Все статьи

Психологическая повесть "Пограничная любовь". Глава 2. Подмосковные вечера

19 июн. 2018
695
Глава 2. Подмосковные вечера.

Наступил вечер следующего дня 18 июля 1908 года, когда Берсеньевы устраивали прием гостей. Это был один из тех самых знаменитых летних вечеров у Берсеньевых, на которые обычно собирались местные представители высоких сословий.
Михаил Александрович, будучи человеком веселым и общительным, любил принимать гостей, и вместе с тем, видел в таких встречах определенную выгоду для развития деловых отношений, поэтому старался каждый раз приглашать каких-то новых и перспективных людей.
После окончания основной части ужина общество разделялось на более молодую компанию и старшее поколение.
“Старики” обычно занимали обширную гостиную большого дома, где играли в карты, биллиард и прочее. Молодежь же собиралась на летней веранде, где посреди теплого аромата черного чая музицировали, танцевали и разговаривали.
Иногда компании объединялись ради большого бала с приглашенными музыкантами.
Веранда же превращалась то в литературный, то в музыкальный салон, или же становилась местом театрального представления. А иногда на этой импровизированной сцене разворачивались нешуточные философские или политические дебаты.
Катерина, как хозяйка, задавала тон всему вечеру.
Николай впервые присоседился к сегодняшнему молодежному кругу.
Он по-прежнему выглядел немного замкнутым и рассеянным, что отнюдь не смущало местных барышень от кокетства с ним.
Люди балагурили, общались, и казалось, что на сегодня никакой особой программы не запланировано.
Николай был наслышан о культурной гостиной Катерины от местных представителей общества, с которыми он уже успел познакомиться. Однако полагал, что это наивные скучные посиделки
Губернских барышень, которые используют такие вечера для демонстрации себя женихам, в чем он практически сразу же убедился, ощутив на себе томные взгляды посетительниц. Воспитание не позволило ему сию же минуту покинуть ужин, и он решил отсидеться где-то в углу, для того, чтобы через какое-то время незаметно покинуть сей провинциальный клуб.
Он уже погрузился в свои размышления, в то время как услужливые лакеи разливали чай. Николай вспоминал Анну, свою бабушку, но даже в мыслях он испытывал какое-то неудобство от этого слова. Бабушка... Ему не хотелось так ее называть! Для него это была женщина – прекрасная, благородная, загадочная и восхитительная!
Вот, если бы такую ему удалось встретить когда-нибудь, то он бы непременно на ней женился...
Анна казалась ему доброй, внимательной, великодушной красавицей. Сама женственность во плоти. Он не верил в то, что она могла лишиться рассудка.
Как сожалел он о том, что ему не удалось встретиться с ней в этой жизни!
Да он понимал, что если бы их встреча состоялась, то это была бы не та молодая женщина с картины, а уже пожилая дама. Однако он чувствовал, что ему нужна была эта встреча, очень нужна! Николай полагал, что общение с Анной подарило бы ему что-то важное и ценное. Но вот что? Он этого сам пока не понимал. Может быть, поэтому он так страстно желал разобраться во всей этой старой истории, чтобы хоть немного ближе прикоснуться к знакомству с Анной.
Неожиданно, громкий и звонкий голос хозяйки вечера заставил Николая вздрогнуть:
- Николай, скажите, а в чем для Вас смысл жизни? Какой должна быть Ваша жизнь, чтобы можно было сказать, что она прошла не зря? – обратилась Катерина к графу.
- Аа, что Вы спросили, Екатерина Михайловна?
- Граф, кажется, Вы витаете в облаках? – усмехнулась Катерина.
- Да, что-то задумался.
- Может быть, как раз о смысле жизни? Мы тут с Антоном вступили в дискуссию! Присоединяйтесь! Наше маленькое сообщество разделилось на два лагеря! Вы какой выберете - мой или Антона? - произнесла Катерина с лукавой улыбкой.
- Так, а в чем позиция каждого? – попытался уточнить граф.
- Антон считает, что самое главное в жизни - это оставить после себя что-то хорошее, стоящее. Ну, например, создать семью и воспитать детей порядочными людьми, стать известным за заслуги перед отечеством, увеличить благосостояние и доход семьи, а то есть разбогатеть. А я считаю, что самое главное - получать удовольствие от жизни! Если в моей жизни много радости, то я живу не напрасно! – произнесла Катерина, раскрывая руки волнообразным жестом вверх и делая изящный поворот головы.
- Катя, Ваша позиция звучит легкомысленно! - укоризненно заметил Антон. - Я иногда оказываюсь столь пораженным Вашими высказываниями! У меня не укладывается в голове, как девушка с Вашим происхождением и образованием может позволить себе подобное.
- Ах, полно-те Вам, Антон. Я же не графиня и не герцогиня! Могу и глупость иногда “сморозить”. Простите невежду, - произнесла Катя, улыбаясь и разворачиваясь к Николаю:
- А каково Ваше мнение, граф?
- Но ведь достижение целей, о которых говорит Антон, может приносить удовольствие. Разве не так? – предположил Николай. - И в таком случае не совсем понятно, в чем Ваша позиция, Катя. Реализация каких целей доставляет Вам удовольствие, которое наполняет Вашу жизнь смыслом?
- Хм. Ну, мне нравится играть на фортепьяно и сочинять мелодии. Я сажусь за инструмент, начинаю нажимать на клавиши и через какое-то время перестаю ощущать себя отдельно от тех звуков, которые создают мои пальцы. Я как будто становлюсь сама этой музыкой. Я не думаю, что играть и как. Мои руки сами выбирают мотив. Это незабываемое ощущение! И оно мне приносит колоссальное удовольствие.
И в этом нет реализации никакой цели, по-моему, и может быть даже никакой пользы ни для кого. Но мне это нравится! И я рада, что могу этим заниматься!
- Ну как же, нет никакой пользы?! - воскликнул Антон. - Катенька, Вы создаете восхитительные звуки, которые наполняют мою душу благостью. Мне так приятно слушать Ваше пение и игру на инструменте. Искусство помогает человеку получать эмоции. И в этом определенно есть польза для окружающих. Балерины, певицы и другие служители муз, можно сказать, несут свою службу перед отечеством.
- Но я совсем не думаю о службе отечеству, когда пою, мой дорогой Антон!
- Катя, Вы произнесли эту фразу таким нежным, вдохновляющим голоском, что, я, право, на мгновение уже почти готов был отказаться от сегодняшнего боя и объявить капитуляцию своего лагеря! – произнес Антон с благодушной улыбкой.
- И что же Вас остановило от этого?- ответила Катерина торжествующим тоном.
- Самообладание взяло верх! – парировал Антон.
Николай наблюдал за этим не завуалированным флиртом и заметил, что испытывает легкое раздражение и даже пренебрежение. “Ну, что взять с этих плебеев”, - промелькнуло у него в голове.
- А в чем же Ваша позиция, граф? - продолжила Катерина.
- А я ищу свою позицию, можно даже сказать, что я ищу себя. Все вышеперечисленные цели, которые есть у Вас и у Антона, безусловно, важны и заслуживают уважения. Но как будто нет какой-то целости в этих рассуждениях, чего-то не хватает. А вот чего, я пока и сам не знаю. Но я ищу, и думаю, что скоро найду!
Катерина смотрела на графа так внимательно и так вовлеченно во время его рассуждений, что резкий голос Антона, прервавший откровения Николая во время короткой паузы, вызвал у нее почти досаду:
- Ну, вот как найдете, так сможете создать свой лагерь у нас на вечере! А пока, насколько я понял, Вы - единственный, кто собирается сохранить нейтралитет, – заключил Антон.
Граф снова почувствовал приступ раздражения и пренебрежения.
Николай абсолютно не понимал, что с ним происходит: “Ну, флиртует бывший крепостной с купеческой дочкой. Ему-то что за дело? Ревность? Но барышня совсем не в его вкусе, какая тут может быть ревность? Ну да, он вынужден соблюдать приличия и не может покинуть сие собрание. Однако ж ему много раз приходилось так поступать, и он привык с этим удачно справляться... Что же сейчас мешало ему принимать с должным внутренним спокойствием убогие умозаключения простого мужика? Сейчас их много таких, и даже хорошо образованных, а по сути своей, как были мужиками, так и остались. Все время стремятся разбогатеть. А причина тому, что пытаются отмыться от черни. Только деньги тут не причём...
Благородство, оно в крови...
Да, барышня симпатичная и довольно утонченная, но все же примитивна, проста и излишне эмоциональна. Move tone”.
- Катерина Михайловна, господа, благодарю Вас за интересную беседу и приятный вечер. Однако же я вынужден откланяться. У меня завтра ранний выезд в соседние деревни по делам моей семьи.
***
- Ну, этот граф еще тот фрукт, - произнес Антон после отъезда Николая.
- Господа, Вы слышали это? Он ищет себя, но еще не нашел! Рассуждает, как юнец какой-то. И к тому же такой замкнутый.
- Да уж, не простой господин, - согласился кто-то из гостей, стоящих рядом с Антоном.
- А мне рассуждения графа показались интересными. По–моему, Вы несправедливы к нему, Антон, - сказала Катерина.
- Да, Антон Андреич, Вы слишком строги к нашему новому гостю. Он тут никого не знает и вполне естественно, что может несколько смущаться, - произнесла мадемуазель Дарья Воронцова, подруга Катерины.
- Ох, Дарья, и Вы туда же. Я уже привык, что Катерина со мной постоянно спорит, но вот у Вас характер гораздо мягче. А тут и Вы меня оставляете без поддержки! – подшучивал Антон.
- Антон, уж не ревнуете ли Вы к Николаю наших барышень? - присоединился к разговору старый князь Александр Истомин, вошедший на террасу во время рассуждений Антона.
- Что это Вы так взъелись на столь безобидного нового гостя?
- Ревную?! Князь, Вы верно шутите, – ответил Антон несколько надменно. Не вижу поводов для конкуренции! К тому же, дворянский титул сейчас не обеспечивает капитала, а остается лишь пережитком старых времен. Вот Вы, например, князь, а тем не менее, занимаетесь коммерцией. Иначе в наши времена не выжить.
- Вы правы, голубчик. Однако ж Николай не беден, красив и, похоже, нравится девушкам, поэтому я бы, на Вашем месте, держал ухо востро, – весело произнес князь, похлопывая Антона по плечу.
- Господа, я пришел с предложением от нашей старшей компании потанцевать. Музыканты уже прибыли!
Через мгновение раздались звуки вальса, и молодёжь парами хлынула в большую гостиную!
Катерине очень нравилось танцевать с Антоном. Это было так легко и приятно. Ведь совсем не нужно было задумываться о том, какое движение сейчас должно было быть. Они происходили, казалось, сами по себе, естественно.
Они танцевали грациозно.

И сложно было поверить, глядя в такие моменты на Антона, что он не является выходцем из благородной семьи. Его осанка была наполнена достоинством, а движения - уверенностью и легкостью. На лице не было и следа той надменности и серьезности, которая всегда присутствовала в светских разговорах.
Катерина же была сама гибкость и мягкость. Свежая, красивая женственность струилась в каждом движении ее руки или головы. И сложно было поверить в то, что эта утонченная барышня может иногда царапнуть, как черная кошка.
Они оба как будто немного преображались в танце, но вместе тем, в них не было ни капли притворства в такие моменты.
Глядя со стороны на эту пару, создавалось ощущение, что они как будто разговаривали друг с другом через движения.
“Какая красивая пара”, – поговаривали почтенные дамы, присутствовавшие на вечере.
“Михаил Александрович, каков жених – то для Вашей дочери. Весьма и весьма достойный!” – намекали гости.
***
- Ух, как жарко-то, - произнесла Катерина, делая глубокий вдох свежего уличного воздуха, наполненного ароматами летней ночи.
- Да, славно потанцевали мазурку! Только вот теперь отдышаться бы! – произнес раскрасневшийся от быстрого танца Антон.
- Антон, Вы так прекрасно танцуете! Я испытываю огромное удовольствие от танцев с Вами. В такие моменты мне кажется, что мы можем понимать друг друга без слов! Вы - человек деловой и рассудительный, всегда ищете пользу и смысл в своих действиях, а при этом так легко слышите музыку и умеете ее понимать! Мне это очень удивительно и кажется таким противоречивым!
- Катерина Михайлова, благодарю Вас за столько лестную оценку моих танцевальных навыков! Однако ж я не вижу противоречия. Мои деловые навыки хороши на другом поприще. А мир музыки и искусства - это мир чувств, и тут рассудительность будет только мешать! Это же, в конце концов, не разговор о смысле жизни!
Последнюю фразу Антон произнес таким иронично-веселым тоном, как будто подтрунивая над Катериной.
Катерина смотрела на разгоряченного Антона, рассуждающего о том, где лучше какие навыки применять, и радовалась тому, что в ее жизни есть такой умный, обаятельный человек, который смотрит на нее с искренним обожанием.
А может и правда, он будет мне хорошим мужем? - вдруг подумалось ей...

- Катерна Михайловна, у меня скоро день рождения, и я намерен устроить катание на теплоходе с музыкой и ужином. Вы не окажете мне чести с Вашим батюшкой посетить его?
- Антон, я, конечно, буду рада! Вы же знаете, как я люблю вечера на теплоходе! Но Ваше приглашение необходимо обсудить с моим отцом.
- Разумеется, Катерина Михайловна, я поговорю с Вашим батюшкой.
Антон замолчал, и выглядел так, как будто хотел еще что-то сказать, но не делал этого.
Он поднял голову вверх и увидел над собой черное, черное небо, усыпанное светящимся бисером ярких звезд. “Какая красота”, - вырвалась мысль у него в голове.
Теплый ветер приводил в движение многочисленные фалды платья Катерины, так, что опустив голову, Антону показалось, что она, Катерина, как будто парит немного в воздухе.
Ему показалось, что это просто настоящая мадонна спустилась в ее образе с небес, сейчас, специально для него. И он понял, что пора решаться!
Антон посмотрел на Катерину каким-то необычным, как ей показалось, взглядом, и промолвил: “Катя, знаете, мне очень важно понимать Ваше отношение ко мне”.
Катерина очень сильно испугалась этой фразы! В доли секунды у нее в голове пронеслась целая вереница мыслей. Она подумала, что, вдруг, сейчас Антон будет делать ей предложение, после чего она вынуждена будет ответить, может быть не сразу, но все же ответить.
Ей приятны были ухаживания Антона. Она очень ценила их дружбу. Но она совсем не хотела думать сейчас о замужестве! Катерина прекрасно понимала, что ее отказ, даже по причине не готовности к теперешнему замужеству, будет означать потерю любого общения с Антоном.
Она совсем не хотела его терять, но и принимать такое серьезное решение тоже не могла.
- Ах, Антон, но мое отношение к Вам самое хорошее, как к доброму другу нашей семьи, соседу и просто прекрасному человеку, – произнесла она так стремительно и горячо на одном вдохе, желая на этом как-то окончить разговор, как будто не понимая намека на продолжение.
Однако ж лицо Антона засветилось благодушной улыбкой и умилением, он продолжал смотреть на Катерину, как на мадонну, раздающую божью благодать. Он был так очарован, что на мгновение забыл то, что намеревался сказать далее.
Катерина не замедлила воспользоваться этой короткой паузой и произнесла:
“Что-то стало так холодно, и ветер сильный поднялся. Я хочу вернуться в дом”.
И не успел Антон опомниться от своего приступа очарования, как она подхватила его за руку и стремительно направилась к двери.
Яркий свет и шум помог Антону окончательно прийти в себя, и он тут же почувствовал огорчение и разочарование от того, что ему не удалось договорить и сказать то, что он так долго обдумывал и репетировал.
Катерина направилась к отцу, а Антон остался посреди залы наедине со своим разочарованием.
***
Антон вернулся домой весь на взводе, разрываемый противоречивыми чувствами.
С одной стороны, он впервые в жизни испытал такие искренние, такие нежные, такие возвышенные ощущения во время этого вечернего разговора с ней наедине. Да, он и раньше хорошо осознавал свои чувства к Катерине, но представить себе не мог, что может испытать когданибудь что-то подобное.
А с другой стороны, ему было так сложно решиться на этот разговор с Катериной. Он так долго к этому готовился, и вот, теперь, когда появилась возможность, и он наконец-то решился, все так неожиданно оборвалось!
А виной всему его неуверенность, его слабость. Опять он попал в ловушку собственных чувств и так и не смог ничего толком объяснить.
Он был сильно влюблен в Катерину, он знал, что они будет необыкновенно счастливы в браке.
Он так старался соответствовать тому уровню женихов, которые подходили Катерине. Да, еще его дед был крепостным, а отец вовсе не был богачом. Он потратил так много сил, чтобы добиться своего теперешнего положения. Он вышел в свет, он обучился его манерам, он получил прекрасное образование. И этот свет почти его принял.
Однако следующим шагом должна была стать женитьба. И ему было так важно, чтобы эта женитьба удалась.
Катерина идеально подходила на роль его жены. Она - хорошо образованная красавица, имеющая огромный успех в свете, несмотря на все свои странности. Отца ее почитают и признают, как потомственного купца.
И после его (Антона) женитьбы на Катерине, все эти гордые князья и графы вынуждены будут проявлять к нему уважение и признание, а не пренебрегать его обществом, как теперь иногда случалось.
Его охватывало чувство торжества, смешанного с местью и злорадством, когда он представлял то, как приедет на бал в дом Щербаковых под руку с Катериной, и как на них будет смотреть весь свет и восхищаться. И как будут завидовать ему все эти напыщенные дворянские женишки – неудачники.
Испытав удовлетворение от своей фантазии, Антон решил, что не стоит отчаиваться, и необходимо разработать новый план того, как он сделает предложение.
Он намеревался приехать с визитом к Михаилу Александровичу для официального приглашения на день рождение. Он знал, что тогда увидится с Катериной и сможет с ней переговорить, например, во время прогулки по саду.
Антон не мог и не хотел больше ждать. Какое-то непонятное внутреннее, жужжащее и не очень приятное чувство заставляло его действовать решительно! Он не хотел разбираться, что, как и почему в нем изменилось. Он понимал только одно, что пора, пора делать ей предложение!