КонсультацииАрхив

Синдром отличника у ребенка 9 лет или у мамы?

414
04 сент. 2018
Mother
Добрый день! Меня беспокоит поведение младшей дочери (9 лет). Точнее ее эмоции. Возможно, у нее "синдром отличника".

У нас полная семья. Отношения у меня с супругом хорошие. Ругаемся очень редко, стараемся делать это не при детях. Старшей дочери 14 лет. Учатся обе не на одни пятерки, но и без троек. Всегда стараюсь говорить детям, что оценки не главное. Никогда не ругаю ни за тройки, ни за двойки.

Со старшей все в этом смысле нормально. А вот у младшей стала замечать не совсем для меня адекватную боязнь за оценки. Сегодня первый учебный день, а она вечером очень переживала, что не помнит точно, что именно сказала учитель: написать 3 строчки сочинения или не более 5-ти предложений.

Дело 100% во мне. Но я не могу понять, как мне нужно скорректировать поведение, чтобы она не переживала так сильно за свои неудачи
Постараюсь сформулировать более конкретно: дочь боится неудач (ходит на плавание. Занимает призовые места на соревнованиях. Но если только чувствует, что кто-то есть сильнее ее, сразу начинает очень нервничать, чуть ли не отказывается идти на соревнования) Недавно услышала от нее фразу: "Наверное, учителя выкидывают букеты всех учеников, кроме отличников". Эта фраза меня еще больше напугала. Т. Е. Она считает, что любят только лучших.

Еще она ни шагу не ступает самостоятельно. Ее охватывает паника, когда выясняется, что ей придется самостоятельно учить уроки, без чьей-либо помощи. Сегодня вместо того, чтобы идти домой, когда узнала, что я задерживаюсь на работе, а папа уехал на стройку, убежала к бабушке "делать уроки".

Со спортом я понимаю, что я сделала не так - пошли на плавание для того, чтобы исправить сутулость (это у нее от меня). А после первой победы я вдруг стала ей говорить, что если она хочет чего-то в плавании добиться, то нужно старательнее заниматься. Пыталась воззвать к ее целеустремленности и, похоже, перестаралась. В следующий раз она перед соревнованиями впала в депрессию.
Но помощь Ваша нужна теперь в форме совета как исправить то, что натворила.

Со школой сложнее. Здесь, вроде бы, никогда не ставила оценки во главу угла. Всегда говорила, что всякие оценки бывают. Что и у меня были плохие оценки, и у папы. Главное, что она старается, что ошибки - это то, что можно использовать для дальнейшего своего развития. Но, видимо, теория расходится с практикой. Сама того не замечая, как-то, наверное, давлю на нее.

Еще она очень ревниво относится к младшему двоюродному братику. (2,5 года). На "чужой" территории играет с ним спокойно, даже, можно сказать, заботливо. Но стоит ему придти к нам в гости, как она становится просто "мегерой". Кричит на него, не дает играть в свои игрушки. Доходит до того, что начинает выгонять и его, и тех, кто его привел (мою сестру=своего учителя английского языка) или бабушку.
Подскажите, в какой стороне искать причину. Что именно мы (а скорее всего я) делаем не так?

Добавлю еще, что я занимаю руководящую должность (характер у меня соответствующий). Вот и боюсь, что я свою "авторитетность" нечаянно на дочь переношу. Однако, и комплексов своей нереализованности не имею - т. е. не стараюсь в дочери воплотить свои нереализованные мечты: спортом никогда не увлекалась; музыку терпеть не могла - училась на фортепиано (дочь играет на скрипке - инструмент выбрала сама, говорит что очень нравится - но опять же без меня готовить домашнее задание к уроку боится).
Фух, сумбурно получилось. Буду благодарна, если из моей тирады что-то поймете и дадите совет.

Чувствую, что порчу дочери жизнь, но не пойму как и что нужно менять в своем поведении, чтобы прекратить это.
Как найти золотую середину между мотивацией и чрезмерным контролем?

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
04 сент. 2018
Здравствуйте, Mother. Видимо, по психотипу Ваша младшая дочь более чувствительная и ранимая, поэтому любая ошибка инициирует внутреннюю тревогу и страх потерять внимание, любовь близких (а также учителей). Второй момент: видимо, Вы чувствуете неуверенность дочки в приготовлении домашних заданий, и в силу характера руководителя (тяготение к контролю) Вы подсознательно берете большую часть ответственности за дочкину работу на себя, проверяя результат. Если бы внутренне Вы действительно признали ее право на ошибки (как неотъемлемое для каждого человека), то и уровень тревоги дочки стал бы гораздо ниже, и она начала бы потихоньку делать все сама. Вероятно, самостоятельно сделать это будет непросто, поэтому я бы рекомендовала Вам несколько очных или скайп-консультаций.