднительные ситуации общения и, тем не менее, находили выход.