Все статьи

Травмы. Как они были в моей практике

24 сент. 2018
498
Травмы. Как они были в моей практике. Чем они отличаются, как влияют на мою работу и поведение клиентов.

Травмы — это событие настолько сильное по своему эмоциональному накалу, что у человека не оказывается сил это событие прожить. Или же это такая нагрузка на нервную систему что по окончании этой нагрузки наступают последствия вплоть до заболевания или чувства сильнейшей усталости в любом возрасте.
Все эти переживания происходят до 5 лет. Тогда же и создаются сценарии реагирования на то или иное событие в жизни человека. Формируются его поведенческие реакции. В дальнейшем происходит обычно подтверждение первоначального опыта. Сознание ищет подтверждение, а не опровержение. Обычно это проявляется в поиске доказательств измены, предательства, обмана и так далее. Даже там, где объективно есть доказательства обратного, но они то как раз в учет не берутся. Потому как первичный опыт не совпадает с ними.

И наиболее сильные травмирующие психику события – это события не отрицательные, а положительные. Когда человек вынужден сдерживать проявление своей радости, да и любых иных положительных проявлений эмоций. Энергетика радости — это приток энергии. И сдержать этот приток не проявляя, на порядок труднее и затратнее, чем отток. От того и напряжение в психике сильнее и проявление травмы ярче и разрушительнее.

Так же травмы комплексно формируют стиль поведения- жертва, агрессор, спаситель.

Причем жертва – это и саморазрушение и одновременно гордыня своей жертвенностью. Человек несет это как знамя, как символ своего подвига. Его жертва - это его статус, его пьедестал.

Агрессор – в первую очередь против самого себя, и после уже к окружающим. То есть в этом состоянии он как в вакууме за стеной что не пускает помощь ни к нему, ни от него к нам. И по сути агрессия – это проявление ужаса, страха, паники, истерики этого узника созданной им тюрьмы.

Спаситель - это другая сторона медали жертвы. Знак только другой, а смысл тот же. Я те спасу по своему образу и подобию. Или же ты погибнешь.

И все это создает ребенок до 5 лет.

И работать приходится и с ребенком внутренним, и с взрослым пробуждая его контролировать и ребенка, и родителя. Давая внутреннему ребенку, иной опыт проживания травмирующего события. Отслеживая всю цепочку ретравматизирующих событий до настоящего момента работы с клиентом, и снимая напряжение, меняя отношение к событию. Делая его более легким в эмоциональном проживании. Прошлое изменить не получится, но возможно изменить отношение к этому.

И пробуждая взрослого отслеживать проявления стиля поведения сформированного травмами как привычного и естественного. И выстраивания иной линии поведения, основанной на осознанном, на первых парах - с трудом, медлительном анализе ситуации и своей реакции на него. Это как тренировка нового навыка. Это как переучиться с открывания двери левой рукой постоянно на правую. Или же на попеременно, в зависимости от ситуации.

Различные линии поведения могут формироваться в одном и том же событии как комплекс реакций. Словно событие – это узловая станция, а реакции как пути для поезда проявления их вариативности.

Необходимость отслеживания изменения реакции на события после занятий, обязательна. Проговаривание с клиентом. Что изменилось, какая реакция окружающих. Какие мысли вызывает это все. Что нравится, что нет.

Достаточно часто коррекция поведенческой реакции вызывает к жизни другую травму которая было основанием проработанной. Как матрешка. И бросать работу в таких случаях противопоказанно. При прекращении коррекции у клиента есть понимание того что происходит, есть ясность последствий, но нет сил ни остановить, ни скорректировать воздействие окружающего мира на него. Он видит, что идет не туда, видит яму. И идет уже не с закрытыми глазами, а с открытыми. Хотя иногда это является мощнейшим стимулом для продолжения коррекции. Но уже достаточно тяжело в плане корректирующего воздействия. Ведь необходимо набраться ресурсов для реабилитации от воздействия этих новых, уже видимых человеку событий. В любом случае такая работа занимает достаточно большой срок. И на первом этапе это снятие эмоционального напряжения, перевод в осознаваемое проживание. Второй этап – выстраивание новой линии поведенческих реакций и поддерживание их. На этом этапе вмешательство уже не требуется в таком объеме и такой частотой. Необходима лишь проверка состояний и проявления возможных скрытых ранее травм. При проявлении этих травм, работа проводится уже знакомая и легче воспринимается человеком. Мозг уже знает механизм, меньше сопротивления. Основная нагрузка во втором этапе ложится на самого обратившегося за помощью. От специалиста требуется лишь поддержка и редкое вмешательство. Третий этап самый позитивный – это этап получения и усвоения плодов от новой реакции и оценки событий. Просто больше свободы и позитива по результату. С теплом.