Все статьи

Великий человек

19 нояб. 2017
1161
БЕСЕДА СО СТУДЕНТАМИ В ИНСТИТУТЕ (A TALK WITH STUDENTS AT THE INSTITUTE)(1958)

В течение мая 1958 года, К. Г. Юнг приходил для бесед со студентами института в Циюрихе, носящего его имя. Запись этих бесед была сделана одной из студенток – Мариан Байес. Этот материал был опубликован спустя 12 лет в «Spring» (в 1970-м году). Записи миссис Байес были незначительно отредактированы и подготовлены к данной публикации.
Что делать человеку с его страстной, примитивной, хтонической природой?

Мы стремимся отождествить наш неосознанный хтонический внутренний мир со злом, а наши сознательные искания духа с благом. Но мы должны принимать свои темные стороны, чтобы прекратить их проекцию вовне.

Что такое принятие?
Некоторые вещи не могут быть приняты. Если анализ честен, он придет к неразрешимой проблеме – именно проблеме, а не к вопросу. Если слишком много инстинктивного материала вытеснено – он будет вновь и вновь подниматься. И что с ним делать? Никто не может справиться с данной ситуацией; никто не знает, что делать. В таких случаях я советую идти спать. Думайте о вашей проблеме. Наблюдайте за своими снами. Возможно, Великий Человек, – 2000000-летний человек, будет говорить с вами. В полном тупике, постепенно возникнет его голос. Стремитесь к нему – ведь он непобедимо силен и вы можете всегда рассчитывать на него, но это не значит, что всё обязательно выйдет положительно.

Если Вы не заинтересованы в вашей собственной судьбе, бессознательное реагирует таким же образом

В бессознательном горы символизма. Оно не предназначено для того чтобы доказывать теории, как думают некоторые люди. Я накопил достаточное количество символов, чтобы дать аналитику возможность узнать что-то о символике и понимать сновидения. А если мы верим, что мы знаем природу или психику, то и 2 ООО ООО-летний человек должен знать что-то!

У меня нет проблем в разговорах с примордиальными людьми. Когда я говорю о Великом Человеке, или чем-то подобном, они понимают. Великий Человек есть нечто, что откликается во всех людях. Аналитику нужны знания для того, чтобы интерпретировать то, что говорит бессознательное, и он должен предоставить кредит доверия своей собственной интерпретации. Он должен иметь мужество, он должен помочь; как в ситуации, когда человек истекает кровью – ты не имеешь права стоять и размышлять! Вы можете только сказать: «Боже мой, я не знаю точно, но если я допустил ошибку, подсознание должно её исправить. Мне кажется, это так». И стоять на своём! Это лучшее из того, что вы можете сделать. Никакого обмана, ни легкомыслия или рутины – тогда вы оставите Дьявола позади.

Вы должны быть честным в том, что это действительно лучшее, что вы можете сделать. Если это лучшее перед Богом, что вы можете сделать, то вы можете рассчитывать, что идете по правильному пути. Но это может быть и неправильный путь. Мы проходим через трудные вещи, которые именуют судьбой. Человек проходит через анализ, но он может «умереть» в анализе. Я веду анализ до его видимого завершения, но он будет сопровождать личность до конца. Аналитик должен помогать жизни так долго, как только он может. Существует предубеждение, что анализ является искусством выпускать бессознательное – как открытие клетки со зверем в зоопарке. Это часть анализа, но это не должно быть осуществлено безответственным и глупым способом. Это только подготовительная часть.

Главное – провести анализ того, что делать с вещами, которые возникли из бессознательного. Нужно увидеть, что есть основное направление или, как говорится, в чем воля Бога. Вы будете «прокляты», если вы не выполните Его волю. Это разрушит вашу жизнь и здоровье. Вы продали частичку своей души, или вовсе потеряли её. Для примордиальных народов это смерть – потерять душу.

Анализ – это длительная беседа с Великим Человеком, сложная для нашего интеллекта попытка его понять. Тем не менее, это попытка, как пациента, так и его аналитика. Племена Наскапи оказались бы в большем преимуществе, потому что они поняли бы, что это за дискуссия с Великим Человеком.
С пациентом работа идет до тех пор, пока пациент сможет увидеть это. Это – Великий Человек, он может одним махом придать два совершенно разных облика вещи или произвести нечто подобное. Таким образом, вы узнаете о своеобразном «мышлении» фона; вы узнаете природу Великого Человека. Вы узнаете о себе от Великого Человека – то, что он скажет вам прямо в лицо. Это путь через вещи: вещи, которые выглядят беспомощно и неразрешимо. Суть в том, что как же вы сами ответите на эти вопросы? Там, в одиночку, один на один придется быть с самыми высокими этическими различиями. Этика – это не конвенция между людьми; этика есть лишь между мною и Великим Человеком. Во время этого процесса, вы узнаете об этике то, что идет вразрез с моралью.
Бессознательное дает вам лицезреть свои странные повороты, которые делают дальнейший путь возможным, но невыразимым. Нельзя, и ещё раз нельзя изменять этому пути. Это как путь Дзен – острый как нож и гибкий и извилистый как змея. Тут нужны вера, мужество, бесконечная честность и терпение.

Этот внутренний диалог сам ведется постоянно или у человека особая роль в нем?


К. Г. Юнг
Вы узнаете это сами: в чем заключается ваша роль и что вы находитесь в божественно обустроенном порядке вещей. Вы увидите
себя в новом свете, так как вы добавите информацию бессознательного. Вы добавите вещи, которые не являются иллюзиями – новое понимание себя и мира. Их нельзя сознательно переустраивать, или это будет неправильно. Для уточнения вашего ума вы можете интуитивно рисовать мандалы, и это будет вполне законно. Но другой человек скажет: «А, вот как это делается!» – и тоже начнет рисовать мандалы. И это ошибка! Это обман, потому что это копирование.
Никогда не говорите «нет» или «да» рассуждая. Говорите это только тогда, когда вы чувствуете, что это действительно так. Если это действительно «нет», это «нет»! Если вы скажете «да» из-за любой внешней причины вам уже ничего не поможет.

К чему приводят такие отношения?

К. Г. Юнг
Результатом является то, что вы всегда находитесь в игре; вы
включены в реальные взаимоотношения с бессознательным. Если вы будете нечестны, вы будете исключены из процесса индивидуации. Если вы нечестны, вы ничто для вашего бессознательного. Великий Человек будет плевать на вас, и вы останетесь далеко позади, застрявшие в своём сумбуре – глупые и гротескные.

Если вы будете тонко следовать бессознательному, ваш интеллект
не будет опускаться ниже определенного уровня, и вы сможете добавить дело разума к тому, чем вы уже обладаете. Если вы подходите к бессознательному интеллектуально – вы погибли. Оно не убеждение,
не предположение.

Оно присутствие. Факт. Это то, что есть здесь, это то, что происходит.

Вы спросите, как мы можем это знать? Через определенное количество самокритики. Когда у вас появляется идея, вы не думали, чтобы она пришла. Она пришла к вам сама. Когда вы это осознаете, тогда вы честны. Определенное количество скромности – это то, что абсолютно необходимо.
Вы должны принять, что бессознательное производит, и вы должны понять его язык. Это природа, и её нужно переводить в человеческие формы. Поэтому достоинство человека в том, что он имеет способность к этому. Такой перевод не заложен в творении. Он является задачей человека, и он может сделать это, когда не разрушает то, что находит. Когда же он ставит себя выше бессознательного – он бесплоден. Такая позиция не научна. То, что ученый будет наблюдать в эксперименте, разве он назовет несуществующим? Когда вы наблюдаете, тогда вы поступаете как ученый. Люди не знают, что принадлежит им, а что заимствуется ими. Наивность белого человека в том, что он идентифицирует своё эго с Великим Человеком!

Не является ли человеческая взаимосвязь центральной линией в анализе?

К. Г. Юнг
Эта вещь намного сильнее, чем вы о том говорите. Пациент проникает (пронизывает) вас насквозь и будет мало обращать внимания на то, что вы говорите. Аналитик имеет нерешенные проблемы, потому что он жив, жизнь есть ежедневная проблема. В противном случае он был бы мертв. В кратчайшие сроки каждый пациент поставит свою ногу на его комплексы. Все ваши ошибки вы принесете с собой в анализ. Аналитик должен знать о своих комплексах, потому что они будут затронуты в ходе работы с пациентом. Когда я вижу сон о пациенте, как правило, это знак того, что один из моих комплексов затронут. Каждый шаг вперед, что делает пациент, может быть шагом на пути аналитика. Вы не можете быть с кем-то, не будучи пронизаны его личностью, но велики шансы, что вы не заметите этого; определенные чувства – атмосфера будет овладевать вами (а вы не будете этого замечать). Если Вы не относитесь к чувствующему типу вам, возможно, придется спросить человека относящегося к этому типу о своей внутренней «погоде», потому что вы бессознательны в своих чувствах.

Не является ли травматичным снятие переноса?


Одним из величайших препятствий на пути к пониманию является проекция шамана — Спасителя. Как только вы возведены в такой ранг через перенос пациента, вы бессильны, потерялись в море тумана. Когда видны признаки инфляции, это серьезное предупреждение, и инфляция должна быть разорвана, быстро, как только это возможно. Вы просто не в состоянии совершать чудеса, как шаман.
Отцовский комплекс находится внизу этого явления, и когда он анализируется, он сжимается до человеческих размеров. Но есть еще и человеческое существо (на которое переносится этот образ). Перенос образа Отца или Христа и др. — это ошибка, отклонение, продукт недоумения пациента. Если бы пациентами были Наскапи, они бы сказали, что перенос — это его Большой Человек. Аналитическая беседа ведется между двумя Великими Людьми. (Племена Наскапи обладали бы тут большим преимуществом, так как они бы это поняли).

Работать нужно до тех пор, пока пациент сможет увидеть. То есть до точки раскрытия переноса. Это жизненно важно для пациента, чтобы узнать об этом, и аналитик должен быть в состоянии ответить на эти вопросы. Аналитик, конечно, может только сказать, "я есть это...", когда он знает, что такое это... Пациент может прийти в ещё большее недоумение и не прекратить осуществлять перенос. Это затруднительно.

Есть и ещё кое-что — архетипы находятся в этой игре; это Великий Человек, или любые другие имена, которыми его называют. В глубине перенос — это отнюдь не личная фантазия. Вы потеряете её значение, когда вы снижаете ее до личной фантазии, и вы должны научить пациента этому двойному значению переноса: что есть и личное, а есть нечто большее в самой личности, а именно, Великий Человек.
_
Из книги «Юнг говорит» под общей редакцией Уильяма МакГуайра и Р. Ф. С. Халла.
Перевод Григорий Зайцев.