Все статьи

Периодизация возрастного развития по Фрейду

12 июн. 2017
22605

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПО ФРЕЙДУ

Жизненный путь человека умудряются делить на кусочки, мы называем их возрастами. И вопрос, о которым идут до сих пор споры - вопрос о критериях. У Фрейда все максимально просто: критерием развития и периодизации является телесное созревание. С высот личностных качеств и защит мы спускаемся к основанию. Никакого другого, психологического критерия, Фрейд не выдвигает и это еще одна возможность его критиковать.

Что же происходит в телесном созревании? Рождается зрелая сексуальность. Тело человека не одинаково чувствительно к удовольствиям. Есть отдельные участки, которые наиболее чувствительны к телесному наслаждению. Он называет их эрогенными зонами. Телесное созревание, по Фрейду, заключается в том, что эрогенные зоны созревают понемногу: сначала вступает в силу один участок, потом следующий и зрелая сексуальность, которая проявляется где-то к 18 годам, заключается в том, что все эрогенные зоны действуют согласованно, в едином комплексе и именно к этому человек идет.

Причем же тут личность? Это то, что можно назвать преформизмом, то есть предопределенностью. Мы знаем, что у ребенка начнут выпадать молочные зубы и эта форма уже предопределена и на это можно опираться. Точно также и предопределен процесс полового созревания. Причем тут тогда личность? С телесностью мы ничего не попишем, но, в связи с тем, что меняется эрогенная зона и способ получения удовольствия, появляются новые запреты и соответственно - новые формы защиты. Таким образом, от телесности выстраивается долгая цепочка, которая в итоге и приводит к развитию личности.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ

  • Оральная стадия (от рождения до года);
  • Анальная стадия (от 1 года до 3 лет);
  • Фаллическая стадия (с 3 до 6-7 лет);
  • Латентная стадия (от 6-до 12-13 лет);
  • Генитальная стадия (с начала пубертатного периода примерно до 18 лет);

ОРАЛЬНАЯ СТАДИЯ (ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА)

Тельце новорожденного ребенка эрогенной зоной имеет область рта, потому что жизненно-важная потребность - потребность в пище. Итак, самое большое телесное удовольствие, ребенок получает в момент кормления. Но очень быстро, это удовольствие отрывается от акта кормления. Оказывается, область рта можно раздражать и не в момент кормления. Все, что касается сосания и кусания доставляет ребенку удовольствие. Мы все знаем, что сосание успокаивает ребенка. Когда ребенок плачет - первое, что мы можем сделать, чтобы его успокоить - приложить его к груди и в культуре изобретено средство: соска, пустышка.

И как только появились зубки - присоединяется и кусание. Что такое кусание? Режутся зубки. Они же чешутся. И поэтому действительно телесное удовольствие ребенок получает, когда мы даем ему колечко погрызть, сухарик погрызть.

Но с этим удовольствием начинаются проблемы уже в первый год жизни. Мама тоже человек, она не может держать ребенка постоянно у груди, мама начинает налагать запреты. Тут же ограничено время: к груди не больше чем на полчаса. Пустышку? Многие говорят, что от них портится прикус. Тогда ребенок начинает сосать все, что можно. Тут же в ход идут пальцы, уголочек одеяльца, любая игрушка. Можно и это запретить делать. Что происходит тогда? Фрейд, по большей части, рассматривает болезненный сценарий: что приводит к болезни. Если запреты слишком категорические, если они слишком сильны (мы видим, что ребенок на своем пути может столкнуться с разными взаимодействиями). Если запрет слишком силен - тогда борьба складывается не в пользу природного начала, потребность ребенка фрустрирована, он не может ее удовлетворить и создается внутреннее напряжение и это путь к болезни. А если не к болезни, то, если запрет слишком силен и какой-то способ получения удовольствия ограничен - Фрейд говорит о фиксации - то есть этот способ становится очень желанным. Если удовлетворенности не было - человечек фиксируется и на всю оставшуюся жизнь этот способ становится наиболее востребованным.

Например, человечек тревожится и волнуется, что его успокоит лучше всего? Сигарета. Сейчас говорят о психологической подоплеке этой зависимости. Это проявление фиксации.

Например, если люди испытали голод - болезненная ненасытность и страх, что вдруг опять будет голод. То есть это отношение фиксировано в данном случае на еду.

То есть первое это фиксация и это фиксация незрелых способов успокоения и получения удовольствия в случае запрета. В случае же чрезмерного запрета, Фрейд говорит, что формируются личностные качества.

В то же время, нужно критически подходить ко всему тому, что говорит Фрейд. Да, это, по всей видимости есть. Но Фрейд делал свои выводы на основе нескольких случаев. Поэтому, наверное, не стоит говорить о том, что это закон.

Тем не менее, по Фрейду, какие качества личности формируются? Та ненасытность и становится чертой личности. И это касается не только еды. Это и любители вкусно приготовить и принять гостей (главное - покормить их очень вкусно). То есть это опять фиксация на этом способе получения удовольствия. Это касается и отношения к жизни, это люди, у которых стакан наполовину пуст: они всегда, чего бы ни достигли, все время думают о том, что могли бы получить больше. Они никогда не будут до конца счастливы.

Как относиться к этому? Отдельный клинический случай мы отрицать не будем. Все педагоги, ораторы, певцы попадают заведомо в оральный тип личности. Потому что что это за удовольствие, три часа стоять и раздражать зону рта.

АНАЛЬНАЯ СТАДИЯ (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ)

После пищевой потребности, потребность выделительная - одна из самых важных телесных потребностей. И мы ее не так уж и ощущаем, потому что в нашей культуре, она редко бывает фрустрирована. Действительно, выделительные потребности у тела есть и мы не можем этого отрицать.

Чо происходит у ребенка? Он потихоньку начинает ощущать свое тело и понимать, что физиологические процессы, а в частности выделительные доставляют ему удовольствие - ведь после этого становится лучше. И начинает экспериментировать. А по сути, от горшковой темы, мы переходим к разговору о том, что это самая первая форма саморегуляции. Ведь владеть своими процессами - самая первая форма власти над собой. И именно в этом рождается первый шаг в личностном развитии.

Запрет у нас возникает сразу. И тут же - налагается куча ограничений. Поскольку он живет в культуре, есть культурная форма удовлетворения потребности. Мы призываем его сдерживать свою потребность, например, на улице. И опять ребенок может попасть в ситуацию чрезмерной жесткости. Сдерживать потребность надо - в этом, по сути, и есть развитие личности. Мы можем говорить о том, какой вред от запретов. Но вот, представьте себе, если бы запретов не было. Телесное удовольствие будет. Но личностного роста - нет. Человек, который живет в условиях отсутствия запретов - инфантильный человек.

Мы не знаем, что бы Фрейд говорил и писал во времена памперсов. И когда он говорит «запрет» - надо понимать, что это не просто призыв к ребенку сдержаться, это требование к ребенку к опрятности, к аккуратности.

А в каком возрасте нужно приучать ребенка к горшку? На этот вопрос хорошо отвечает доктор Спок. Он говорит, что если вы хотите быстро, за полгода справиться с этой проблемой, начните в два с половиной. Если вы хотите бороться с ребенком в два года - начните в год. То есть Спок, таким образом, обозначает цифру в три года.

  • Видим ли мы какие то проявления проблем личностного развития сейчас? В консультации мы видим, когда приходит мама и говорит: «Он надо мной издевается! » - А что происходит? - Не могу приучить к горшку. Представляете, может часами сидеть на горшке и ничего не сделать. - Это фигуральное выражение? - Ну конечно я преувеличила, но час сидит на горшке. В итоге, ребенок сидит, ничего не делает, встает, его одевают и он тут же все делает. Психологически абсолютно понятно: все таки выделительные процессы требуют некоторого спокойствия. Это вариант излишней жесткости запретов, который приводит к невротизации.

Другая мама рассказывает. Мальчику три года. Замечательный мальчик, все понимает, собирает конструктор. Но категорически отказывается пользоваться горшком в любом его варианте. Более того, ребенок нашел место, в котором он готов справлять свои нужды: под письменным столом у родителей. Без горшка. Он садится рядом. Мама не знает, что делать. И дальше говорит фразу: «Знаете, я знала, что в развитии детей могут быть разные сложности, но никогда не думала, что мы столкнемся с такой проблемой. Тем более я - человек, который так любит порядок. Я сделала все, чтобы с этим не столкнуться. Я начала приучать его очень рано, с двух (!!! ) месяцев. В три года у него просто протестное поведение. Иначе - была бы инфантильность. То есть родители весь процесс взяли под контроль.

Если говорить о личностном развитии, это стадия, в которой формируется второй элемент трехчленной структуры личности - стадия, на которой рождается собственно «Я». И появление этого «Я» связывают с наличием запретов. Потому что что такое «Я»? Это возможность ощутить граничность своего существования. Потому что оказывается есть «Я» и не «Я». Если никакого сопротивления я чувствовать не буду, то где граница моего «Я». Запреты со стороны окружения и проводят к тому, что ребенок понимает, что есть «Я» и есть другие.

А про черты личности Фрейд говорит, что это настоящие арийцы. Что за люди, которые выросли в ситуации сверх-жесткого ограничения? Пунктуальные, ответственные, доводящие дело до конца, не терпящие халатности. Откуда эта жесткость самоограничений? Конечно, от внешнего запрета.

Фрейд пишет, что все беды от не вообще запретов (они должны быть), а от слишком жестких запретов. Наверное правильно выдвигать требования, но быть терпимым к несовершенству ребенка до поры до времени. Если мы не начнем требовать, он и не научится. То есть мы требования то выставляем. Но не надо фрустрировать вообще потребность ребенка, не надо доводить его до невротизации и желания протеста.

  • С горшком сложности возникают, потому что ребенок не видит соответствующего примера у взрослых. Вы встречали ребенка который отказывается пить из чашки? Нет. А кушать ложкой? Нет. Они наоборот вырывают, они этого хотят. Это возраст, когда ребенок осваивает культурные средства и в этом смысле, горшок стоит особняком, потому что ребенок никогда не видит, чтобы родители посреди комнаты сели на горшок. И получается, что родители от него требуют чего-то, чего никогда не делают сами. Поэтому и могут быть сопротивления. Очень помогает взрослый пример: «Ты делай как хочешь, но вот я делаю так. И ребенок хочет быть взрослым и делать так, как взрослый. »

ФАЛЛИЧЕСКАЯ СТАДИЯ (С 3 ДО 7 ЛЕТ)

Самая драматическая стадия. Следующий скачок в телесном созревании. Произошло нормативное телесное созревание и эрогенная зона уже концентрируется не на выделительных, а на половых органах. Если почитаешь тексты Фрейда, возникает куча вопросов. Потому что он буквально пишет, что у ребенка появляется сексуальное влечение. Но ничего такого он не имеет в виду. До сих пор он трактует сексуальность в широком смысле слова.

Что происходит на этой стадии? На этой стадии ребенок обретает очень важное качество, которое называется половоролевая идентификация, большинство психологов сейчас используют эту категорию. Что это такое? Ребенок, как только узнает о себе что-то, он знает свое имя и знает, мальчик он или девочка. Это знание, которое ему дается в готовом виде. Но оказывается, быть мальчиком или девочкой это значит вести себя определенным образом. В нашей культуре есть ролевое поведение, связанное с полом. Например, мы говорим: «Что ты такая неряха, ты же девочка! Что ты плачешь, ты же мальчик! » И так ребенок узнает, что быть мальчиком или девочкой это значит вести себя как-то по-особенному. И вот период дошкольного возраста - период активного овладения этой формой поведения.

  • Если ребенку трех-четырех лет дать в игре сказку и заставить его быть белочкой или кошечкой - никакого протеста не будет. Попробуйте мальчику семи лет дать роль лисички. Это уже оскорбление: он может быть волком или медведем, но он уже не будет белочкой и лисичкой. Тоже самое с девочкой.

За три года ребенок проходит огромный путь: он понял, что он принадлежит к какому-то полу и это требует от него определенной формы поведения. А как же освоить эту роль? Две предыдущие стадии, Фрейд называет аутоэротическими, то есть можно доставить себе удовольствие без участия другого человека: можно, например, сосать палец, получать от этого удовольствие и никто для этой цели не нужен. Фаллическая стадия - первая, в которой никак невозможно обойтись без другого человека. На фаллической стадии, впервые, этот другой совершенно необходим. Потому что оказывается, эти роли требуют партнера. Они устроены по принципу дополнительности.

Другой человек нужен зачем? Как можно почувствовать себя женщиной, если вокруг нет мужчин? Невозможно. Женская роль, если она истинно женская, направлена на отношения с мужчинами. И если мужчин рядом нет - женщина ведет себя по-другому. Приятно быть слабой, зависимой, нежной, если есть рядом кто-то, кто позволит это делать. А если нет другого рядом? Надо же жить и выживать. И никакого женского поведения, по сути, и быть не может. И у мужчины тоже самое - ему важно проявлять свои мужские качества рядом с женщиной. Поэтому, получается, что половоролевая идентификация невозможна без другого человека потому что этот человек другого пола. Нельзя сам себя, тебе нужен партнер другого пола.

Да, мы можем сказать, ребенок очень заинтересован во внимании другого человека другого пола. А поскольку, самый близкий человек - родитель другого пола, то это стадия, когда он очень заинтересован во внимании, участии, ласке, опеке родителя другого пола. Именно не физиологическая реакция, а отношение человека другого пола. В этом возрасте рождается особая любовь, это время, когда мальчики говорят мамам: «Я вырасту и женюсь на тебе! » Это возраст, когда девочкам надо продемонстрировать свои туфельки папе. И этот особый интерес к родителю противоположного пола отрицать невозможно. Это та феноменология, которую мы видим и сейчас.

И Фрейд пишет: «У ребенка появляется сексуальное влечение к родителю противоположного пола» Фрейд, конечно, говорит об особом отношении, ему нужно это внимание и ласка, он направлен на этого родителя.

  • Пример: сталкивались с судебным разбирательством: жена подала в суд на мужа, обвинив его в развратных действиях по отношению к малолетней дочери. В чем заключались развратный действия? Она рассказывает: «Папа приходит вечером усталый, поздно, но он очень любит свою дочку. Она к нему бросается, они обнимаются. Потом, папа готов весь вечер провести с дочкой, они читают сказки. И камнем преткновения стало то, что папа, будучи усталым, читал их лежа на диване. И женщина говорит, что видит, как дочери приятно лежать у папе на плече. Безусловно приятно!

Фрейд, при всей его физиологичности, говорит о том, что получение удовольствия связано с определенными отношениями с другим человеком. Да, можно себя удовлетворять сексуально, но получите ли вы столько же удовольствия, как с другим человеком? Это не то удовольствие. И это не просто физиология, а личностное начало.

Фрейд говорит, что если эта потребность удовлетворена, если человека «накормили», он никогда не будет фиксирован на этом больше. Если он получит должную долю родительской любви, внимания и ласки - он никогда не будет фиксирован на этом больше. Вот если он не получил свое - эта девочка пойдет искать внимание у других мужчин. И вот тогда можно говорить о каком-то более раннем ее сексуальном опыте. То есть, совершенно обратная логика.

  • Приходят мамы, которые говорят, что как же они могут поцеловать мальчика, он же мальчик. Мамы должны их целовать, иначе произойдет фиксация и они будут возвращаться к этому виду получения удовольствия и во взрослой жизни.

Если эта потребность у девочек не удовлетворена - это будет девочка, которая будет очень активно искать мужского внимания. Потому что ей в детстве его не хватало. И ей все время будет мало. И у такой девушки, может быть более ранний сексуальный опыт. Ей и не телесность может быть нужна, а внимание и ласка, но во взрослом возрасте без телесности никак.

Тоже самое с мальчиком. Давайте не будем его ласкать и целовать. Вырастет у нас мужественный мальчик? Нет, у нас вырастет мужчина, которому не хватает именно этого, который будет ждать от своей супруги, чтобы она его приласкала и поцеловала.

В любом случае, ребенок будет искать партнера, похожего на родителя противоположного пола. Потому что для ребенка лучший партнер это родитель. И выйти за рамки этого треугольника ребенок может только в подростковом возрасте.

Более драматическая вещь: родитель своего пола становится соперником. Ведь хочется внимания родителя противоположного пола, а тут еще и есть родитель своего. А как может мальчик соперничать за материнское внимание с отцом, взрослым мужчиной, который не просто соперник, а успешный соперник. То есть это совершенно обречено на провал. Поэтому, на фоне любви к родителю, которая конечно остается, у ребенка рождается ненависть как к счастливому сопернику, который становится преградой на пути к получению удовольствия. Фрейд говорит о том, что в этом возрасте появляется амбивалентное отношение к родителю своего пола, и любовь и ненависть одновременно. Этот вулкан отношений называется эдипов комплекс в отношении мальчика и комплекс Электры в отношении девочки. Эти переживания, очень бурные переживания, связанные с амбивалентными чувствами к родителю: любовь, ненависть, еще и огромный страх и желание смерти родителю. Потому что если отец стал соперником, у ребенка ненависть доходит до пожелания смерти родителю. И дети иногда бросают такие слова, которые для взрослых очень страшные: «Пусть лучше ты умрешь! » Потому что дети пяти-шести лет не понимают, что такое смерть. Для них смерть это так, будто бы человека тут нет. Если есть пожелание смерти, есть мысль о том, а что будет, если отец или мать узнают об этом. Фрейд говорит о страхе кастрации. Получается, ребенок живет в ужасе.

Как с этим ужасом жить? Это такой запрет, который нарушить никак нельзя. Если в предыдущих случаях, родитель может смягчиться и, например, накормить ребенка когда он хочет, но этот запрет - не личный, а культурный. Это такой запрет, который никак нельзя нарушить. Это запрет на отношения инцеста и это полностью исключено, он поддержан религиозно. Получается, что бы ты ни чувствовал - запрет ты никуда не денешь. Это та ситуация, когда рождается одна из форм защиты - вытеснение. К семи годам он справляется с этим клубком переживаний только через вытеснение. Он ничего с этими чувствами сделать не может, он просто перестает их осознавать.

Если вернуться к пациентам Фрейда, вполне можно себе представить, что человек прошел через все это и сейчас его лечат психотерапевты. Но Фрейд говорит, что все проходят через эту стадию. То есть он хочет сказать, что шесть лет, это возраст, когда все мы хорошо себя помним и не помним, чтобы у нас были какие-то подобные чувства. Фрейд скажет, что мы и не можем это помнить, потому что эти переживания вытеснены в бессознательное. Конечно, мы не можем о них помнить, иначе нам было бы очень трудно с ними жить.

Итак, это самая драматическая стадия, самая бурная по переживаниям и вместе с тем - самая значительная. Потому что именно на фаллической стадии складывается та самая трехчленная структура личности. К семи годам завершается становление трехчленной структуры личности. Появляется СВЕРХ-Я. А что такое СВЕРХ-Я? Это и есть культурные запреты и ограничения. То есть ребенок впервые встречается с таким уровнем запрета, который касается не его одного. Это общий культурный запрет на отношения этого рода. Если он принимает этот запрет - у него уже сложилась структура личности.

  • Если у ребенка отсутствует один из родителей противоположного пола - это конечно будет фрустрация. Он не может получить должного внимания и это ведет к фиксации на этих отношениях и это будет иметь долгое продолжение во взрослой жизни. Никто не сказал, что это должен быть родной отец (чаще всего не бывает отца). Но даже если мама - есть БАБУШКА и дедушка. Дедушка прекрасно выполняет эту функцию для девочки, которая растет без отца. Если и дедушки нет - тогда хуже. И практика подтверждает, что девочка, которая растет в семье без отца - очень чувствительна к вниманию мужчин. Если отец есть, но он не заботливый и не ласковый - тоже фрустрация. Значим родитель противоположного пола до семи лет. Если не удовлетворена эта потребность - ребенок пойдет дальше. Накормили - побежал дальше. Не накормили - ни о чем кроме как о еде думать не будет. Бывают случаи, когда папа воспитывает девочек как мальчиков и это тоже фрустрация.

ЛАТЕНТНАЯ СТАДИЯ (7 ДО 12 ЛЕТ)

Мы не будем про нее много говорить, потому что Фрейд про нее мало пишет. Он говорит, что она латентная, то есть скрытая. В его клинической практике не было пациентов, которые пришли бы с переживаниями, полученными в этом возрасте. Но раз он не видел особенных переживаний, он мог сказать что их и нет. Почему же нет переживаний?

Во-первых, это время, когда, с одной стороны сложилась личностная структура, то есть достигнута некоторая личностная зрелость. С другой стороны - мораторий на телесность. С телом пока что ничего не происходит, ребенка ничего не будоражит. Во-вторых, ребенок обладает очень зрелой психологической формой защиты - сублимацией.

Фрейд обращает внимание на очень взрослого человека, который увлечен своим делом. Представьте себе художника или писателя или ученого, который творит и занят своим делом. И человек, пока во власти этого увлечения, забывает о еде, о сне, о своих телесных потребностях. Человек вроде бы все равно должен этого хотеть, но он не страдает, он не фрустрирован, он наоборот получает удовольствие от своего творчества. Сублимация - способность направить сексуальную (то есть в данном случае телесную) энергию в социально одобряемое русло. Вот и разрядка произошла: мы сняли то напряжение, которое связано с той накопившейся энергией, которая не получила своего выхода. Это снятие напряжения, это удовольствие человек научается находить в социально одобряемой деятельности.

В латентной стадии Фрейд никаких тяжелых переживаний: тело молчит, а с другой стороны - есть зрелая форма защиты - сублимация. Ребенок просто пошел учиться и у него другие заботы.

ГЕНИТАЛЬНАЯ СТАДИЯ (ОТ НАЧАЛА ПУБЕРТАТНОГО ПЕРИОДА ~ ДО 18 ЛЕТ)

Это стадия, на которой достигается та самая зрелая сексуальность. Это та стадия, на которой тело созревает настолько, что все эрогенные зоны объединяются, составляя единый комплекс и раздражение одной зоны откликается во всех остальных.

Что с личностным развитием происходит? В этот период, мы начинаем вслед за Фрейдом говорить о сексуальном влечении в узком смысле этого слова. Появляется физическое влечение к противоположному полу и с этим ничего не поделаешь. На этой стадии важно, чтобы это влечение вырвалось за рамки семейного треугольника. Нормой развития считается то, чтобы человек перестал получать удовольствие только от общения с близкими родственниками. В норме, у подростка появляется влечение к представителю противоположного пола, но не к родителю.

Это то, что в личностном плане можно называть автономизацией. И да, действительно, подростковый возраст это возраст, когда выходят за рамки семьи. И если мы пытаемся его удерживать, представьте себе подростка, у которого не произошел выход за рамки семейного треугольника. И вот тогда на всю жизнь останется мама или папа главной женщиной или главным мужчиной в жизни. Понятно, что речь идет о духовных, а не о физических отношениях. Но как трудно женщине, если отец - главный мужчина ее жизни, ее не устроит никакой избранник, никто не сможет сравниться с отцом. Причем, это речь идет уже о взрослости в семейной жизни: есть семья, близкий человек, но главная фигура - мама. Как это сказывается на семейной жизни? Губительно. Не каждый брак выдержит эту конкуренцию. Необретение в этом возрасте автономии, грозит семейными проблемами взрослому человеку.

Что теперь делать с этим влечением? Хорошо, пусть он вырывается. Но все таки это же возраст подростковый, это еще не взрослый человек. Это возраст, когда в обществе есть ограничения на сексуальные отношения. Даже сейчас мы можем про это говорить, а если вспомнить предвоенную Австрию, в которой жил Фрейд - запрет будет очень жестким. Поэтому влечение возникает, но вместе с тем, действует категорический культурный запрет. Что делать несчастному подростку? Здесь сложно, так как это поддерживаемо и гормонально. У подростков появляются формы защиты. Фрейд говорит о такой возможности, как интеллектуализация: если ты не можешь получить удовольствия, можно хотя бы представить себе, что ты его получаешь. Фрейд говорит, что подростки отличаются богатством сексуальных фантазий. Впервые, именно в подростковом возрасте. Нет этих фантазий у младшего школьника. А вот подросток представляет себе сексуальное поведение и это форма снятия напряжения. Получается, что сексуальные фантазии - нормальное явление.

Фрейд пишет о том, что у подростка должно появиться представление об этом сексуальном поведении. Откуда оно возьмется? Фрейд пишет о том, что подростки начинают ходить в музеи, где они могут увидеть обнаженную натуру. Получается, что в самой этой форме нет ничего угрожающего. Фрейд говорит, что эта фантазия никак не связана с реальным поведением. Даже Фрейд говорит о том, что есть романтический период в отношениях и какими бы ни были сексуальные фантазии, к реальным отношениям любви они не имеют отношения.

  • Некоторые родители воспринимают такое поведение подростка, как некоторую форму развращенности. Например, маму тринадцатилетнего мальчика направили к психологу в школе. Этот мальчик увидел в интернете картинку, скачал ее на телефон и принес в школу, показать товарищам. Попался. А на самом деле все тринадцатилетние мальчики делают это. Конечно, многое из того, что мы видим в интернете надо запретить. Потому что это дает извращенное представление. Это не высокохудожественное искусство. Это вовсе не значит, что этот ребенок сексуально развращенный. Через это проходя все. Но защита от интернета должна быть, потому что то, что дети видят - их пугает и не вызывает желание дальше на эту тему фантазировать.

Фрейд говорит не только о нормативном пути развития личности. Что нормативно в этом возрасте? Влюбиться в представителя противоположного пола и наполняться фантазиями. Что является искажением? Всегда есть опасность слишком жесткого запрета (например, мальчики с девочками виделись только на балу). Сексуальная энергия все равно есть, но если есть непреодолимый барьер, сексуальная энергия, отразившись от стены, обращается к самому себе, появляется нарциссизм. Это грозит проблемами во взрослой жизни потому что не каждый брак выдержит того, что человек будет счастлив тем, что только его любят, им любуются и ему доставляют удовольствие. Человек практически не способен становится сделать это для другого. Второй вариант - представители своего пола, здесь никаких запретов нет и эта энергия, отразившись от стенки может быть направлена на представителей своего пола. И возникает психологический гомосексуализм. Для человека приоритетным интересом является общение с представителями своего пола. Что это за проблема в семейной жизни? Это проявляется, если человек компанию друзей предпочитает семейному очагу со своей супругой (позвали на рыбалку и ничто не может остановить). Может и не быть физических отношений, но психологическая тяга будет с представителями своего пола. Тоже самое, зеркальный вариант с женщинами, когда все семейные неурядицы тут же обсуждаются с подружками по телефону. Это вынесение супружеских отношений в сферу однополых отношений. Вместо того, чтобы обсудить это внутри семьи и сделать ее более сплоченной, все обсуждается на стороне.

Эта стадия - последняя, у Фрейда периодизация к 18-ти годам заканчивается, потому что личностная структура сложилась, телесное созревание закончилось. И эта ограниченность телесностью не дает ему двигаться дальше.

На этом мы закончим разговор о классическом психоанализе. Психоанализ очень много интересного дал для психологов к разговору о развитии личности, о роли другого человека, о механизмах переживаний и механизмах защиты, о тонкостях отношений и реагирования, - понятно почему эта концепция интересна и есть соблазн многие вещи объяснять по этой схеме. Но ее ограниченность - в слабой научной доказуемости, это клинический вариант и, конечно, ограниченность телесностью и семейным кругом делает свое дело.