Все статьи

К сердцу прижмёт, к чёрту пошлёт

06 июн. 2018
731
В этой статье продолжаю рассматривать нарушение чувства привязанности, следствием которого является невозможность выстроить длительные устойчивые эмоционально-интимные отношения.

Амбивалентно (двойственная) - избегающий тип привязанности.
Такая привязанность формируется, если мать проявляет непостоянство: один раз подойдет к ребёнку, приласкает, а следующий раз проигнорирует или проявит раздражение, агрессию. Ребёнок начинает воспринимать окружающий мир таким же нестабильным и непредсказуемым, как и отношение матери.

У мамы в свою очередь нет внутренней связи с ребенком, она не понимает, что происходит с ним внутри, ее родительское поведение направлено лишь на внешние проявления, которые подчас противоречивы. Между младенцем и матерью нет эмпатического общения, что неблагоприятно сказывается в дальнейшем на становлении и формирования женского начала у дочери.

Рассмотрим, как такое отношения матери сказывается на отношениях взрослой дочери.

Случай 1.

Саша родилась спустя пять лет после смерти годовалого брата. Ее рождение совпало со смертью бабушки по материнской линии. Отец был в командировке.

Одиночество, смерть, страх потерять еще одного ребенка опустошили душу матери. Новорожденная дочь постоянно требовала внимания. Крик ребенка раздражал, утомлял женщину, помощи ждать не приходилось. Она с трудом заставляла себя встать с постели и подходить к плачущей девочке. Сил хватало только на механическое выполнение обязанностей по уходу за младенцем. Перепеленать, дать рожок, из-за смерти матери, у женщины пропало грудное молоко, нежных сосках появились трещины, что позже привело к маститу.

Молодая мама боялась брать новорожденного ребенка на руки, а если и отваживалась, то только через пеленку. Тактильный контакт между матерью и ребенком практически отсутствовал.

Но тяжелее всего сказалось на развитии чувства привязанности отсутствие эмоционального контакта между дочерью и матерью в столь раннем возрасте. Малышка тянула радостно ручки к матери (многим из нас знаком младенческий комплекс оживления), светилась от счастья и радости, но женщина недовольна и брезгливо морщилась в ответ. На положительные эмоции ее не хватало, она переживало личное горе.

Парадоксально, но часто мы не можем радоваться новому человечку, пришедшему в нашу жизнь, потому что не в состоянии отпустить умершего близкого человека. Но жизнь принадлежит живым, это её негласный закон, нарушение часто приводит к психологическому опустошению и бесплодию. Сашенька выросла, стала хрупкой, изысканной, красивой женщиной. Только вот в подсознании она несла программу отвержения. Как только кто-то из мужчин оказывал ей знаки внимания и приветливо улыбался, ее нежное лицо становилось каменным, а губы брезгливо морщились.

Ко мне она пришла, потому что хотела безболезненно завершить отношения, обернувшиеся адом отвержения. Но ад создала она сама.

Она не понимала, что надменным тоном, брезгливым выражением лица ранила и отвергала любимого мужчину.

Здоровая часть души, не пораженная материнским отвержением, стремилась к любви, но стойкое эмоциональное отвержение девочки с самого рождения, когда малышку берут на руки через пеленку, недовольно морщатся как на улыбку, так и на плач, оставили неизгладимый след в душе. Поэтому при проявлении внимания со стороны мужчин и малейшей возможности выстроить отношения Саша отвечала согласием, но говорила это так грубо, что мужчины сбегали и не приходили больше на свиданья.

Ожесточаясь после очередной сорвавшейся попытки встречи, Саша перезванивала поклоннику и тоном, не терпящим возражений, назначала новую встречу. Но мужчина и не думал приходить. Потому что на свидания ходят не по приказу, а по желанию.

Саша бессознательно воспроизводила манеру общения с ней матери.

Попытки выстроить отношения с мужчиной, который сумел растопить лед в ее душе на какое- то время, ни к чему хорошему не привели. В итоге Саша появилась в моем кабинете в состоянии крайнего эмоционального истощения, ее вес был 38 кг в возрасте 37 лет. История молодой женщины как нельзя лучше демонстрирует нарушение чувства привязанности, сформированного в раннем детстве.

Трагедия Саши, заключалась в том, что в ее истории все звезды сошлись в неблагоприятный квадрат. Бессознательное отвержение матерью из-за того, что она родилась девочкой, а не мальчиком. Практически каждый ребенок, рожденный вслед за умершим сиблингом, воспринимается родителем как рожденный «вместо». И предназначается для восполнения утраты, с которой сложно или невыносимо смириться.

Отвержение из-за несоответствия пола ожидаемому усугубилось послеродовой депрессией, одиночеством, смертью матери накануне родов.

В глубинной психологии есть понятие комплекса мертвой матери. Когда мать по тем или иным причинам находится рядом с ребенком физически, но отсутствует психологически.

Психологически отсутствующая мать не отражала Сашу на уровне чувств. Добросовестно исполняя обязанности по уходу за младенцем, не давала ей обратной эмоциональной связи, точно так же как не выказывала своих эмоций, которые из-за депрессии отсутствовали.

Очень часто женщина после родов ощущает себя подавленной из-за того, что больше не может принадлежать себе и вести привычный образ жизни. Ей кажется, что жизнь закончилась с рождением ребенка, у которого все впереди, в то время как у нее ничего хорошего уже не будет. Подобные мысли являются причиной завистливых атак матери на дочь.

Саша не стала исключением.

Двойственный характер отношения матери к дочери в этом случае проявился в том, что при психологической агрессии и отсутствии эмоциональной поддержки и обратной связи, родители окружили Сашу сверх заботы в бытовом плане. Мама проглаживала пеленки, перед тем, как завернуть в них дочь, но никогда из-за страха не брала на руки голого младенца, т. е. соприкосновение с телом матери было либо через подогретую пеленку, либо через фланелевое одеяло. Девочка туго пеленалась, но распашонки на нее не одевались, т. к. мать боялась повредить ручки малышки.

Угнетенное состояние матери не могло не сказаться на процессе кормления. Через три недели после рождения Саши, она заболела тяжелой формой мастита и была госпитализирована, после возращения из больницы речь о грудном вскармливании больше не шла.

Драма раннего отвержения Саши усугубилась появлением брата, рождение которого не было отягчено такими трагическими обстоятельствами.

На примере этой женщины хорошо видно, как формируется энергетическая матрица души.

Под матрицей подразумеваю сумму переживаний, вытесненных ребёнком в бессознательное. Длительные эмоции образуют в подсознании что-то наподобие кристаллической решётки в насыщенном растворе. Это что-то невидимое, неосязаемое, но постоянно присутствующее в психике, как магнитное поле направляющее бессознательное поведение посредством шаблонных сценариев, установок восприятия, принципов структурирования мышления.

Сашина матрица формировалась в сценарии проявить себя, играть, веселиться — значит быть отверженной, изгнанной из рая родительской любви. Поэтому для того, чтобы быть рядом с теми, кого ты любишь, нужно быть очень послушной, ничего не просить, не заявлять о себе, о своих потребностях. Но даже, отказавшись от проявления естества, ты не можешь рассчитывать на эмоциональное принятие и любовь. Твое присутствие будут просто терпеть и только.

Восприятие и структурирование информации, полученной из внешнего мира было заточено под отвержение.

В этом случае пренебрежение потребностями ребенка сопровождалось с завистливыми атаками матери на расцветающую женственность дочери в подростковом возрасте.

Агрессия и пренебрежение в сочетании с бытовой гиперопекой сформировали противоречивый сценарий поведения: забота как одолжение, желание близости как снисхождение до любимого.

Дети, выросшие в условиях эмоционального отвержения и холодности, с трудом распознают эмоции, у них плохо развита рефлексия. Поэтому Саша не могла отследить, как отталкивала мужчин холодностью, надменностью. Требовала от любовников отчета по малейшему поводу. Ей казалось, что мужчины её отвергают, но на самом деле, это она бессознательно отталкивала их.

Мужчины от адской смеси заботы, упакованной в суровую требовательность неукоснительно следовать инструкциям, за малейшее отклонение от курса — «расстрел», от просьб о встречах, отданных в приказном тоне, бежали как от огня. Это как раз тот случай, когда левая рука не ведает о том, что творит правая.

Поддержка и участие в процессе психотерапии сделали свое дело. Вес стал соответствовать нормам. У женщины сформировалась психологическая устойчивость. Появились друзья. Она купила машину, не смотря на недовольство родителей, стала ездить отдыхать не сними, а с коллегами или с друзьями.

В отношения вступать пока не торопится. Но это дело времени, когда Саша найдет в себе силы вступить в контакт с теневыми аспектами личного бессознательного, которые отталкивают мужчин, проявляющих к ней искреннюю симпатию и интерес.

На примере Саши видно, что нарушение первичной привязанности ребенка к матери влечет за собой нарушение привязанностей во взрослой жизни. Так формируется истерическая зависимость от мужчины.

С этой точки зрения разлука опасна для ребенка, а непрерывность общения с матерью играет важную роль в формировании его душевного здоровья в дальнейшем. Дети, лишенные общения с матерью, демонстрируют серьезные нарушения в области эмоционально близких отношений.

Девочки с нарушенным чувством привязанности становятся женщинами, которым очень сложно выстроить эмоционально близкие отношения с мужчинами.

Сценарий любовного поведения Саши можно отнести к амбивалентно-избегающему. Эта стратегия поведения формируется в паре ребенок — мать. Стремление малыша к эмпатии, эмоциональной и физической близости блокируется болезненным отказом матери. Девочка, а позднее и женщина, в близких отношениях как будто бы балансирует между приближением и избеганием. Эта защитная форма поведения сформировалась в детстве, благодаря которой ребенку удавалось уменьшить тревогу и гнев быть в безопасной близости с матерью, а взрослой женщине с любимым мужчиной.

Женщина постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому человеку. То стремление к близости, то отвержение. При этом перепады в отношениях частые, непредсказуемые для партнера и без полутонов. И это не зависит от мужчины и не может им регулироваться.
Редкий мужчина выдерживает подобные американские горки, что и происходило с партнёрами Саши.
Более подробно ознакомиться с другими типами нарушения привязанности можно в моей книге "Когда у меня вырастут крылья:трансформация от подростковой наивности к зрелой женственности".