Все статьи

Речь - визитная карточка человека

29 янв. 2017
1150
От автора: Я разместил здесь часть статьи, которая еще не дописана. Оставшийся материал еще в рукописном виде.
Раз уж так вышло, то с удовольствием, в Ваших отзывах, прочитаю дополнения по этой теме и ссылки на профессиональные исследования. Приглашаю к сотрудничеству.
Заранее благодарю.
Здравствуйте!

А Вы сегодня уже говорили с кем-то?
Каждый новый день мы начинаем со слов: «Здравствуйте», «Доброе утро», спрашиваем друг у друга: «Как дела? ». Проводим переговоры, совещания, общаемся с друзьями по телефону или в соцсетях. Мы так привыкли говорить, что не задумываемся, как мы говорим. Что такое речь? Что такое слово? Почему одни и те же слова могут быть такими разными для разных людей?

Мы используем речь каждый день и не понимаем насколько это сложный процесс.

Мы, люди, единственные, кто говорят на этой планете.
Самое удивительное в процессе эволюции изобретение человека это не порох, не автомобиль, не Интернет, не мобильная связь – это речь.

В настоящее время ученые из самых разных областей наук занимаются изучением речи. Биологи, математики, лингвисты, психологи объединяют свои знания и открытия для понимания процесса речи и ответа на вопрос: «Как именно мы говорим? ». Для меня, как психолога, речь, слово, голос являются инструментами работы и интереснейшей областью для исследования. Чем больше я вникаю в эту тему и изучаю соответствующую информацию, тем интереснее становится процесс исследования.

Современные методы и аппаратура позволяют заглянуть в глубины разума и понять – как и почему мы говорим. С помощью томографии можно увидеть процессы, проходящие у нас в голове в момент разговора.

В человеческом мозге есть зоны, отвечающие за производство речи и ее понимание. Это центр Брока и центр Вернике. Слуховые сигналы преобразуются в нейронные коды слов, которые активируют соответствующие образы. То, что информация кодируется в нас в виде образов, мне известно давно; психологи используют это знание в работе (но это отдельная и тоже, на мой взгляд, очень интересная тема).

Речевые зоны могут находится как в правом, так и в левом полушарии. Так что есть речевые правши и левши. Речевые центры, к слову, есть и у обезьян, но у них не развиты связи между ними; они тоже могут воспроизводить слова и понимать их. Кстати, те, кто владеет знаниями по «глазным ключам доступа», могут знать о различных положениях глаз в момент общения. В терапии есть техники, использующие связь речи, образов и глаз.

Движения глаз – это сложная структура в мозге человека. Она организует и отвечает за смену всей поступающей информации. Наши мысли связаны с движением глаз. Человек слышит слово, а нейрон тут же извлекает образ из памяти и с ним определенную поведенческую программу.

В понимании речи, в ее генерации, задействована большая часть мозга. Переработка увиденных символов в смысл – напряженная работа для мозга. Информация передается мгновенно из одного отдела в другой, проходит через сотни инстанций, чтобы мы осознали, что именно прочитали. В данный момент и Вы, уважаемый читатель этих строк, активно трудитесь, не сознавая все механизмы, которые задействовал ваш мозг. Речь ведь бывает не только устная, но и письменная.

Чтобы прочесть предложение мы удерживаем взгляд на 200 мини секунд около символов и резким скачком идем дальше. Если что-то не понятно, мы возвращаемся, фиксируемся на сложном месте и снова перечитываем.

Одновременно мы можем разглядеть от 8 до 10 букв. Остальные как бы размыты.

Синтаксис – самая сложная часть языка.

Понимая то, как мы читаем и понимаем предложения, мы можем приблизиться к тайне работы мозга.

Так, психолингвистика (дисциплина, находящаяся на стыке лингвистики и психологии и изучающая взаимоотношения языка, мышления и сознания) превращается в науку о работе мозга.

Почти у всех народов существуют поговорки о силе слов. «Не ножа бойся – языка», «Бритва скребет, а слово режет», «Одним словом можно убить, другим воскресить», «Правдивое слово, как лекарство – часто горько, зато излечивает», и т. д. Я думаю, что и Вы можете их вспомнить при желании. Слово активизирует и процессы в организме. Достаточно, например, произнести или написать слово «лимон», как во рту появится слюноотделение. Можете обратить внимание на то, как при этом появляется образ и связывается с чем-то кислым и желтым.

В речи есть только то, что есть в нашем сознании (осознаваемом или не осознаваемом). Вы, наверное, слышали об «оговорках по Фрейду». Так мы проявляем в речи свое неосознаваемое, не понимая, что мы характеризуем себя помимо своей воли. В общении мы передаем свою «картину мира».

В разных культурах одни и те же слова могут вызывать разные ассоциации. То, что в одном языке носит негативный образ, в другом может оказаться комплиментом. Не поэтому ли мы часто недопонимаем друг друга?

Овладеть, например, русским языком, не просто, если, конечно, он у Вас не родной. Уже к трем годам ребенок способен легко общаться на родном языке, и делает это без учебников, правил и инструкций. Учебники и правила не помогают, а, скорее, мешают ребенку справиться с языком.

К пяти годам ребенок становится гениальным пользователем родного языка. Он открывает все сам, и большое преимущество в этом то, что все происходит бессознательно. По данным моих коллег-психологов обработка информациив этом возрастепроисходит в десять миллионов раз быстрее, чем на уровне сознания.

Ребенок осваивает сложные грамматические конструкции все время общения со взрослыми носителями языка. Он словно сам контролирует свою речь и одновременно раз и навсегда исправляет ошибки. Как это удается детям–до сих пор загадка. Есть разные теории, но к единойученые так и не пришли; одни считают, что это врожденная способность, другие, что ребенок вырабатывает ее сам, подражая взрослым. Пока писал эти строки, подумал, что может быть и то и другое в совокупности.

Подражая взрослым ребенок перенимает «картину мира», как правило, от родителей и близких. Это накладывает отпечаток на его дальнейшую жизнь.

Так, большинство клиентов в моей практике люди «от», а не «к». Люди уходят от проблем, а не идут к их решению и целям.

У нас, в России, в основном, и врачи лечат от болезни, а не ведут к здоровью. У меня был случай в жизни, когда я предложил написать врачу не «историю болезни», а «историю выздоровления», и это было воспринято с округлыми глазами и фразой: «А вы кто и чем занимаетесь? ».

В основном, человек не знает, что хочет. Он знает, что имеющееся у него сейчас – это не то, что ему нравится и нужно.

Родители транслируют это в фразах «Не испачкайся! », «Не делай то-то и то-то! », в то время как можно было сказать: «Будь аккуратен» или «Делай так-то». Я думаю, что найду возможность больше написать про это в других статьях.

Ребенок, увидев новый образ, предмет связывает у себя в голове его запах, ощущение от прикосновения и слово. Он одновременно включает все когнитивные функции, и поэтому это происходит так легко и быстро. Так, услышав слово, ребенок запоминает его на всю жизнь.

Словарный запас ребенка растет молниеносно. Это подтверждают эксперименты и сама жизнь. То, что видел ребенок, он готов опредметить в своей речи.

На сегодняшний день существуют методики изучения иностранных языков, практически без учебников и правил грамматики, где язык учится в максимально детской атмосфере, в сценках, при положительных эмоциях.

Обращая внимание на особенности своей речи можно выявить эти особенности и их связь как с поведением, так и с ощущениями.

В речи мы транслируем и богатство своего внутреннего мира и свое эмоциональное состояние.

В физике свет и звук определены как волны. Такие фразы, как «светлая голова», «тоска зеленая болотная», «серые люди» и т. п. Передают цветовые характеристики образов.

Волнующийся человек как бы транслирует свои волны окружающим. В речи появляются паузы, слова-паразиты («это», «как бы», «ну», «вот»), в условиях внутренней напряженности снижается разнообразие словарного запаса и незавершенность высказываний.

Волновая функция речи отражается в голосе, в его темпе, диапазоне, высоте. Монотонная речь вызывает неприятные ощущения, несмотря на интересность и полезность информации, которую хотят донести.

Не случайно есть выражение: «Неважно, что сказать, важно – как».

В речи участвует и мимика и положение тела и жесты – это подкрепляет коммуникацию. Об этом хорошо знают ораторы и певцы.

Продолжение следует...

Сафронов Александр Викторович