Все статьи

Методики диагностики нарушения мышления

18 мар. 2017
4040
«КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ»

Это классическая методика из «золотого фонда» отечественной психологии. Ее применяют для исследования процессов обобщения и абстрагирования, но она также применима к анализу последовательности умозаключений испытуемых, критичности, обдуманности действий испытуемых, личностных реакциях испытуемых на собственные достижения, а также особенностей их внимания и памяти. Изначально методика была предложена немецко-американским психологом Куртом Гольдштейном (автор одной из первых классификаций афазий), который также внес большой вклад в развитие психосоматической медицины. Предложенная им диагностическая методика в последующие годы была модифицирована Выготским и Зейгарник. В частности, если Гольдштейн в исходном варианте предполагал классификацию реальных предметов, которые раскладывались перед больным, то в отечественном варианте на смену реальным предметам пришли карточки. В классической классификации использовалось 70 карточек, а само исследование проходило в несколько этапов:
  • ЭТАП ГЛУХОЙ ИНСТРУКЦИИ: испытуемому предъявляется инструкция: «разложите карточки на группы по принципу «что к чему подходит»;
  • НОМИНАТИВНЫЙ ЭТАП: испытуемого просят дать название группам или (если есть проблемы с называнием) просто объяснить, почему он сложил те или иные предметы в одну группу. Здесь есть определенное ограничение: если испытуемый образовал несколько групп, но у него остались единичные карточки, то ему указывают на то, что карточки не должны лежать по одной;
  • ЭТАП УКРУПНЕНИЯ ГРУПП: здесь испытуемых просят объединять уже не карточки, а группы – таким образом, чтобы групп осталось как можно меньше, а каждую из них можно было как-то назвать. При этом допускается перекладывание карточек из одной группы в другую. В идеале мы должны получить от испытуемого 2-3 логично скомпонованные группы и объяснение того, почему он образовал именно такие группы. Если групп все же получилось больше 3-х, то нужно поставить перед испытуемым задачу свести их количество к трем и как-то назвать каждую (но это уже дополнительный 4-й этап). Самой сложной группой карточек в этой методике считается группа «измерительные приборы» - если испытуемый правильно формирует и называет эту группу, то мы уже не можем говорить, что у данного пациента присутствуют признаки снижения уровня доступных обобщений.
  • «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ». Эта методика также предназначена для исследования аналитико-синтетической деятельности и способности к обобщению, отвлечению и выделению существенных признаков. В классическом варианте эта методика включает 19 карточек, на каждой из которых изображены 4 предмета, один из которых всякий раз будет лишним, а три других могут быть объединены в группу. Карточки предъявляются испытуемому по одной. При предъявлении карточек дается следующая инструкция: «укажите, какой предмет является лишним; объедините остальные три предмета в группу по какому-то признаку, назовите этот признак и дайте этой группе название». Существует вербальный вариант этой методики – «исключение понятий».
  • МЕТОДИКА ПИКТОГРАММ. Эта методика обладает довольно широким спектром диагностических возможностей. Исходно она создавалась как методика исследования опосредованного запоминания. Применяя эту методику для исследования мышления больного, нельзя ему об этом говорить – официальная «легенда» должна заключаться в том, что вы исследуете его память, внимание или работоспособность. Испытуемому выдается лист бумаги и карандаш, которым он должен рисовать пиктограммы, облегчающие запоминание предъявляемых слов. При этом обязательно нужно предупредить испытуемого о том, что буквы и цифры ему писать нельзя. При предъявлении слов нужно чередовать абстрактные и конкретные понятия, простые и сложные, эмоционально нейтральные и эмоционально насыщенные (а среди последних – позитивные и негативные). Начинать и заканчивать испытание лучше всего простыми понятиями. Некоторые авторы считают, что эта методика имеет проективный смысл.
  • МЕТОДИКА «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ». Это пример методики со сложной инструкцией, которая звучит примерно так: «В левой части листа друг под другом написаны 2 слова – «лошадь» и «жеребенок». В правой части листа под словом «корова» написаны 5 слов: «пастбище», «молоко», «рога», «теленок» и «бык». Ваша задача – из написанных в нижней строчке пяти слов выбрать одно такое, чтобы оно находилось в таком же отношении к слову «корова», в каком слово «жеребенок» находится к слову «лошадь».