КонсультацииПсихологическая реабилитация
Как забыть травлю в школе?
Добрый день, Николай!
Психологическую травму будем прорабатывать отдельно, а пока давайте посмотрим что вообще в подсознании творится.
В жизни у каждого человека накапливается много подсознательных установок. Еще Фрейд определил, что подсознание — резервуар чувств, мыслей, побуждений и воспоминаний, которые находятся за пределами нашего сознательного понимания. Подсознание хранит и подавленные чувства, которые слишком болезненны или постыдны, чтобы осознанно с ними сталкиваться — например, скрытые воспоминания, привычки или желания. Из всего этого складываются наши подсознательные установки - неосознанная предрасположенность к определенным мыслям и поведению в конкретных ситуациях.
Большинство установок играют положительную мобилизующую роль. Но есть и множество нерациональных, негативных установок, которые мешают нормальной жизни.
Для того, чтобы изменить свою жизнь надо разобраться с негативными (иррациональными) подсознательными установками, определяющими Ваше отношение к жизни в целом и частностях.
Пройдите классический тест Эллиса онлайн на наличие подсознательных негативных иррациональных установок (ссылка по правилам сайтам в личном сообщении).
Этот тест минут на 15-20, достаточно информативный, выявит уровень Ваших подсознательных негативных проблем, с которыми работает когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), направленная на работу с внутренними понятийными структурами, опытом, знаниями и их обработкой. Основной результат терапии - изменение эмоциональных реакций и поведения. Этот подход относительно краткосрочный (обычно несколько недель), сфокусированный на выявлении иррациональных подсознательных установок, выявлении негативных автоматических мыслей, которые ведут к неадаптивному эмоциональному состоянию и поведению. Он направлен на глубинное изменение неадаптивных эмоциональных реакций, мешающих полноценной жизни.
В конце теста посмотрите краткое описание метода КПТ, потом разберемся подробнее.
Пишите, что получилось (цифрами или ссылкой), обсудим.
. Хорошего настроения!
Шкала "катастрофизации" - 15 баллов
Шкала "долженствования в отношении себя" - 19 баллов
Шкала "долженствование в отношении других" - 17 баллов
Шкала "оценка фрустрационной толерантности личности" - 19 баллов
Шкала "самооценка и рациональность мышления" - 19 баллов
Здравствуйте, Николай!
Наверное, расстраивают такие показатели? (обращаю Ваше внимание - чем ниже показатель, тем выше степень проявления установки). Ничего непоправимого нет, просто отражение реальной действительности, состояние психики на данный момент. Как говориться, осознание — первый шаг к изменению жизни, к гармонии в душе.
Начнем по порядку.
Катастрофизация (наиболее близко по смыслу «русское» слово «Драматизация» как усиление некой конфликтности). У Вас она выражена очень сильно: « Ярко выраженное и отчетливое наличие иррациональной установки». У Вас - 15, а только после 30 установка оценивается более «мягко» - как «наличие иррациональной установки и вероятность возникновения стресса по этому поводу».
Катастрофизация - это когнитивный процесс, при котором человек проявляет преувеличенное представление о негативе, предполагая наихудшие результаты и интерпретируя даже незначительные проблемы как серьезные бедствия, склонность ожидать худшего, сгущать краски и видеть в любой проблеме страшное предзнаменование.
Человек как существо биологическое имеет сильнейший инстинкт выживания, доставшийся нам от предков. Однако в современной социальной среде этот инстинкт зачастую играет отрицательную роль. Подсознание "бьет тревогу" при обычных межличностных конфликтах, критике, покушении на самооценку (внутренний престиж) как будто это на грани угрозы жизни. И человек своей склонностью к негативизму изводит себя вопросами: «А вдруг…? », «Как бы чего не случилось? », «А что, если…? ». Корни такого поведения следует искать в его внутренних установках: боязни неизвестного, завышении значимости негативных событий, повышенной эмоциональности (а не рациональности) анализа ситуации.
Для этой установки характерны определенные подсознательные или полусознательные слова (маркеры установки), которые полуавтоматически воспроизводятся в негативных ситуациях.
Слова-маркеры: катастрофа, кошмар, ужас, конец света, драма, бедствие, несчастье, разгром, крушение, это убивает меня, «жесть», «облом», вдруг не успею, "капец", жуть …
Подумайте, что Вы используете из этого "арсенала".
Я не могу забыть травлю, которая была со мной в школе... Прошло уже 6 лет, а я никак не могу забыть эту травлю
Драма которая остается в душе?
Иногда клиенты просят пояснить значение понятия «слово-маркер».
Именно этими словами Вы как бы делаете отметку ситуации (помечаете ее как канцелярским маркером, только здесь словом на границе сознания и подсознания)
Если углубиться.
В лингвистике Маркер - это некая морфема (наименьшая единица языка, с лексическим и грамматическим значением), которая указывает на грамматическую функцию отмеченного слова, фразы или предложения.
Используется этот термин в различных областях.
Так, например: для менеджеров по продажам важны слова-маркеры, встречающиеся в речи потенциального покупателя. Это слова или фразы, по которым он может быстро понять — на какие потребности ориентирован клиент (в хороших "конторах" продавцов этому учат).
Установка долженствования или более по-русски: Установка повышенной требовательности или безусловная требовательность:
1. к себе,
2. к людям,
3. к миру в целом.
Установка проявляет себя в трех вышеупомянутых сферах.
Первая сфера – установка долженствования в отношении себя (тоже сильна 19) – то, что я должен сам себе (требовательность к себе), каких результатов достигать; как я должен вести себя с другими, обществе в целом.
Наличие убеждения в том, что Вы себе или кому-то что-то постоянно должны, будет служить источником стресса в следующем случае: когда что-либо будет вам напоминать об этом долге, и что-либо одновременно будет мешать Вам его исполнить. Как у Вас обстоит дело с перфекционизмом: идеал может и должен быть достигнут; несовершенный результат работы не имеет права на существование; озабоченность стремлением к безупречности и совершенству (сопровождающаяся критическими самооценками); опасениями по поводу оценок других ("синдромом отличницы")?
Порой, когда я совершенно случайно вспоминаю этого задиру, в моей голове всплывают те образы и та беспомощность, которую я ощущал тогда, 6 лет назад. И все мои достижения, в прямом смысле мрачнеют и обесцениваются на фоне этих воспоминаний.
Я должен избавиться от чувства беспомощности?
Вторая сфера установки долженствования (у Вас более выражена 17) – долженствование в отношении других – то, что и мне и в обществе (друг другу) должны другие люди. То есть как другие люди должны вести себя со мной и с другими людьми (между собой), как говорить, что делать (жесткость моральных законов).
И это один из мощнейших источников стресса, потому что никогда и ни у кого в жизни за всю историю человечества не было такого окружения, чтобы оно всегда и во всем оправдывало наши ожидания.
Отмечу, что долженствование к другим — это как некая проекция Вашего отношения к себе, часто определяется Вашей внутренней моделью социальной среды, где всё и все должны быть более идеальны.
Никто из класса за меня не заступался и никто меня не защищал. Всем было на меня плевать.
А ведь им следовало бы, они должны были вступиться? Как бы Вы поступили на их месте?
Третья (возможная) сфера установки долженствования – требования, предъявляемые к окружающему миру, – то, что «должны» нам социальная среда в целом (миропорядок), правительство, местные власти и "гады из ЖКХ", природа, погода,... И т. п.
Слова-маркеры для всех этих установок: обязательно, должно, должны, должен (не должен, не должны, не должно, не имеет права и т. п.), положено, «кровь из носу», во что бы то ни стало, необходимо, обязан, надлежит, требуется, приходится, надо, вынужден, следует, очевидно...
Насколько часто прокручиваются в голове?
Низкая стрессоустойчивость (фрустрационная толерантность 19) — это пока естественно для Вашего общего состояния. Небольшие (для других людей) стрессы бьют по Вам гораздо сильнее. Вы многого требуете от других и себя, но не удается выполнить на "отлично", а иногда и вообще «обломы» случаются, кругом катастрофы, драмы (и маленькие и большие).
Самооценка и рациональность мышления (19) - это некий обобщенный показатель. Судя по Вашим письмам и тесту, Вы сейчас вполне способны адекватно анализировать себя и других (их поведение), формулировать и излагать свои мысли. В этом вроде бы нет сомнения.
Однако самооценка, видимо, действительно низкая. Самооценка - оценка своих собственных качеств с позиций каких-то стандартов, посредством сравнения себя с другими людьми или собственными ожиданиями от самого себя либо своими представлениями идеальной личности. Как у Вас с этим?
Боязнь общения, критики, ранимость, чувство беззащитности, что из этого проявляется?
Обдумайте не спеша, напишите, что Вы сами думаете о полученных результатах теста Эллиса, а так же моем предварительном анализе Ваших негативных подсознательных установок.
С чем Вы согласны. Более информативным будет даже с чем Вы не согласны.
На этой основе можно начать работу с негативными установками.
Хорошего настроения!