Все статьи

Нарушения восприятия внешности

20 дек. 2017
1371
Думаю про разрыв между тем, каким в реальности является физическое тело человека и тем, как оно человеком воспринимается. Это место в котором переплетается телесное и психическое. Ведь человек, как известно, и телесен и психичен. Для одних людей тело никогда не являлось источником переживаний, каким бы оно не было, для других же это извечная боль и разочарование.

В последние годы наблюдается бум заболеваний, связанных с нарушением пищевого поведения. И гораздо меньше говорят о нарушениях, связанных с восприятием своего тела и внешности. Возможно это происходит потому, что в сознании людей это какие-то неразделимые процессы. А так же потому, что пищевые нарушения более очевидны окружающим людям на телесном уровне, чем нарушения восприятия своей внешности, хотя оба эти феномена имеют под собой психическую природу. Случается так, что нарушения пищевого поведения не связаны с восприятием своей внешности, а попытки "улучшить" свою внешность не распространяются на пищевое поведение. Тем не менее, в основном нарушения пищевого поведения и дисморфофобия наблюдаются во взаимосвязи.
В последнее время в терапию приходят клиенты, которые формулируют свою проблему как нарушения пищевого поведения. Но при детальном рассмотрении пищевые нарушения лишь лежат на поверхности как следствие нарушений дисморфического характера. И мы видим клиента, который не принимает свое тело или отдельные его части, а также демонстрирует патологическую озабоченность едой, организацией питания, которые имеют своей целью улучшить тело или какую-то его часть.

"Если человек в значительной степени поглощен мыслями о воспринимаемом недостатке или недостатках своей внешности, которые стороннему наблюдателю представляются незначительными или не более чем обычными физическими вариациями, и если в связи с этим он испытывает расстройство в течение более одного часа в день, то ему может быть поставлен диагноз "телесное дисморфическое расстройство, или дисморфофобия". У людей с этим диагнозом была отмечена повышенная чувствительность к отвращению, включая сильный гнев, направленный на самого себя. Ввиду того, что самоотвращение является частью субъективного переживания стыда, частое и тем более постоянное ощущение стыда постепенно может стать важной составляющей жизни человека, что лишь подпитывает циклы ненависти к себе."

Николь Шнаккенберг "Мнимые тела, подлинные сущности"

По телевизору регулярно встречаются передачи, в которых мужчины вставляет себе импланты в грудь, чтобы выглядеть более мужественно (!). (Грудь при этом не похожа на женскую) Или девушка, которая перекроила себя всю, чтобы быть как Памела Андерсон. Эти передачи как бы говорят нам: "Посмотри, какие возможности имеет современная пластическая хирургия и косметология! Мы можем сделать тебя, каким ты захочешь! Можем слепить из тебя другого человека!" И эти возможности практически безграничны. Но опускается тот момент, что в данных ситуациях они направлены вовсе не на вылечивание человека. И конечно, в них не говорится о том, что у людей, делающих с собой такое, большие проблемы с идентичностью как минимум (!) и целая куча сопутствующих психологических расстройств. А все эти манипуляции с внешностью поддерживают и развивают порочный круг ненависти к самому себе и способствуют усугублению проблемы.

С одной стороны, понимаешь, что лучше не смотреть таких передач, чтобы лишний раз не травмировать свою психику. Потому что оставаться к этому равнодушным очень сложно. Есть трудно уловимое ощущение, что это не правильно, что сломалось что-то на очень глубоком уровне. Но с другой, если ты психолог, то понимаешь, как устроены патологические процессы, происходящие с этими людьми, что они, таким образом, пытаются облегчить свои страдания, снизить огромный уровень напряжения, убежать от невыносимых переживаний, но способ, который они выбирают становится тем самым порочным кругом.

Важную роль в распространении расстройств, связанных с восприятием своей внешности играет стыд. Он как бы заставляет переживать себя одновременно и воспринимающим и воспринимаемым, я - тот - кто смотрит и я - тот- кого рассматривают. Т. е. стыд здесь становится внедренным в меня взглядом других. И если встречаться с отвержением, обесцениванием, социальной изоляцией со стороны других для меня невыносимо, то логичным и относительно безопасным выходом для меня становится проецирование своей тревоги на само тело, попытки трансформировать в него эту угрозу отвержения. Тело начинает восприниматься как враг, как источник потенциального страдания и подвергается различного рода атакам. Этот стыд за то, что меня могут разоблачить и отвергнуть возбуждает отвращение и ненависть к самому себе.
Шнаккенберг пишет, что таким образом, попытку создать "идеальное тело" можно рассматривать как стремление обеспечить принимающий и любящий взгляд другого.

Клиенты с дисморфическим расстройством очень настойчивы и убедительны в том, что какая-то особенность их внешности является источником проблем и несчастий, а когда они эту особенность исправят, все в жизни наладится. Это сложный момент для терапевта, ведь боль клиента настоящая, в нее невозможно не поверить. Клиент хочет получить новые психологические манипуляции, которые помогут ему более эффективно бороться со своей "уродливостью" и "улучшать" свою внешность, более тщательно выстраивать питание и тд. Здесь огромен риск попасть в ловушку - начать спасать клиента через присоединение к его внутреннему "преследователю" и усилению совместной атаки на ненавидимую часть тела.

Надавать ему рекомендаций, накормить его методами, занять экспертную позицию. Такой подход преобладает среди ведущих программ похудения, распространителей косметологических услуг и эстетической хирургии. Принципиальное отличие психотерапии в работе с данной проблематикой в том, что терапевт работает не с исправлением или улучшением тела, внешности клиента, а с осознанием тех чувств и переживаний, которые клиент проецирует на свою внешность, принятием своего тела и восстановлением целостности образа Я.