КонсультацииОтношения родителей и детей

Привязалась к подростку (15 лет) из детского дома. Как выстраивать отношения с данным ребёнком?

582
16 янв. 2019
СветАтаеще
Мне 39 лет, муж, дочь11 лет. Работаю в свободном режиме художника. Случайно оказалась в Доме ребёнка, помогала волонтеру. Привязалась к мальчику 15 лет, ДЦП, умеренная умственная отсталость. Привлёк силой духа, внутренней врожденной гордостью, стойкостью... Уверенна в сохранности интеллекта. Парень до 14 лет не вставал с коляски, не умел читать, писать и тд. До совершеннолетия осталось 3 года. Мечтаю перевернуть все и на комиссии в 18 лет доказать что мой Петя может жить самостоятельно, а не доме инвалидов. Оформляю гостевую опеку на него. Стала заниматься с ним по программе 2 класса школы 8 вида. Есть успехи. Готовимся ко второй операции на ноги, в надежде улучшить физическое состояние парня. В новогодние каникулы жил в моей семье 7 дней. На 4 день закончились говогоднии развлечения, семья в ходила в обычный рабочий режим. Мой Петя стал ворчать, игнорировать меня и дочь, которая всячески участвует в его жизни. Стал говорить, « зачем только я вас встретил» и тп. Постоянно сидел в наушниках в интернете. Заниматься, как в предыдущие выходные дни, разговаривать с нами, читать книги отказывался. Проявлял эмоциональную холодность и отчужденность. Желая примириться подхалимничал используя слова « мамуля» хотя обычно обращается ко мне по имени. Объясняла. Говорила. Просила. Вопрос: возможно ли ребёнка с такой судьбой (15 лет у телевизора среди глубоко умственно отсталых) в таком возрасте « пробудить» к деятельности, к стремлениям, к работе... Аккуратно говорю о будущем, о том что кто-то поедет в дом инвалидов, а кто-то может жить иначе. Придумала что он мог бы работать массажистом. Обещала что помогу отремонтировать Жилье - наследство от родственников. Не могу! Не могу пробить лень и неделание трудиться (разминать ноги после первой операции, читать, тренировать мозг счетом). Предлагала ему усиленно заниматься что бы досрочно сдать программу 2 класса, начать изучение программы за 3 класс. Нет. Не могу. В первые визиты домой играл роль хорошего мальчика. Сейчас все сведено к « Света мне надо купить» и нахождению в телефоне при безлимитном интернете! Принебрижительно обращается к мужу и дочке. Когда сказал моей подруге «Женька» спросила его, почему так обращается к взрослым. Ответил, что тогда ему кажется что мы у него в руках и он нами управляет как марионетками. Ну вот, кажется, все острые моменты обозначила. Жду практических рекомендаций по поведению и выстраиванию отношений с данным ребёнком.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
16 янв. 2019
СветАтаеще, здравствуйте.
Как давно Вы познакомились с ним?
16 янв. 2019
СветАтаеще
27 октября мы познакомились. 2018 год
16 янв. 2019
СветАтаеще, Вы знаете его совсе недавно, а планов у Вас уже много.
Сейчас все сведено к « Света мне надо купить» и нахождению в телефоне при безлимитном интернете! Принебрижительно обращается к мужу и дочке. Когда сказал моей подруге «Женька» спросила его, почему так обращается к взрослым. Ответил, что тогда ему кажется что мы у него в руках и он нами управляет как марионетками.

Он показывает вам те отношения, к которым привык в своей среде. Это инфантильные отношения.
Ему сложно понять, как устроен Ваш мир и поэтому проще представлять нечто вроде кукольного домика, а себя кукловодом. Я привела свободную интерпретацию, у него могут быть свои ассоциации - они нужны для того, чтобы справиться с тревогой. Поэтому следует считать его слова искренними и не бороться с ними. Но можно просить называть полные имена, учить, что подарки дарятся за сделанные дела. То есть, нужно отказаться от идеи, что сейчас с ним можно обращаться как со взрослым. Наоборот, верным будет - учитывать его уровень понимания и помогать ему, как ребенку. Однако, обращаться в речи можно как со взрослым - по полному имени, спрашивая его мнение о ситуациях, говоря языком взрослых.

Важно присоединяться к нему в диалоге.
Например, можно сказать: "Женька... Это ты красиво сказал. Но она любит, когда называют Женей. Тогда она становится доброй".

Можно спросить: "А кто управляет тобой, как марионеткой? Ты любишь того человека?"
Такие вопросы помогут ему взрослеть.
16 янв. 2019
СветАтаеще
Ой! Как просто и гениально, спасибо за Ваши Советы. Может вы мне порекомендуете книгу-пособие для таких детей, что бы мне легче было. Была бы признательна, очень нуждаюсь в знаниях... По поводу медецинских и квартирных вопросов- это я сама. Про свои права все отлично знаю. Взаимодействую с директором детского дома. Вместе с ней занимаема операцией, квотами и тп. Мне психологических навыков не хватает

Специальная обучающая группа это примерно хоть что? Где искать? Под какими названием? В какую сторону бежать (у нас в городе есть реабилитационный центр для детей дцп, или искать это в частных психологических центрах) можете подсказать?
17 янв. 2019
Специальная обучающая группа это примерно хоть что? Где искать? Под какими названием? В какую сторону бежать (у нас в городе есть реабилитационный центр для детей дцп, или искать это в частных психологических центрах) можете подсказать?

Лучше узнавать в детском психоневрологическом диспансере. Такие длительные группы обычно организуют либо на бюджетные средства, либо при благотворительных фондах. Вам хорошо бы откуда-то получать такую информацию - влиться в среду заботящихся об инвалидах.
В частных центрах очень редко.

Книги Дональда Винникотта и Франсуазы Дольто. Их несколько переведено на русский. Они очень полезны для понимания образа мышления, образа тела ребенка.
18 янв. 2019
СветАтаеще
Спасибо Вам. Последний вопрос: у таких групп есть название? (я слышала есть группы арт-терапии, гальштатт терапии..)
18 янв. 2019
СветАтаеще, добрый день.
у таких групп есть название? (я слышала есть группы арт-терапии, гальштатт терапии..)

Психотерапевтические группы для людей... (с ограниченными возможностями или с конкретным диагнозом).