Все новости

Образование и самооценка: комплекс образовательной неполноценности

08 июн. 2018
557
Часть 1.
Комплекс неполноценности всегда недоволен образом себя. Он всё время напоминает тебе, что ты недостаточно красив, умён, креативен, силён, богат. Сегодня поговорим про ситуацию, когда он недоволен нашим образованием.

Здесь две защитные стратегии.
Первая: превратиться в вечного студента или собирателя дипломов, причём каждый должен быть отличным. Такие люди имеют не по два, а от трёх и больше дипломов, а всяких сертификатов и не сосчитать. Но всё равно продолжают чувствовать себя плохо образованными выскочками, образование своё обесценивая. Так, профессор медицины, стены которого завешены дипломами, говорит учёному у него на приеме: «Ну какой я профессор, разве у нас наука, вот у вас другое дело». Именно в этом «у вас», которое где-то близко или далеко, но не «у нас» обитает настоящее образование. Если не в Самаре, то в Москве, если не в Москве, то в Англии или в Калифорнии. Именно эта зависть к тем, кто учился «там», заставляет туда рваться. Но даже если закончил лучший вуз мира, что-то всё равно не так с твоим образованием. Выясняется, что именно в твоей области этот вуз не лучший, или его образование слишком академичное или недостаточно академичное, или недостаточно хороший руководитель, или ты недоучил. В общем, как ни стремился к звезде – звездой не стал.

Вторая защитная стратегия называется «не стоит даже и пытаться». «Ну куда мне лезть со своим ограниченным мозгом, все же сразу увидят, какой я тупой». И чем больше я откладываю своё образование, тем труднее мне решиться пойти учиться. Ведь все будут пальцем показывать на тётку среди молодежи. Такие люди бывают удивительно начитанными и тратят на самообразование не меньше времени, чем первые на образование. Но их комплекс обесценивает все эти знания, потому что нет диплома, потому что никто авторитетный не подтвердил им, что их знания чего-то стоят.
Есть понятное объяснение, почему комплексу неполноценности так легко прицепиться к образованию. Все слышали, что «чем больше я знаю, тем лучше понимаю, как мало я знаю». Многие знакомы с рисунком, демонстрирующим это явление: чем шире становится сфера моих знаний, тем больше открывается вселенная непознанного. Но это рациональное объяснение не помогает, и даже самые образованные люди страдают от комплекса образовательной неполноценности. А уж с нашим расщеплённым на провинциальность-грандиозность культурным комплексом явление приобретает особенно яркие масштабы.

Однако есть несколько способов трансформировать свой комплекс образовательной неполноценности на пользу себе и другим.

1. Учиться самому важному
Однажды Будда принёс из леса охапку листьев и спросил своих учеников: «Где больше листьев: у меня в руках или в лесу?». «Конечно, в лесу» - ответили ученики. «Правильно. Листья у меня в руках - это знания, которым я вас учил, а листья в лесу - остальные знания. Их очень много, но они не нужны вам».

Чем больше у нас комплекс неполноценности, тем больше мы стараемся выглядеть компетентными во всём, тем больше мы пытаемся объять необъятное. Или, наоборот, прячемся в очень узкой области, где никто не может даже оценить наши знания, но, возможно, они никому и не нужны. То есть важно стремиться избегать двух соблазнов комплекса неполноценности - стать эрудитом во всех областях знаний (книжником) и спрятаться за маской узкого специалиста, подобного флюсу.
Но как выбрать из множества знаний и образований самые важные? Я практически уверен, что самые главные знания - от том, как устроен мой процесс познания, как устроена моя психика. Ведь именно она делает меня несчастным или счастливым. Так, если я страдаю от своего комплекса неполноценности, логично узнать, как он устроен, каковы его причины, а главное, как я могу выйти из-под его негативного влияния и сделать его своей сильной стороной.

2. Глубокая переработка знаний
Часто моя неуверенность в образовании и полученных знаниях связана с тем, что эти знания остаются знаниями поверхностными. Это напоминает огромные непрочитанные библиотеки. Как будто книгу достаточно купить, чтобы присвоить эти знания. Скажу больше, недостаточно и прочесть, даже несколько раз. Более того, недостаточно написать свою книгу на основе всех этих книг. Да, в этом случае процесс переработки может быть очень серьёзным, особенно когда человек не цитирует других авторов, а пишет об этом своим языком. Но пока эти знания не изменили моё переживание и поведение, то есть стали новым практическим опытом, я не буду чувствовать полноценность их усвоения.

Например, я прочитал информацию про более эффективную работу мозга в утренние часы и аргументированную рекомендацию самые сложные, творческие задачи делать с утра, отложив просмотр почты на потом. Но если я продолжаю начинать день с просмотра почты, а творчество откладываю на вечер, значит, знания не усвоены, и я естественно чувствую их неполноценность.
Будда говорил: «Не нужно мне верить, проверяйте мои знания на практике». Поэтому стать практикующим, то есть тем, кто превращает знания в практику, - прямой путь к обретению естественной уверенности вместо фальшивого умного «Я», состоящего из не переработанных цитат авторитетов.

Продолжение следует.

А как Вы ощущаете комплекс образовательной неполноценности? Как можно с ним справиться, кроме работы с комплексом неполноценности в целом?

Образование и самооценка: комплекс образовательной неполноценности
Часть 2. (часть 1 выше)
3. Принятие незнания и отказ от внешних зеркал
Часто людям с комплексом неполноценности снится сон о том, как они сдают экзамен или отвечают у доски. Ответа нет, и они просыпаются от жгучего стыда. Попробуйте в активном воображении продолжить этот сон и сказать экзаменаторам: «Я не знаю ответа, расскажите, мне пожалуйста».
Важно понять, что чего-то не знать - естественно. Если мы признаём ограниченность своих знаний в какой-то области, это избавляет нас от стыда и даёт нам возможность эти знания восполнить. Если мы стесняемся признать свои провалы и делаем вид, что всё знаем, мы подпитываем комплекс неполноценности. Нам важно быть постоянно открытым для этого антинарциссического каминг аута. Да, я этого не знаю, расскажите мне пожалуйста. Это просто прекрасно, что вы показали мне дыру в моих знаниях, я заблуждался, что в этом полностью разобрался, мне действительно нужно в это углубиться.
С другой стороны, важно получать обратную связь по сути, а не формально. Комплекс неполноценности постоянно заставляет нас использовать других как зеркала, подкрепляющие нашу самооценку. В данном случае, «свет мой зеркальце,(референтные другие) скажи, что я на свете всех умнее и образованнее». Такая оценка всегда формальная, отражающая поверхность, а не суть. Ведь в зеркале других чаще отражается наш фасад. Поэтому мне так важно прикрыть этот фасад множеством дипломов, то есть формальным признанием этих учёных зеркал.
Но настоящего мудреца никогда не волнуют ни звания, ни отражение в других. Всё это меркнет перед светом настоящего знания. А мы, встретив этот свет, продолжаем искать очередное зеркало, которое его отражает, и действительно подтвердит нам, что мы этот свет видели.
Часто мы лучше всех других знаем свои слабые стороны и пробелы в знаниях, знаем, насколько мы их переработали и превратили в часть своего опыта. А если так, нам не нужно внешнее подтверждение, нам намного важнее потратить время не на очередное формальное образование, а образование сущностное. Перестаньте искать зеркало, обнаружьте зеркальную природу своего ума, и тогда все знания мира - ваши.
4. Благодарность вместо зависти
Кроме стыда, комплекс неполноценности питается завистью. Как часто мы завидуем знаниям в другом. Но если мы способны это оценить, значит, мы уже понимаем эти знания, значит, наших способностей и знаний достаточно, чтобы в этом разобраться и переработать их, сделав частью своей жизни. А если нет, возможно, человек, которому мы завидуем, просто использует свои знания для повышения своей самооценки, попутно активируя комплекс неполноценности в других. Тогда эти знания - просто перья в хвосте павлина, или просто ширма, прячущая всё тот же комплекс неполноценности.
Хороший учитель всегда говорит понятно, излагает только то, что нужно и действительно может быть усвоено, старается подобрать к каждому ученику свой подход. Он не возвышается над учениками и показывает им, что он лишь правая нога, ушедшая вперёд на один шаг дальше ноги левой, которая в следующем шаге может опередить ногу правую. Возможно, мне повезло с такими учителями, и я испытываю очень много благодарности за то, что они делились своими знаниями, то есть самым ценным и дорогим, со мной.
Мы все - лишь путники на этом пути знания, мы лишь отражение вечного знания вселенной. Неполноценность всегда связанна с нашей отдельностью, эгоцентризмом. Если я чувствую себя естественной частью великого, постоянно самопознающего процесса, зависть естественно растворяется, а благодарность наполняет меня слезами радости.
Пишите ваши мысли и чувства про комплекс образовательной неполноценности.