Все статьи

Забывание. Нарушения памяти

18 мар. 2017
5401
Забывание – это проблема узнавания/воспроизведения. Иными словами, это некоторая проблема, связанная с припоминанием, обусловленная нарушением процессов трансформации следов памяти. След памяти – это не пассивное, а активное образование, которое вступает в связи с другой информацией, которая уже хранится в памяти. В этой связи процесс припоминания может быть связан с тем, что след так или иначе неправильно взаимодействует с тем, что уже хранится в памяти. С другой стороны, за припоминанием стоит важный защитный механизм нервной системы, который
  • позволяет справляться с потоком информации извне;
  • затормаживает то-что-было, чтобы позволить обработать то-что-поступает-сейчас.

Этот механизм называется ретроактивным торможением. Суть: последующие элементы тормозят предшествующие. Этот механизм действует и в норме. Патологическое повышение/понижение эффективности работы этого механизма – уже отклонение. Сам термин изначально был предложен М. Фуко. Обратный вид торможения – проактивное торможение: это уже не естественный процесс, при котором предыдущие элементы тормозят последующие (e.g. Человек попал в тяжелую автокатастрофу, его привозят в госпиталь – и он не может запомнить даже своего лечащего врача, поскольку воспоминания о пережитой аварии тормозят более поздние).

Память поддается произвольному управлению, причем настолько хорошо, что уже изобретено множество стратегий и мнемотехник, позволяющих улучшать память и делать ее работу более эффективной.
При анализе мнестических процессов важно оценивать гностический уровень, на котором память также представлена. Рассматривая нарушения памяти в нейропсихологии обычно выделяют модальноспецифические и модальнонеспецифические нарушения памяти, но вообще в медицине популярна и другая классификация нарушений памяти (по степени тяжести):

АМНЕЗИИ: это самые грубые патологические нарушения. Эти состояния также известны как амнестические синдромы, которые состоят из целого комплекса расстройств;
ГИПОМНЕЗИИ: снижение памяти. При гипомнезиях процессы памяти сами по себе сохранны, но работают недостаточно эффективно;

ГИПЕРМНЕЗИИ: болезненные усиления памяти и воспоминаний. В памяти удерживается обилие малосущественных деталей, а само всплывание этих деталей носит непроизвольный, навязчивый и болезненный характер – эти «вспышки» (который могут быть полимодальными) тупо мешают жить. 21 Вопреки мнению голливудских ученых, гипермнезия не зависит от уровня интеллекта, Лектор сталкивалась с этим феноменом только у левшей;

ПАРАМНЕЗИИ: самый легкий класс расстройств. Это – так называемые «ошибки памяти», вроде ложных воспоминаний (déjà vu – «уже виденное» и jamais vu – «никогда не виденное»). Обычно в парамнезиях большую роль играют эмоции и аффекты.

В нейропсихологии основной является такая классификация нарушений:
  • МОДАЛЬНО- СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ - это нарушения памяти в рамках одной модальности. Эти нарушения связаны с нарушениями 2-го блока мозга по Лурии – как правило, это гипомнезии (снижения памяти). За ними стоит первичный гностический уровень конкретного анализатора.
  • МОДАЛЬНО- НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ - это нарушения памяти, проявляющиеся во всех модальностях. В нейропсихологии их связывают с патологиями 1-го блока мозга по Лурии и соотносят с амнезиями.
  • НАРУШЕНИЯ МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛОМ (ПСЕВДОМНЕЗИИ) - это нарушения памяти как деятельности, человек не ставит перед собой задачу что-то запомнить. Это – псевдомнезии, которые наблюдаются при патологиях структур, входящих в 3-й блок мозга по Лурии (фронтальные и префронтальные лобные отделы)


Модальнонеспецифические нарушения памяти (амнезии)

АМНЕЗИЯ (АМНЕСТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ) – это патологическое забывание текущих событий, массивное нарушение памяти, также известное как корсаковоподобный синдром.

Корсаковский синдром был описан на материале алкоголиков. Он отмечается при алкогольных деменциях/психозах, после «белой горячки» и проходит на фоне тяжелой интоксикации, однако мозговых поражений здесь нет. При определенной патологии мозговых структур может наблюдаться картина, весьма похожая на корсаковский синдром – она и называется амнестическим или корсаковоподобным синдромом. Иногда это же расстройство врачи называют расстройством памяти по типу антероградной амнезии (суть: трудности обращения к следам памяти или индивидуального опыта после возникновения повреждений нервной системы – та самая память на недавние события). Еще одно название таких нарушений памяти в медицине – фиксационная амнезия (считалось, что в основе антероградной амнезии лежат трудности процесса следообразования – след не фиксируется, в результате нечего хранить и извлекать). Однако эксперименты А. Р. Лурии показали, что проблема здесь не столько в фиксации следа, сколько в процессах припоминания. Массивность этих нарушений связана не только с тем, что память на текущие события страдает во всех модальностях, но и с тем, что она проявляется при поражении разных уровней 1-го функционального блока мозга (по Лурии):
  • при поражении гиппокампов (медиобазальные лобные отделы);
  • при поражении гипоталамо-диэнцефальных отделов (в т. ч. Гипоталамус, мамиллярные тела, структуры 3-го мозгового желудочка, медиальные отделы лобных долей).

Рассматривая массивные нарушения памяти и корсаковоподобный синдром, Лурия выделил три базовых механизма/фактора, лежащих в основе модальнонеспецифических нарушений памяти:

1. Самый базовый механизм, лежащий в основе модальнонеспецифических нарушений памяти и связанный с обоими вышеозначенными уровнями – это патологическая (повышенная) тормозимость следов интерферирующим воздействием. В чем он проявляется? Рассмотрим на примере методики запоминания 10 слов. Такие больные могут без труда запомнить все 10 слов (и даже уложиться в нормативное количество попыток). После этих 10 слов с больными можно побеседовать (это будут интерферирующим воздействием на только что образовавшиеся следы памяти) и снова попросить назвать ранее предъявленные слова. И тогда больной назовет максимум половину слов. Такая стираемость следов и является проявлением ретроактивного торможения и повышенной тормозимости следов интерферирующими воздействиями. Причем этот механизм можно будет наблюдать при запоминании стимулов любой модальности и любой степени сложности и организации материала.

2. Нарушение избирательности воспроизводимого материала. Этот механизм связан с «верхним этажом» структур 1-го блока – медиобазальными лобными отделами. Симптомы: контаминации (признается всеми), конфабуляции (вызывает споры).

КОНТАМИНАЦИИ – совмещают путание следов памяти, которые равновероятно актуализируются и трудность выбора тех следов, которые нужны here & now. Это часто проявляется при запоминании двух конкурирующих стимульных рядов, но может наблюдаться и при запоминании просто двух разных стимульных рядов.

КОНФАБУЛЯЦИИ – более грубое нарушение, при котором спутываются не стимулы из разных заданий, а стимулы из задания и прошлый опыт больного. Это – компенсаторный симптом, позволяющий заполнять мнестические пробелы. Конфабуляции всегда несут оттенок индивидуального опыта.

Оба этих механизма могут присутствовать одновременно (например при корсаковском синдроме – алкогольной деменции) – это говорит о том, что практически весь 1-й блок находится в патологическом состоянии. Это может быть следствием черепно-мозговых травм, массивных опухолей или обширных кровоизлияний в мозг (гемморрагических – когда сосуд разрывается и заливает мозг кровью, либо ишемических – когда сосуд сужается).

3. Нарушение функции следообразования: этот механизм изучен меньше всего, и его сложнее всего смоделировать в экспериментальной ситуации. В свое время ими серьезно занималась Н. К. Корсакова, которая описывала механизм слабости следообразования следующим образом: «В норме максимальное время, когда пустая пауза не искажает воспринятый след – три минуты. Так вот, если после трех минут пустой паузы человек не может вспомнить то, что он только что запоминал, либо он амнезирует сам факт того, что он запоминал что-то, то это и есть показатель такого модальнонеспецифического механизма нарушения памяти, как слабость следообразования». Этот механизм связан с гипоталамо- диэнцефальным уровнем 1-го блока мозга и не имеет отношения к корковым отделам. Здесь даже нет необходимости создавать условия для интерференции – даже пустая пауза позволяет обнаружить симптомы. Этот механизм присутствует только в сочетании с первыми двумя, либо в сочетании с первым из них.

Модальноспецифические нарушения памяти (гипомнезии)
Гипомнезии связываются с нарушениями 2-го функционального блока по Лурии. Здесь на первый план выходит роль гностического компонента в мнестических функциях. По сути, механизмы те же – что-то не так тормозится, что-то не так извлекается. Однако здесь эти механизмы соотносятся с другими мозговыми структурами, а следовательно, они несколько по-другому содержательно проявляются. Но суть, по большому счету, одна и та же. Все что касается расстройств следов памяти – это либо путание одних следов с другими, либо стирание одного следа другими, либо слабость образования следов. Модальноспецифичность нарушения предполагает расстройство памяти в рамках какой-то одной анализаторной системы.

Механизмы, лежащие в основе модальноспецифических нарушений:

1. Тормозимость следов внутри одного стимульного ряда: следы тормозят и «забивают» друг друга. Иногда это проявляется в таких симптомах, как сужение объема восприятия – больному сложно повторить то, что его просят повторить. При этом иногда можно наблюдать «эффект края», при котором максимальному торможению подвергаются следы в середине (их тормозят предыдущие и последующие следы). Что характерно: количество предъявлений не улучшает, а напротив, ухудшает запоминание: это происходит из-за перегрузки сенсорного канала (вспоминаем акустико-мнестическую афазию).

2. Нарушение избирательности воспроизводимого материала (в рамках конкретного анализатора). Здесь нет контаминаций и следы из разных заданий не путаются. Однако здесь путаются важные признаки для данной сенсорной модальности. Например, для слов важны фонемы и семантическая отнесенность (значения). А здесь вместо «дом–лес–кот» больной будет выдавать что-то из серии «в дом влез гот».

3. Псевдомнезии. Псевдомнезии отмечаются при нарушении 3-го блока мозга и связаны с поражением фронтальных и префронтальных отделов. Основной механизм – нарушение произвольности мнестической деятельности – заключается в том, что память нарушается как произвольная деятельность. С одной стороны эти нарушения напоминают модальнонеспецифические, потому как наблюдаются они при запоминании любого стимульного материала и во всех модальностях. Однако, с другой стороны, за этим стоит единственный механизм, вследствие которого память нарушается как произвольная деятельность. Кроме нарушений памяти в данном случае будут наблюдаться нарушения всех других ВПФ по типу «псевдо» – общий лобный синдром. Так как за этим стоит нарушение произвольной регуляции мнестической деятельности, то у больного вообще нарушается произвольное запоминание. Все что он запоминает и воспроизводит – результат работы непроизвольного запоминания. Здесь может запускаться поток ассоциаций и побочных вплетений и т. д. – но это будут не конфабуляции, а какие-то расторможенные реакции (вы ему – «мяч», он вам – «теннисный»; вы ему – «кошка», он вам – «собака»). Если на больного «надавить», то процесс воспроизведения слов может свестись к называнию стимулов из комнаты: «дверь», «выключатель», «лампа», «доктор».