Все статьи

Эго-состояния, что это?

02 июл. 2017
1661
Эго-состояния, зачем они нужны?
Не все из нас психологи и читали специальную литературу, но очень часто приходиться сталкиваться с проблемами в общении. И в этой статье я коротко поясню откуда "растут ноги" этих проблем.
Основатель Транзактного анализа Э. Берн описал рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства.

И служит для описания и анализа поведения человека как индивидуально, так и в составе групп, те один и тот же человек, находясь в некоей определённой ситуации, может функционировать, исходя из одного из трёх ЭГО-состояний, чётко отличимых одно от другого: ВЗРОСЛЫЙ-РОДИТЕЛЬ-РЕБЕНОК.
В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трёх ЭГО-состояний.
Давайте подробнее рассмотрим их.
Взрослый - рациональное начало человека и не зависит от возраста человека. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации и позволяет нам объективно оценивать окружающую обстановку, разрабатывать план действий и принимать решения. Это такой «биоробот», который не испытывает чувств, он взвешивает все «за» и «против», все возможные варианты, готов к конкретным действиям и компромиссам, несет ответственность за свои поступки и слова. Может сказать спокойно «НЕТ, меня это не устраивает» и\или предложить альтернативное решение.
Главное слово у взрослого – МОГУ!

Пример:
-Да, я МОГУ сегодня сделать план недели за вечер если вы мне предоставите все данные, оплатите вдвойне. – это можно услышать от Взрослого.[/CENTER]

ПЕРЕКОС: если в человеке сильно развит Взрослый, а остальные эго-состояния нет, то он похож реально на робота, который не чувствует потребностей своего тела, может много и безустанно работать, не испытывает привязанности и глубокой любви, слишком прагматичен и суховат, все просчитывает и выдает решение и с такими людьми порой бывает очень скучно. Ему предлагают пойти в пт вечером потанцевать или прогуляться, а он в ответ – не могу, потому что я не вижу в этом смысла, за это время я МОГУ переделать кучу нужных дел.

Ребенок – естественные и непринужденные реакции, эмоциональное импульсивно-реактивное поведение, т. е. содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. В то же время, к этому эго-состоянию относят и определенные модели поведения, усвоенные в детстве – покорность и беспомощность, капризы или бунт. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности. Ребенок не понимает логические доводы взрослых, у него нет ответственности и нет обязательств. Примерный возраст до 5-7 лет.
Главное слово у Ребенка – ХОЧУ!

Пример:
-ХОЧУ мороженое и на качели!- так кричат многие дети.[/CENTER]

ПЕРЕКОС: если у человека сильно развит Ребенок, то такой человек капризный, много желаний и как правило он окружает себя другими взрослыми, которые выполняют все его «хочучки», т. е. играют для роль Родителя и\или Взрослого. Видели наверно, таких «маленьких девочек» в теле взрослых тётечек и рядом с ними такие «папики»? Работать эти "девочки" не могут, а вернее не хотят, на продуктивный диалог не способны, ответственность брать тоже не торопятся, т. е. ведут себя сообразно детской модели поведения: чуть что я обиделась и губки надула...

Уж извините, привела женский пример, потому что он наиболее красноречиво демонстрирует данное эго-состояние, хотя и среди мужской половины такие экземпляры тоже имеются в достаточном количестве (ищут себе "мамочек").

Родитель – волевой директивный компонент личности. Иногда утешает и опекает, а иногда – требует, угрожает, критикует и запрещает. Модель поведения Родителя человеком заимствуется у значимых других, с которыми ему пришлось тесно контактировать в детстве: реальные родители, бабушки\дедушки, сестры\братья, тети\дяди, тренер, воспитатель и тп.
Главное слово у Родителя – НАДО!

Пример:

- Петя, тебе срочно НАДО постричься (поесть\помыться\и тп), я записала тебя к мастеру! – говорит жена мужу, даже не интересуясь Петиным желанием, планами и мнением.[/CENTER]

ПЕРЕКОС: у человека сильно развит Родитель, в таком случае - это эдакий авторитарный папа или мама ВСЕГДА и ВЕЗДЕ по отношению ко всем, который все знает за всех, всех поучает как надо жить, как одеваться, критикует и контролирует, говорить в повелительном наклонении, не терпит возражений и критики. И попробуйте его переубедить...
Есть положительная сторона у этого Родителя - он охотно берет на себя ответственность и за себя и за других, но спросит потом по полной с этих других за ВСЁ!!! И не дай вам Бог потом его ослушаться, ведь он же для вас...

В той или иной степени все эти эго-состояния свойственны нам всем. Каждое из них при определенных обстоятельствах уместно и необходимо. Взрослый позволяет нам эффективно анализировать и решать насущные жизненные задачи. Внутренний ребенка делает нашу жизнь жизнерадостной и реализует наше творческое начало, а Родитель регулирует нравственно-контролирующую сторону жизни. Но когда эти эго-состояния проявляются некстати либо находятся в сильном дисбалансе, это приводит к серьезным проблемам в жизни.

Так для чего же это все нужно? Вступая в коммуникацию с другими мы ведем себя исходя из этих трех эго-состояний и ожидаем ответной со стороны определенного эго-состояния собеседника.
И если мы вступаем в ПРЯМУЮ трансакцию (трансакцией называют элементарный акт взаимодействия в общении между людьми): Родитель-Родитель, Ребенок-Ребенок, Взрослый-Взрослый, то проблем не возникает.
Например:
-какой сегодня день недели? - спрашивает Взрослый.
-вторник - отвечает ему другой Взрослый.
Или:
-Иванов, ты выучил сегодня стих? - спрашивает Родитель учителя.
-да, Марья Ивановна. - отвечает Ребенок ученика.

Если коммуникации соответствуют друг другу, может происходит ДОПЛНИТЕЛЬНАЯ трансакция. Такой диалог взаимодействия обычно комфортен и может продолжаться бесконечно долго. Примером дополнительной трансакции могут служить взаимодействия:
  • родитель-ребенок (учитель дает наставления ученику)

Если же общение идет из разных эго-состояний, например, муж спрашивает жену:
- не видела ли она его зарядку для телефона?
При этом он обращается к ней как Взрослый к Взрослому. Приблизительный ответ, которого он ожидает, это: «не видела» или «она лежит на тумбе в зале». Но вместо этого жена реагирует с позиции критического Родителя: «Вечно ты где попало все разбрасываешь!»
Такие трансакции называются пересекающимися и ведут к простой ссоре, далее к постоянным скандалам, а в последствии к полному обрыву контакта.

И самый "не экологичный вид" трансакций - СКРЫТЫЕ, т. е. при поверхностном взгляде взаимодействие осуществляется на одном уровне, а на самом деле совсем на другом. Например, под видом обсуждения проблемы с позиции Взрослого, может говорить Ребенок, выпрашивающий ласки\любви\снисхождения у заботливых родителей.
- Вася, мы в этом году с тобой планировали сделать ремонт, - говорит жена мужу.
- Да, дорогая, я согласен вот только у меня так болит спина, а ты даже этого не замечаешь...-отвечает муж и делает страдальческий вид.

Человек может это делать НЕ осознанно, не понимая почему с ним нормально не разговаривают другие и жалуясь, что его НИКТО НЕ ПОНИМАЕТ.
Причины такого "перекошенного" общения довольно разные и описаны в книгах Эрика Берна «Игры, в которые играют люди\Люди, которые играют в игры» и Клод Штайнер «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна».

Самое важное при общении научиться отслеживать какие трансакции наиболее выражены у вас: из какого же эго-состояния я сейчас говорю?
И впоследствии научиться распознавать: от какого эго-состояния собеседника вы получаете ответ?

Обращаясь к вам, читатель, хотела бы получить обратную связь: расскажите, а в вашем близком окружении люди с каким Эго-состоянием преобладают?

В какой пропорции присутствует в вас РОДИТЕЛЬ-РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ?

И на сколько?- если разделить между ними 100% акций.