Это классическая методика из «золотого фонда» отечественной психологии. Ее применяют для исследования процессов обобщения и абстрагирования, но она также применима к анализу последовательности умозаключений испытуемых, критичности, обдуманности действий испытуемых, личностных реакциях испытуемых на собственные достижения, а также особенностей их внимания и памяти. Изначально методика была предложена немецко-американским психологом Куртом Гольдштейном (автор одной из первых классификаций афазий), который также внес большой вклад в развитие психосоматической медицины. Предложенная им диагностическая методика в последующие годы была модифицирована Выготским и Зейгарник. В частности, если Гольдштейн в исходном варианте предполагал классификацию реальных предметов, которые раскладывались перед больным, то в отечественном варианте на смену реальным предметам пришли карточки. В классической классификации использовалось 70 карточек, а само исследование проходило в несколько этапов:
ЭТАП ГЛУХОЙ ИНСТРУКЦИИ: испытуемому предъявляется инструкция: «разложите карточки на группы по принципу «что к чему подходит»;
НОМИНАТИВНЫЙ ЭТАП: испытуемого просят дать название группам или (если есть проблемы с называнием) просто объяснить, почему он сложил те или иные предметы в одну группу. Здесь есть определенное ограничение: если испытуемый образовал несколько групп, но у него остались единичные карточки, то ему указывают на то, что карточки не должны лежать по одной;
ЭТАП УКРУПНЕНИЯ ГРУПП: здесь испытуемых просят объединять уже не карточки, а группы – таким образом, чтобы групп осталось как можно меньше, а каждую из них можно было как-то назвать. При этом допускается перекладывание карточек из одной группы в другую. В идеале мы должны получить от испытуемого 2-3 логично скомпонованные группы и объяснение того, почему он образовал именно такие группы. Если групп все же получилось больше 3-х, то нужно поставить перед испытуемым задачу свести их количество к трем и как-то назвать каждую (но это уже дополнительный 4-й этап). Самой сложной группой карточек в этой методике считается группа «измерительные приборы» - если испытуемый правильно формирует и называет эту группу, то мы уже не можем говорить, что у данного пациента присутствуют признаки снижения уровня доступных обобщений.
«ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ». Эта методика также предназначена для исследования аналитико-синтетической деятельности и способности к обобщению, отвлечению и выделению существенных признаков. В классическом варианте эта методика включает 19 карточек, на каждой из которых изображены 4 предмета, один из которых всякий раз будет лишним, а три других могут быть объединены в группу. Карточки предъявляются испытуемому по одной. При предъявлении карточек дается следующая инструкция: «укажите, какой предмет является лишним; объедините остальные три предмета в группу по какому-то признаку, назовите этот признак и дайте этой группе название». Существует вербальный вариант этой методики – «исключение понятий».
МЕТОДИКА ПИКТОГРАММ. Эта методика обладает довольно широким спектром диагностических возможностей. Исходно она создавалась как методика исследования опосредованного запоминания. Применяя эту методику для исследования мышления больного, нельзя ему об этом говорить – официальная «легенда» должна заключаться в том, что вы исследуете его память, внимание или работоспособность. Испытуемому выдается лист бумаги и карандаш, которым он должен рисовать пиктограммы, облегчающие запоминание предъявляемых слов. При этом обязательно нужно предупредить испытуемого о том, что буквы и цифры ему писать нельзя. При предъявлении слов нужно чередовать абстрактные и конкретные понятия, простые и сложные, эмоционально нейтральные и эмоционально насыщенные (а среди последних – позитивные и негативные). Начинать и заканчивать испытание лучше всего простыми понятиями. Некоторые авторы считают, что эта методика имеет проективный смысл.
МЕТОДИКА «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ». Это пример методики со сложной инструкцией, которая звучит примерно так: «В левой части листа друг под другом написаны 2 слова – «лошадь» и «жеребенок». В правой части листа под словом «корова» написаны 5 слов: «пастбище», «молоко», «рога», «теленок» и «бык». Ваша задача – из написанных в нижней строчке пяти слов выбрать одно такое, чтобы оно находилось в таком же отношении к слову «корова», в каком слово «жеребенок» находится к слову «лошадь».