Оставим в стороне биологию и эгоистичный ген, заставляющий нас идеализировать новое, чтобы распространиться. Остановимся на психологическом понимании механизмов этого явления. В ядре неполноценности мы находим расщеплённый образ Я на Я недостойное, отвратительное и вызывающие стыд и Я идеальное, прекрасное и всемогущее. Чтобы уменьшить внутреннее давление этого расщепления, человек постоянно проецирует обе части своего Я вовне. Проекция своей идеальной части создаёт внешний идеал. Проекция своей отвратительной части делает другого отвратительным. Оба играют свою важную роль: первый создаёт надежду и смысл жизни, второй позволяет избавиться от части своего стыда, эвакуировав свою отвратительную часть во вне. Кроме того, эта двойная проекция даёт мне возможность дистантного контакта с обеими частями своего Я. Я тянусь к божественному и не достигаю его, и я отталкиваюсь от отвратительного, полностью не теряя с ним контакта.
Идеал обычно меня отвергает, а обесцененный близкий пытается меня вернуть, и сам меня идеализирует. Так двойная проекция превращает внутреннюю проблему во внешнее страдание. С идеалом я могу отыграть детские объектные и архетипические отношения с полной грудью матери, которая мне недоступна и меня отвергает. С обесцененным близким - отношения с опустошённой грудью, которая меня преследует, а я её отвергаю. Ясно, что опустошённая грудь раньше была полной и идеальной, а идеальная, если согласится на отношения, вскоре обесценится и станет опустошённой.
Такой треугольник может разыгрываться комплексом неполноценности многократно, с разными участниками, создавая ощущение вечного повтора и страдания всех.
Что делать? Вернуть проекцию. Принять идеальную часть себя как невоплощенный ресурс, позволить ей вырасти в зрелую духовность и воплотиться в равных отношениях. Освободить свою обесцениваемую часть из тюрьмы стыда, приняв свои слабости, ошибки как часть человечности. Легко сказать, и трудно сделать. Здесь мы увидели лишь механизм и наметили курс освобождения, на который могут уйти годы психотерапии в тёплой, поддерживающей и одновременно не потакающей этой защите атмосфере.