Все статьи

Контроль и я

07 февр. 2019
678
Человек, теряющий контроль над ситуацией, по-разному описывает своё состояние: «я будто плыву по течению», «я пленник/жертва обстоятельств», «я не могу выпутаться из этой ситуации», «меня загнали в тупик» и т. д. Если вы узнаёте себя, я буду рада предложить вам техники, которые помогут вам сориентироваться в происходящем.

Не стану нагружать вас теорией в этой статье, обойдусь несколькими абзацами, чтобы вы знали, по каким ключевым словам можно найти интересующую вас информацию, если захочется углубиться в тему контроля.
В психологии есть такой термин — «локус контроля», он бывает внутренний и внешний.
Экстернал (внешний локус контроля) винит за происходящее в его жизни родителей, друзей, судьбу, злой рок, богов, случай, стечение обстоятельств и так далее и тому подобное.
Интернал (внутренний локус контроля) приписывает ответственность за происходящее в большей степени себе. Почему лучше иметь внутренний локус контроля? Да хотя бы потому, что так мы быстрее обнаруживаем причины своих затруднений.

Есть ещё такое явление как «выученная беспомощность», это когда человек настолько привык, что ничего не может поделать со своими проблемами, что даже не берётся за их решение. Выйти из такого состояния можно усилием воли, позитивным опытом или совместно со специалистом. Фиксируйте самые маленькие достижения и отмечайте их.
ПРИМЕР Ниже приведён отрывок из книги Гераскиной Л. «Страна не выученных уроков». Попробуем определить, кем является персонаж, экстерналом или интерналом?

Даже смешно сказать, из-за чего мне влепили эту несчастную двойку. За какой-то круговорот воды в природе.
Интересно, что бы вы ответили на такой вопрос учительницы:
— Куда девается вода, которая испаряется с поверхности озер, рек, морей, океанов и луж?
Не знаю, что бы вы ответили, а мне ясно, что если вода испаряется, то ее уже нет. Ведь не зря же говорят про человека, который вдруг куда-то скрылся: "Он испарился". Это значит — "он исчез". Но Зоя Филипповна, наша учительница, почему-то стала придираться и задавать лишние вопросы:
— Куда исчезает вода? А может быть, она все-таки не исчезает? Может, ты хорошенько подумаешь и ответишь как следует?
По-моему, я и так ответил как следует. Зоя Филипповна, конечно, со мной не согласилась. Я давно заметил, что учителя редко со мной соглашаются. Есть у них такой отрицательный минус.

Обратите внимание, локус контроля Вити направлен на внешний мир. Виноваты учителя — придираются, задают лишние вопросы, и вообще являются обладателями отрицательного минуса. Возникает впечатление, что Витя абсолютно не признаёт того факта, что дело может быть в нём, а конкретно в том, что он не выучил уроки.

ПРИМЕР Жена жалуется на мужа по поводу того, что тот постоянно ест в кафе, постоянно забывает контейнер с обедом дома. Она злится на его невнимание, на то, что он тратит деньги на общественные столовые. Возможно, конечно, им не хватает поводов для ссоры, а может стоит взять несколько рецептов у подруг или посетить кулинарные курсы?! Ведь, к сожалению, мужчины не всегда готовы прямо поделиться своими переживаниями или муж просто боится обидеть супругу?! Если жена возьмёт ответственность за ситуацию на себя, вернёт себе контроль над ней, то обнаружит возможность как-то на неё влиять.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ Посетить психолога и/или попробовать самостоятельно изменить способ своего мышления! Вот техники, направленные на то, чтобы вернуть КОНТРОЛЬ над своей жизнью в свои руки.
ТЕХНИКИ:
Слова долженствования

Есть такие слова: должен, надо, вынужден, обязан, приходится и т. д. Внутренний диалог и привычные фразы, которыми мы обмениваемся — это дело привычки. Начните отслеживать свой лексикон. Обычно я предлагаю заменить такие слова на «могу» и «хочу», но в упражнении Илиоса Коцу формулировка видится мне ещё более удачной, так как ещё явственнее разворачивает нас к цели: «Я это делаю, чтобы...».

ПРИМЕРЫ «Опять я должен ехать на работу, надоело уже. С утра до вечера одно и то же! Начальник ещё.., тот ещё». А теперь разворачиваемся: «Я это делаю, чтобы получить опыт и перевестись на другую позицию/в другую компанию», «я это делаю, чтобы заниматься хобби и путешествовать/чтобы накопить денег на курсы/чтобы осуществить мечту» — меняется настроение?

Проценты контроля
[/CENTER]
На примере жены и мужа, я хочу показать, как можно проанализировать степень распределения контроля над ситуацией в каких-либо отношениях.
Вспомните наиболее часто возникающие в вашей семье ситуации, сделайте список и возле каждого пункта напишите соотношение влияния в процентах (Жена_ _%/Муж _ _%).
ПРИМЕР
1. Распределение финансов (30/70)
2. Выбор мест досуга и отдыха (40/60)
3. Выбор образовательных курсов для ребёнка (50/50)
4. Выбор и закупка продуктов (60/40)
5. Решения о том, когда приедет в гости свекровь (20/80)
Прикинув на сколько вы влияете на рядовые ситуации, возникающие в семье, вы получаете примерное понимание того, за кем остаётся последнее слово в решающий момент. Подумайте, почему происходит так, а не иначе, стоит ли на это влиять и если да, то как это можно сделать.

Замри!
[/CENTER]
Иногда полезно остановиться, закрыть глаза, замереть и прислушаться к тому, что происходит внутри. Даже если сразу вы не поймёте, какие чувства и эмоции вы испытываете, вы можете обратить внимание на ощущения в теле: боли, потоотделение, головокружение и т. д. всё это знаки, и если они неприятные, то, скорее всего, вы находитесь в дискомфорте. Подумайте, какая потребность сейчас не удовлетворена.
Дело в том, что мы не всегда различаем происходящее с нами, не всегда понимаем свои потребности, а порой достаточно просто прислушаться к своему телу и вернуть себе контроль.

Это всё обо мне!
[/CENTER]
Есть один весьма полезный вопрос: «Что это обо мне?». Приближая к себе тех или иных людей, выбирая еду или одежду, возьмите в привычку задаваться этим чудесным вопросом.
ПРИМЕР Выбираешь красное платье — что это о тебе? Тебе не хватает красок, страсти, ты хочешь привлечь внимание, это одиночество?
В твоей продуктовой корзине всегда лежит плитка шоколада — что это о тебе? Ты просто сладкоежка или в твоей жизни мало радости и ты поднимаешь таким образом уровень серотонина?
Ты познакомилась с сотрудницей и теперь стараешься проводить с ней как можно больше времени, забыв остальных друзей и знакомых. Какая она, эта коллега? Волевая, боевая, сильная женщина — что это о тебе? Это те качества, которых тебе сейчас не хватает? Перед тобой не простой выбор и не хватает ресурсов?

Уважаемые читатели, мне хотелось вкратце поделиться с вами техниками, возвращающими контроль над ситуацией, над собой. Надеюсь, что статья была вам полезна и буду признательна, если вы покажете это, нажав на кнопку «мне нравится» или через комментарии.

Автор статьи: Юлия Богородицкая, психолог логопедического центра "Академия речи" в Санкт-Петербурге, ул. Шпалерная 13, 15 мин. От метро Чернышевская
Запись на очный приём по телефону/WhatsApp: +79372763329
Запись на консультацию через Skype - кнопка "получить консультацию".

Иллюстрация: Claudia Tremblay