Все статьи

Архетип Пути

02 июл. 2019
1885

Метафора и даже, не побоюсь этого слова, Архетип Пути – достаточно новы для сознания западного человека и славянина. Мы много веков были оседлыми и лишь в смутные времена срывались бродить, как в «Чевенгуре» у А. Платонова. И были странные, бродячие люди, немногие странники среди народа. В основном же превалировала у нас идея дома и обустройства (строительства дома).

Пшеница очень прочно нас одомашнила (это идея Юваля Харари). И дерево – наш устойчивый образ жизни и всего остального вокруг неё. Однако, как ни крути, а застой на одном месте. Потому в наших мифах и сказках герои вечно подрываются куда-то. А чаще буря какая-то должна сорвать их, выдрать из родной земли и понести, чтобы что-то произошло. С мощным проникновением восточных мыслей на наши просторы, мы всё больше отдавались жизненной метафоре Пути, нехотя признавая, что Земля и всё остальное в вечном движении, жизнь прожить – это перейти поле, лес, город, море и дальше... Нынешней молодёжи уже в основном смешны застойные идеи архиважности устройства и обустройства.

Всё менее ценными становятся собственность и привязка к месту. Теперь на выпускных в школах и при вручении дипломов уже не говорят о поиске Места, говорят о поиске Пути. Давайте и мы. Из чего состоит ПутьНачало – точка отправления. Об этом часто забываем, устремляясь взглядом в туман и высматривая цель. А об этом полезно помнить. Задаваться вопросом «кто я сейчас? », рассматривать багаж, материальный и не только. Стоит помнить о станции отправления и её законах... И конечно, присматриваться к попутчикам, отличая идеи «пойти в институт за компанию с подружкой» от ценности случайно-неслучайной встречи в пути. И конечно, проводник, если повезет. Цель.

О критериях и правилах формулирования целей написаны тома. Лично мне, по итогам, так сказать, видится, что всякая цель по жизни – лишь повод двинуться в путь и пройти его. Но это не умаляет её значения. Наоборот. Без хорошей цели путь не залаживается. Духовные Учителя говорят, что у духовного пути нет цели. В общем, конечно. И у жизни в принципе цели нет. Цель – она полезна, потому что многим помогает в пути. Двигаться без цели – высший пилотаж.

Вероятно, хорошо к 50-ти освоить подобный навык. А в 20-30 (повторюсь) хорошая цель – полезное подспорье. И на привалах и перевалах цель полезно вспоминать, при необходимости корректировать. А по мере приближения к ней, начинать присматривать следующую. Там, где мы достигли цели – одна из приятных стоянок-привалов (а радость ведь так важна! ), при условии, что мы уже видим следующую. Важно в пути – не таскать лишнего. И пропускать лишнее. Например, совершенно лишний – вопрос «зачем? ». Глупее трудно сыскать. Карты, маршрут... Об этом дальше. Не путать путь с дорогой

Недавно у Мураками услышала о некоем северном народе, у которого «не было культуры дорог». У нас же нынешних утеряна культура бездорожья. Часто кажется, что наш современный путь обязательно должен включать в себя и цель, и дорогу к ней.

Потому так трудно ассимилироваться в общий социум подросткам, честно стареющим, людям в кризисе и просветлённым. Человек, который движется без дороги и цели, считается заблудившимся, заблудшим. Порой так и есть. А порой, не видя ни цели, ни дороги, всё равно можно и надо держать путь. Держать путь – очень, кстати, ценный мем. Порой, чтобы держать путь в отсутствии навигации, маршрута, подобно Колумбу или Марко Поло, нужно лишь желание двигаться и внимание. Внимание«Следи за собой, будь осторожен. Следи за собой... »

Эта песня Виктора Цоя о судьбе и пути – одна из моих любимых. Знаете, почему надо следить за собой? Потому что следить перед собой нельзя. Когда идёшь вперед, причём сам, то следишь, оставляешь следы за собой. Твой путь у тебя под ногами. Арагорн:-Мой Путь скрыт от моих глаз... Арвен:- Он у тебя под ногами. Есть такая медитация – внимательное хождение. И порой самые главные наши пути, лишь те, которые мы видим уже пройденными, видим свои следы на них. Что важно в пути? Достоинство, настойчивость, устойчивость. Так много однокоренного со «стоять»... Как думаете, почему? Может быть, это чтобы мы не забывали о важности стоянок? Стоянки, привалы – особая значимая часть пути. Как и навык останавливаться и снова подниматься в путь.

Однако, устойчивость важна и в движении. Из двух иероглифов «шаг левой»+ «шаг правой» складывается китайский иероглиф «путешествие». Но часть каждого шага – стояние. В оседлости – застой. В пути – настойчивость и достоинство. Именно они становятся главными проводниками, когда оказываемся мы в бурном море или пустыне кризиса. И внимание, конечно. Настроение – одно из моих любимых слов. Для меня оно важнее и полезнее обустроенности. А для вас? Что ещё не забыть? Спросила внука (Даниил, 9 лет), он сказал:- Сила, ум. Хорошо, когда есть мужчина рядом, чтобы посоветоваться! Потом добавил: ловкость, реакция. Парень – уже проводник в компании сталкеров на Бали. Знает, о чём говорит. Хороший проводник-сталкер - далеко не всегда тот, кто смотрит в навигатор и крутит руль. Это скорее тот, кто знает особенности пути и его законы, при этом готов к неожиданностям, умеет «кидать гайки», помогая путникам расшифровывать подсказки... Нужные вещи, полезные вещи. Именно засиживаясь на месте и обустраиваясь, мы в наш век безудержного и насильственного потребления обрастаем вещами лже-нужными и часто не полезными. И очень полезно оказывается собирать иногда рюкзак и окидывать взглядом остальное... Еда.

Тут и в прямом смысле стоит поразмыслить: скольких симбионтов мы таскаем с собой и кормим, сколько жировых запасов... А главное (мы же о психологии) задаваться вопросами: «что питает меня, мои силы? Брать ли мне это в запас или искать на пути? »... И, конечно, Вода! (это подсказка дочери) Путь – обычно часть героического сценария. Потому не забудем о важности текучей энергии инь, плавности, нежности, слабости порой... И главная питательная жидкость –юмор. Песня – настроение и ритм. Собака, конь, верблюд или осел.

В отличие от авто, они учат доверять чутью, а не фатальности. Хотя и автомобилю, и самолёту приятны внимание и интуиция, навык и доверие. Даже поезду... «Один говорил: мол, мы – машинисты. Другой отвечал – пассажиры». Ну и так... Звезды... (сказала мудрая Ирина Банникова) Смотреть (не забывать) в небо, под ноги, видеть цель впереди, прислушиваться к смерти за левым плечом... И чувство юмора, потому что путь, как и жизнь – очень многофакторная штука, как не защищайся идеей контроля... «И пусть капризен успех, он выбирает из всех того, кто первым посмеётся над собой... »

А вы как путь держите? С благодарностью моим проводникам и попутчикам, Ю Же, П. Милое и дальше, Лето 2019 p. S. Приглашаю Вас на свои мероприятия «По пути с Ю Же» -

https://www.psysovet.ru/articles/932p,s. S. Буду рада вопросам и идеям по теме.